Основополагающие принципы ВТО

1. Принцип наибольшего благоприятствования (принцип недискриминации), в соответствии с которым льготы, предоставленные страной участницей ВТО какому-либо товару из другой страны, немедленно распространяются на все страны-члены ВТО.

2. Принцип национального режима торговли, означающий, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национального законодательства, регулирующего внешнюю торговлю.

3. Принцип защиты национальной промышленности только таможенными тарифами, а иными торгово-политическими мерами (квотами, стандартами, импортными и экспортными лицензиями).

4. Принцип создания устойчивой основы торговли, предполагающий, что основные тарифы должны соблюдаться и сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии.

5. Принцип содействия справедливой конкуренции путем решения вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила регулирования демпинга правительствами стран, на внутреннем рынке которых он обнаружен.

6. Принцип общего запрещения количественных ограничений импорта. Исключение составляют случаи применения количественных организаций в целях защиты платежного баланса и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего спроса.

7. Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах, предусматривающий «изъятия» (возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО) и применение «защитной оговорки» (возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в возрастающих количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям).

8. Принцип региональных торговых договоренностей, действующий в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования для региональных торговых группировок в форме таможенного союза, или зоны свободной торговли, когда пошлины и другие барьеры практически во всей взаимной торговле ликвидируются. Региональная интеграция призвана дополнять многоуровневую торговую систему.

9. Принцип специальных условий для развивающихся стран, предусматривающий поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров.

10. Принцип разрешения торговых споров путем консультаций и переговоров.

Все страны-члены ВТО принимают на себя обязательства выполнять 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируются свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему.

I. Многосторонние соглашения по торговле товарами: по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); по сельскому хозяйству; по применению санитарных мер; по текстильным изделиям и одежде; по техническим барьерам в торговле; по инвестиционным мерам, связанным с торговлей; по применению антидемпинговых мер; по субсидиям и компенсационным мерам и др.

II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

III. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

IV. Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС).

V. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

VI. Механизм обзора торговой политики.

VII. Многосторонние соглашения с ограниченным участием, обязательные только для присоединившихся членов ВТО: по торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам, молочным продуктам и говядине.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех государств-участников. Сессии конференции собираются не реже одного раза в 2 года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам. Конференция учреждает следующие комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям в целях обеспечения торгового баланса; по бюджету, финансам и администрации; по торговле и окружающей среде.

Конференция назначает Генерального директора ВТО, который назначает сотрудников Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией. Между сессиями по мере необходимости (8—10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, также состоящий из представителей всех участников.

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 147 стран, примерно 40 государств имеют в ВТО статус наблюдателя, из них более 20 стран (в том числе и Россия) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда с их последующей ратификацией законодательным органом присоединяющейся страны.

Тенденция либерализации международной торговли услугами наиболее ярко проявилась в заключении в рамках ГАТТ в 1994 г. Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Разработка Соглашения проходила в течение почти 20 лет и представляла собой сложный поиск компромисса между многими странами с разными интересами в этом специфическом секторе торговли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: