Начало Холодной войны

  1. План Маршалла и его результаты
  2. Послевоенное урегулирование Германии. Образование двух германских государств

Первые послевоенные годы были достаточно гармоничны. Все силы были направлены на послевоенное урегулирование мира. Но 2 ведущие державы старались использовать эту ситуацию для усиления своих позиций. Каждая претендует на лидерство во всём мире. Усиливается идеологическое противостояние. Западных стран беспокоило усиление коммунистической опасности. Заговорили о политике «сдерживания» - не допустить распространение коммунизма. Речь Черчилля положила началу Холодной войны. Он употребил термин «железный занавес». Сказал, что этот занавес опускает СССР по середине Германии. Затем в 47г. была обозначена доктрина Трумэна. США в качестве своей внешнеполитической задачи считали также доктрину сдерживания. Политикой конфронтации также послужил и план Маршалла. Хотя формально он носил экономический характер.

План был сформулирован Джорджем Маршаллом. Он исходил из того, что если Европы не предоставить большие займы, то она не сможет восстановиться. Это приведёт к усилению левых партий. Поэтому надо оказать Европе глобальную помощь. Европа получила 17 млрд. $. План Маршалла первоначально был адресован всем странам антигитлеровской коалиции. В 47г. советская делегация согласилась принять участие в Парижской конференции для обсуждения реализации плана в Европе. Но потом Советский Союз отказался принимать участие. План Маршалла стал принимать больше политическую окраску. Стали привязываться и политические условия: для восточных стран – создание коалиционных массовых партий, что ослабляло влияние левых партий, в первую очередь коммунистов. Мы заставили другие восточные страны также отказаться от этого мероприятия. План Маршалла теперь был направлен лишь на Западные страны. СССР стал оказывать свою помощь восточным странам. Был создан КомИнформ. Первоначально располагалась в Югославии. Стал реализовываться план Молотова, который также предусматривал экономическую помощь. В плане Маршалла было задействовано 17 стран. Кредиты предоставлялись на определённых условиях. Государственное регулирование вводилось на 4 года (до 51г.), затем возврат к рыночной экономике. Послевоенная реконструкция должна проводиться координировано с другими странами. Для этих целей была создана межгосударственная организация Европейская организация экономического сотрудничества (48г.), которая и вырабатывала общую политику по реализации плана Маршалла и расходованию кредита.

Первая концепция – Федералистская концепция. Сторонниками были Франция, Германия, Италия отчасти. Они исходили из того, что необходимо делать упор на развитие наднациональных органов.

Вторая группа стран исходила из Функционального подхода (интергаверменталисский). Достаточно ограничиться межстрановым сотрудничеством, заключение 2х сторонних договоров. Сотрудничество должно носить чисто функциональный характер.

Эти 2 концепции по-прежнему конкурируют друг с другом.

Для Западных стран по плану было условие – исключить из правительства левых.

Европейские страны были привязаны к экономике США. Великобритания не стала дожидаться окончания плана Маршалла и вышла из него досрочно. План Маршалла оказался достаточно эффективным. В 51г. закончилась его реализация. Экономика практически всех западных стран была восстановлена и вступила в стадию подъёма. Улучшается благосостояние – «европейское чудо». Начинает внедряться политика всеобщего благосостояния, действующая до сих пор.

Европа разделилась окончательно на Восточную и Западную Европу.

Это выразилось и в регулировании послевоенной Германии.

Окончание ВМВ для Германии означало «время 0». Германия лежала в руинах, её будущее лежало в решениях стран антигитлеровской коалиции. Первоначально планы в отношении Германии были достаточно суровыми. План Маргентау – 43-44гг., он подразумевал агрализацию Германию (уничтожение промышленности). Но потом эта ситуация была смягчена. Германия была разделена на оккупационные зоны. Предполагалось, что потом это будет единое государство, но не получилось. Был создан СКС (Союзный к. совет), который состоял из всех союзных антигитлеровских войск. Он принял программу послевоенного экономического восстановления Германии. Предусматривалась ликвидация военной промышленности, демонтаж военного оборудования. Ликвидация 1800 военных предприятий. Военный потенциал не должен превышать 55% довоенного уровня. Была проведена реформа административного разделения Германии. Ликвидировали Пруссию, её бывшие провинции были повышены в статусе и стали землями, получив конституцию. Был важен вопрос о репарациях. В конечном счёте было решено, что каждая из стран будет вывозить репарации из своей оккупационной зоны. Это означало, что каждый брал, что мог. Советский Союз интересовался военными разработками. 25% репараций, созданных в западных зонах, тоже передавались СССР, 10% бесплатно, а 15% за счёт того, что мы откажемся от золотого запаса Германии. Немцы были задействованы в восстановлении (бесплатный труд – также репарации). США интересовали «мозги». Они охотились за немецкими учёными. Браун, изобретатель ракет, был перевезён в Америку.

Локальная идентичность немцев была проблемой для немцев после ВМВ. Формируется национальная идентичность – это плюс для немцев. Необходимо создать гражданское правительство. В советской зоне этот процесс начинается ещё с 45г. Большое кол-во немцев принадлежали к национал-социалистической партии. Её деятельность была запрещена, члены не имели права участвовать в политике. Социал-демократическая партия выходит на первый план. Она была разрушена во время нацистского режима. Теперь началось её восстановление. Восстановление начинается в обеих зонах. Намечается между ними разногласия. В западной Германии лидером становится Курт Шумахер. Он был ярко выраженным антифашистом и антикоммунистом. Это стало затруднять отношения с восточной Германией. В 46г. состоялся первый послевоенный съезд западных социал-демократов. Была принята социал-демократическая программа. Она подразумевала национализацию крупных предприятий, введение самоуправления на производстве.

