Реформы патриарха Никона. Раскол

До 1652 г. – до избрания на патриарший престол Никона – положение в церковно-обрядовой сфере беспокоило царскую власть. Царь и его ближайшее светское окружение почувствовали сложность перемен, которые предстояло осуществить в религиозной области и невозможность проведения такого рода реформ без теснейшего союза с церковной властью. Более того, Алексей Михайлович понял также, что недостаточно иметь во главе церкви сторонника такой реформы, нужна была сильная патриаршая власть, обладающая самостоятельностью и высоким политическим авторитетом. Как считают историки, уже в 1651 г. у Никона созрел замысел, суть которого сводилась к тому, чтобы ликвидировать зависимость церковной власти от светской, поставить ее в церковных делах выше царской власти и самому, став патриархом, занять по меньшей мере равное с царем положение в управлении Россией. 25 июля 1652 г., церковный собор избрал Никона патриархом и царь одобрил результаты выборов. Благодаря энергичной и решительной деятельности Никона был осуществлен комплекс мер, которые определили содержание и характер церковной реформы. Ее проведение началось весной 1653 г., почти сразу после принятия царем и Земским собором окончательного решения о включении Украины в состав Российского государства. Это совпадение не было случайным. Первым шагом стало единоличное распоряжение патриарха, затронувшее два обряда – поклоны и перстосложение при крестном знамении. При этом предписание патриарха не было подкреплено авторитетом церковного собора, хотя это решение затронуло наиболее привычные обряды, которые духовенство и верующие считали показателем истинности своей православной веры, свидетельством сохранения русской церковью “древнего благочестия”. Эти изменения поклонов и перстосложения вызвали недовольство верующих. Последующие решения Никона об изменениях обрядового характера были утверждены церковными соборами, созванными в 1654, марте 1655 и апреле 1656 г. Эти решения ликвидировали различие в церковно-обрядовой практике между русской и константинопольской церквами: всех верующих затронула замена двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения, “трисоставного” (восьмиконечного) креста на двоечастный (четырехкрестный), хождения во время обряда крещения по солнцу (“по солонь”) на хождение против солнца и некоторые другие перемены в обрядах.

Составной частью реформ Никона явилось решение о порядке исправления текстов в церковных книгах. Это было связано с тем, что советники Никона, сравнивая старые богослужебные книги XII-XV вв. с русскими богослужебными книгами, напечатанными в Москве в конце XVI – первой половине XVII вв., пришли к заключению, что русские чины и обряды отличались от греческих из-за наличия расхождений в текстах книг. В 1653-1656 гг. проводились исправления богослужебных книг – за основу был принят текст, являвшийся переводом на церковнославянский язык греческого служебника XVII в., который в свою очередь восходил к тексту богослужебных книг XII-XV вв. По мере сравнения этой основы с древними славянскими рукописями в их тексты вносили отдельные исправления. В итоге новый церковный служебник был одобрен церковным собором в 1656 г. и вскоре опубликован. Этот же собор русских иерархов постановил предать отлучению от церкви всех крестящихся двуперстно, что вызвало брожение среди верующих.

Введение обрядов и богослужения по исправленным книгам многие восприняли как введение другой религиозной веры, отличной от прежней, “истинно православной”, что привело к церковному расколу – отделению от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона (1653-1656) и порвавших с официальной церковью. Сыски и казни раскольников, проведенные царскими властями, показали, что уже в конце 50-х – начале 60-х годов XVII в. в некоторых местностях это движение приобрело массовый характер. Церковный собор в декабре 1666 г. – январе 1667 г. вновь вернулся к обсуждению вопроса о старых и новых обрядах. Собор осудил старые обряды. Верующие, которые придерживались старых обрядов и защищали их, были осуждены как еретики; было предписано отлучать их от церкви, а светской власти – судить их гражданским судом как противников церкви. Решения этого собора способствовали оформлению и закреплению раскола русской православной церкви на официальную никониинскую (никонианскую) церковь и старообрядческую.

Царская власть активно поддерживала церковь в борьбе с расколом и староверущими, используя для этого всю мощь государственного аппарата. Согласно Указу 1684 г., принятому по требованию патриарха, выявленных раскольников надлежало пытать, казнить (“сжечь”) и т.д. Это законодательство открыло простор для массовых гонений и преследований сторонников “старой веры”. На этом же Церковном Соборе 1666-1667 гг. был также утвержден принцип разделения светской и духовной власти и была осуждена попытка Никона вмешиваться во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом “священство выше царства”. Царь получил преимущество в решении гражданских дел, а церковь – в решении духовных. За особые претензии на светскую власть собор осудил патриарха Никона, лишил его патриаршего сана и сослал в Ферапонтов монастырь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: