Национальное регулирование внешней торговли

8.1.

Тезисы

Сущность и цели внешнеторговой политики государства. Формы внешнеторговой политики. «Новый» протекционизм. Тарифное регулирование внешней торговли. Таможенный тариф и его функции. Таможенная пошлина. Классификация таможенных тарифов. Режим наибольшего благоприятствования во внешней торговле как главный принцип деятельности ГАТТ/ВТО. Меры нетарифного регулирования.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Принципы деятельности ГАТТ. Уругвайский раунд и его итоги. Всемирная торговая организация (ВТО) как преемница ГАТТ: цели, задачи, принципы, руководящие органы. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и ее роль в регулировании международной торговли. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Международная торговая палата (МТП). «ИНКОТЕРМС».

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

· обеспечение экономического роста;

· изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

· выравнивание структуры платежного баланса;

· обеспечение стабильности национальной валюты;

· сохранение политической и экономической независимости страны;

· обеспечение страны необходимыми ресурсами.

Современная внешнеторговая политика — это взаимодействие двух форм:

1. протекционизма — политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков; в своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.

2. либерализации, связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей; проведение политики свободной торговли (фритредерство) позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.

В реальной действительности политика фритредерства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводится, а действует как тенденции. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли.

В 50—60-е гг. преобладали тенденции к либерализации, а в 70—80-е гг. отмечена волна «нового» протекционизма. Под неопротекционизмом подразумеваются ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров. В числе приемов дополнительного давления на экспортеров товара в данную страну используются договорно-экономические механизмы «добровольного ограничения экспорта», «упорядоченных торговых соглашений», навязываемые фирмам-экспортерам. В 90-е гг. в мировой торговле доминировала политика свободной торговли.

Если говорить о равнодействующей тенденции, то результатом становится либерализация международной торговли при большей гибкости протекционистских барьеров.

Но развиваются и тенденции протекционизма:

1. Протекционизм приобретает региональный характер. В группировках происходит либерализация обмена, вводятся особые условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, что усиливает дискриминационный режим в отношении третьих стран:

а) в постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе «режима наибольшего благоприятствования»;

б) на региональном уровне вводятся правила протекционистского регулирования, позволяющие повышать таможенные пошлины при нанесении «значительного ущерба» национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров.

2. Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта — в ориентации на менее заметные меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования. Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта.

Промышленно развитые страны используют:

1. прямое субсидирование экспорта (например, на сельскохозяйственные товары);

2. экспортное кредитование (значительных по стоимости товаров, охватывает до 15% объема экспорта);

3. страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных, др. рисков).

В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних. Применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в 2 основные группы:

1. тарифные ограничения (таможенные пошлины);

2. нетарифные ограничения.

Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин. Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций:

1. защищает национальных производителей от иностранной конкуренции;

2. является источником поступления средств в бюджет государства;

3. служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Таможенная пошлина — налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу.

При классификации таможенных тарифов используются различные критерии:

1. По направлению движения товара:

o импортные — на товары, ввозимые в страну;

o экспортные — применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к товарам, которых в стране недостаточно, или на продукты нефтепереработки);

o транзитные — за провоз иностранного товаров по территории данной страны.

2. По способам установления:

o адвалорные — взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара;

o специфические — твердая денежная ставка с единицы веса, объема, количества, мощности и т.д.;

o смешанные — комбинации адвалорных и специфических пошлин.

3. По целям введения:

o преференциальные (пониженные) — для создания благоприятных условий торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной;

o дискриминационные (повышенные) — ответные на определенные действия партнера;

o компенсационные — в ответ на субсидирование экспорта в других странах;

o антидемпинговые — для выравнивание цен до уровня, считающегося нормальным.

4. В зависимости от экономических целей и результатов:

o фискальные — для увеличения притока денег в государственную казну;

o протекционистские — для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции.

В середине 50-х гг. средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30—40%; в 70-х гг. — 7—10%; в конце 90-х гг. в промышленно развитых странах — 3—5%, в России — 13—16%.

Вместе с тем величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого стране. В международной практике различают режим наибольшего благоприятствования — это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: