Понятием "стиль" обозначается один из фундаментальных законов художественного творчества, без которых невозможно создание художественного произведения, этого законченного продукта писательского труда, и возникновение иных, более крупных художественных систем (литературных школ, течений, направлений). Любой мало-мальски сведущий читатель даже интуитивно ощущает то, что на языке критики и литературоведения назьшают стилем. Однако, несмотря на то, что термин "стиль" существует с очень давних времен, а попыток определения сущности самого закона стиля предпринималось колоссальное количество, до сих пор сохраняются существенные разночтения в понимании этого закона и применении этого термина. Можно сказать, что стиль - это едва ли не самая неопределенная, самая размытая, самая "безразмерная" художественная категория. И это крайне затрудняет разработку методики стилевого анализа литературного произведения.
Еще МБ. Ломоносов в своей теории "трех штилей" под "штилем" понимал "образ сочинения, писания или выражения мыслей словами". И толкование стиля как категории художественной формы надолго утвердилось в науке о литературе. Так, в "Поэтическом словаре" А.П. Квятковского (М., 1966) под стилем понимается "совокупность средств и приемов художественной выразительности...". С этой точкой зрения сходятся опре деления, которые дают в своих работах другие отечественные теоретики - Г.Н. Поспелов, А.Н. Соколов, И.Ф. Волков, Я.Е. Эльсберг. В современном английском "Словаре литературных терминов" также утверждается, что
"стиль (1) манера передачи мыслей посредством слов; (2) характерные способы построения фраз и характерные средства выразительности на письме и в устной речи; (3) отличительные особенности литературного текста, касающиеся больше его формы, нежели содержания".
При этом, как правило, подчеркивается, что "стиль — это доминанта художественной формы, ее организующая сила" (Я.Е. Эльсберг);
"синтезирующее понятие, которому подчиняются все языковые формы произведения" (В. Кайзер).
Другие отечественные исследователи стиля включают в его "компетенцию" не только элементы художественной формы, но элементы содержания произведения, утверждая, что стиль обеспечивает единство содержания и формы, что именно единство содержания и формы осуществляется по закону стиля. Так, по мнению Л.И. Тимофеева, стиль представляет собой
"единство основных идейно-художественных особенностей (идеи, темы, характеры, сюжеты, язык), обнаруживающиеся на протяжении всей творческой работы писателя"4.
А.Ф. Лосев полагал, что стиль есть не только художественное содержание и не есть только художественная форма, он также не есть только слияние содержания с формой, но стиль включает в себя и доэстетические факторы (первичные впечатления, жизненные ориентировки художника). Ученый пишет:
"Художественный стиль, во-первых, есть принцип конструирования; во-вторых, принцип конструирования именно всего потенциала художественного произведения в целом"5.
Более конкретизирующее определение отношения между стилем и художественной целостностью дает Ю.Б. Борев:
"Стиль - единая "генная" программа, принцип создания художественного единства, определяющий как целостность всего произведения, так и обеспечивающий в каждом его элементе "предствителъство" этой целостности.
С этой точкой зрения солидарен и М.М. Гиршман: "... Стиль — это и есть непосредственно ощутимое присутствие и выражение этой целостности в каждом составном элементе произведения и в законченном произведении в целом (...) Понятие стиля здесь, прежде всего, фиксирует преображающую взаимосвязь элементов в единстве художественного мира, где все необходимо и незаменимо"7.
Однако все эти определения недостаточны, прежде всего, потому, что не специфичны. Когда говорят, что стиль -это доминанта формы или что стиль обеспечивает единство содержания и формы, но ведь то же самое можно сказать и о жанре8. Когда утверждают, что стиль обеспечивает конструктивное единство произведения, закономерно возникает вопрос -а какие же тогда функции выполняет жанр? Даже положение о том, что в стиле художественная целостность непосредственно ощутима и выражена, не проявляет специфику стиля, ибо и жанровая конструкция произведения также делает целостность художественного мира наглядно-зримой. В принципе, целостность произведения обеспечивается всеми художественными структурами, образующими его "каркас": не только стилевая, но и жанровая структура в совокупности с принципами творческого метода формируют произведение как идейно-эстетическое целое. Каждая из всех трех структур (стиль, жанр, метод) обеспечивает свой аспект целостности.
Стиль, говорят многие современные исследователи, в отличие от жанра, характеризует мобильные, подвижные качества литературы: стиль - это, прежде всего, индивидуальность, своеобразие, в то время как жанр связан с каноническими, устойчивыми свойствами произведения. Наиболее отчетливо эту точку зрения формулирует М.М. Гиршман:
"Жанр определяет объективно существующую традицию (...), конкретизирует опыт предшествующего исторического развития - "память искусства". Стиль (...) преображает закономерную организованность текста в органическое выражение целостной индивидуальности человека-творца".
Подобное понимание стиля вызывает возражения. Так, в эпохи, когда господствует нормативная эстетика (античность, средневековье и т.п.), стиль вовсе не служит специальным выразителем индивидуального начала в искусстве. В универсальных художественных системах, которые существовали в нормативные эпохи10, стиль, как и жанр, был связан с каноном и имел весьма устойчивые, повторяющиеся из произведения в произведение качества. Именно через стиль и через жанр канон, понимаемый как некий заданный Богом закон жизни, воплощался и выражался в художественном тексте.
И наоборот, в культуре Нового времени все художественные системы: и жанр, и стиль - ориентированы на то, чтобы выразить прежде всего индивидуальное, своеобразное, своеобычное видение мира художником. И в этом смысле подвижность и динамичность структур становится характерным свойством не только стилей, но и жанров. Индивидуальные жанровые формы, например, в такой же степени неповторимы, как и индивидуальные стилевые качества произведений. Довольно частым случаем становится рождение жанров и жанровых разновидностей, которые не совпадают с каноническими жанрами (например, "Война и мир" поначалу обозначалась самим автором как
"книга", лишь впоследствии наука определила ее как роман-эпопею). То же самое касается стилей: например, в русской литературе 1920-х годов "орнаментальный стиль" находил выражение в жанре новеллы и в жанре повести, в жанре поэмы и в
жанре баллады...
Таким образом, дифференциация стиля и жанра по линии "индивидуальное - традиционное" не подтверждается исторической практикой. Главное же, что различает стиль и жанр - это их функции в созидании художественного целого.
Стиль с точки зрения литературоведения и стиль с точки зрения языкознания. Стиль и стилистика.
В настоящее время этот вопрос основательно запутан в связи с введением на филологических факультетах учебного предмета "Лингвистический анализ художественного текста".
Начнем с более простого: с дифференциации понятий "стиль" и "стилистика".
"Стиль и стилистика - это разные понятия. Стилистика - учение о поэтическом языке. Стиль связан не только с поэтическим языком, но со всеми сторонами поэтического произведения..."
- указывает В.М. Жирмунский. Тем самым он проводит различие между объемами понятий "стилистика" и "стиль". Однако
остается неясность по главному аспекту проблемы: как соотносятся стилистика, т.е. анализ поэтического языка, а шире -художественного текста, и стилевой анализ художественного произведения - в чем состоит различие между ними, где они смыкаются, каковы их взаимоотношения?
Наиболее определенно на этот вопрос отвечал известный лингвист Г.В. Степанов. В работе "О границах лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста" он писал:
"Стилистика, будучи лингвистической дисциплиной, не может заменить литературоведческого анализа художественного произведения. Семантика стилистических единиц и идея-содержание по-разному соотнесены с языком. Стилистические единицы, выявляемые лингвистическим анализом, не оформляют непосредственно содержание, они выражают наиболее целесообразным способом смысл языковых форм, используемых для передачи эстетически преобразованного опыта. Идея-содержание только передается при помощи языка, но находится вне него. Структура элементов опыта (структура или система денотатов как отражение в мышлении предметов внешнего мира), строго говоря, не относится к компетенции лингвиста. Напротив, литературоведа в первую очередь как раз и интересует сфера обозначаемого (структура элементов опыта), а лингвистический анализ нужен ему лишь постольку, поскольку он помогает обнаружить очертания и пределы этой сферы"'6.
И далее:
"Художественное произведение, будь то басня или роман-эпопея, соответствует главному качеству: структурно и содержательно оно должно составлять единое целое. Для лин гвиста целое — это связанный текст, для литературоведа — это фрагмент действительности, запечатленный в тексте, и при анализе его исследователь должен считаться даже с тем, что правильные грамматические связи могут быть нарушены во имя цельности образной системы".
Наряду с проблемой целостности, Г.В. Степанов напоминает и о других специфических проблемах, которые встают перед литературоведом при анализе анализом художественного
произведения - о проблеме образа и его динамичности, проблеме личностности (т.е. субъективного восприятия мира автором-художником). Ученый заключает:
"Все эти проблемы (целостность, динамичность образа, личностностъ) лежат вне сферы лингвистики (включая сюда общую стилистику, лингвостилистику, стилистику текста); они должны рассматриваться с точки зрения теории литературы, одним из разделов которой является стилистика, ориентированная на литературоведение и эстетику»
Н.К. Гею принадлежит удачное определение субординации языковых и литературных аспектов в художественном тексте:
"Отбор словесного материала - это этап лингвистического понимания стиля. Организаиия наличного словесного материала - предмет литературоведческого подхода к изучению произведения, к изучению принципа, который подчиняет словесный материал и лингвистическую закономерность закошу ме рности художественной, закономерности целого, так как стиль — это закон оформления содержания".
Следовательно, изучение художественного текста должно быть направлено на то, чтобы выяснить, как из материала слова, при посредстве грамматических конструкций формируется определенная система сигналов, вызывающих образные ассоциации, которые порождают "виртуальные" художественные образы и целые миры.
Взаимодействие "стиль - жанр - метод" образует структуру любой художественной системы как идейно-эстетического целого, начиная с отдельного произведения и кончая литературным направлением.
Теперь надо разобраться, в чем состоит функция каждого из этих фундаментальных законов при созидании произведения как идейно-эстетического целого, которое только в таком виде становится носителем определенной эстетической концепции человека и мира.
Творческий метод является той структурой, которая обеспечивает целостность произведения как определенной системы эстетических отношений к действительности. Принципы творческого метода (принципы творческого претворения объективного мира в художественную, реальность; принципы эстетической оценки; принципы художественного обобщения) являются своего рода "каналами связи" между внехудожественной действительностью, то есть "миром, данным в ощущениях", и возникающей в художественном тексте художественной ("виртуальной") реальностью. Принципы творческого метода являются философско-эстетической основой художественного акта, они определяют творческую стратегию. Что же касается жанра и стиля, то они определяют творческую тактику - а именно, законы внутренней организации художественного произведения.
Жанровая структура обеспечивает целостность произведения с точки зрения его конструктивной завершенности, обращающей произведение в самодостаточный образ мира - "сокращенную Вселенную". Стиль, со своей стороны, тоже обеспечивает целостность произведения. Он организует систему эстетической выразительности и тем самым обеспечивает экспрессивное единство художественного произведения. "Выражение есть