Создаётся в 46г. ещё одна партия – была воссоздана из остатков католической партии центр – христианский социальный союз, сотрудничал с христианскими демократами. Во главе встал бывший бургомистр Кёльна. Этот союз позиционировал себя как народная партия, стремящаяся найти третий путь между капитализмом и национализмом. Всё это в рамках выдвинутой концепции социального рыночного хозяйства.

Что касается либеральных сил, то они восстанавливались медленнее. Только в 46г. была создана свободная демократическая партия Германии – Теодор Кейс.

Параллельно с этими процессами усиливаются разногласия между восточногерманскими оккупационными властями и западными. Две Германии начинают всё больше удаляться друг от друга. В 47г. была создана бизония. В 48г. присоединилась Франция – тризония. Считается, что первым шагом к расколу Германии с западной стороны был шаг европейцев. Они в январе 48г. провели совещание в Франкфурте-на-Майне. Туда не пригласили восточных представителей (нас). Закреплялось создание экономического гражданского совета в западной области Германии. Он становился своеобразным предпарламентом. Было принято решение о создании совета земель. Было принято решение о создании административного совета.

Конференция в Лондоне была следующим шагом к разделению. Опять же туда не пригласили советских представителей, но зато из Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, а также Шумахера и Конрада. Они должны были создать конституцию западной Германии. Создать орган по контролю над Рурской областью, распространить план Маршалла на тризонию. Было принято секретное решение о проведении денежной реформы в западной Германии, введение самостоятельной денежной единицы. В марте 48г. начинается проведение денежной реформы. Deutschmarken заменили старые деньги. Марка в итоге начала ещё больше обесценивалась. Реформа была направлена на стабилизацию цен, на недопущение отмывания цен. Чтобы обменять старые рейхсмарки, надо было доказать их законное происхождение. Курс был высоким – на 100 старых давали 6,5 новых дойтчмарок. На рынках появилось достаточно большое кол-во товаров. Немцы смогли сразу новые деньги пустить в ход. Реформа способствовала стабилизации экономики и цен. Советский союз не был в курсе этой реформы. У нас в восточной Германии также вынуждены были начать (28 июня). Денег заранее напечатано не было. Поэтому выпустили своеобразные прообразы дойтчмарок. Такие своеобразные марки котировались меньше, чем западные дойтчмарки. В 48г. начинается блокада Берлина советскими войсками. Запрещается хождение западной дойтчмарки. Прикрываются все сухопутные пути. Берлинский кризис вызвал серьёзное обострение противоречий между западом и востоком.

Под влиянием этих событий в 49г. в западной Германии выпускается конституция, проводятся выборы. На них большинство голосов получили 3 партии: 1 место – христианские демократы христианские социалисты, 2 место – социал-демократы, 3 – свободная демократическая партия. В сентябре избирается первый президент ФРГ – Теодор Хейс. 15 сентября первым федеральным канцлером Коденауэр (лидер ХДХС). Новая конституция фиксировала парламентскую республику.

СССР заявил протест США, Франции и Великобритании. Говорилось о том, что западные страны виноваты в расколе, поэтому мы будем делать тоже самое. В октябре 49г. немецкий народный совет, который объединял все партии Германии провозгласил создание ГДР. 11 октября 49г. из представителей 5 земель была создана временная палата земли, которая стала парламентом ГДР. Был избран президент – Вильгельм Пиг. 12 октября создано первое правительство. Оно состояло из партии национального фронта. Кроме социал-демократической партии там были представители ХДХС, либеральной партии, национал-демократической партии. Лидировать стала социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Она становится прокоммунистической и постепенно вытесняет все остальные партии. В 49г. в итоге произошёл раскол Германии на 2 государства. Возник Германский вопрос, который был ликвидирован в 90г. Это было важной вехой в истории мира: раскол мира на 2 лагеря.

Развитие интеграционных процессов в Западной Европе (1945-2004гг.)

План Маршалла – первый шаг в европейской интеграции.
Вообще идея об объединении Европы была не нова. Идеи интеграции возрождаются во время ВМВ. Возникают идеи, как будет выглядеть Европа после окончания войны. Могут ли после войны некоторые государства вообще существовать, нужны ли они. Черчилль говорил, что должны сохраниться в Западной Европе только Италия, Франция и Великобритания. А у остальных создать различные федерации (федерация славян и т.д.). Интеграцию активно проповедовали участники движения сопротивления. Для них европейская интеграция напоминала теорию универсального фашизма, только наоборот – распространение демократических идей во всём мире.

Сразу после ПМВ формируется в каждой европейской стране своё движение. У каждой страны были свои мотивы поддерживать интеграционные идеи. Для Германии это означало, что она сможет вернуться в Европу в составе равноправного государства. Для итальянцев это был способ экономической стабильности. Были и общие мотивы, которые включали как чисто европейские мотивы, так и мотивы глобального характера. Западной Европы надо мириться с тем, что их рынок сократился почти вдвое, т.к. связи с Востоком были разорваны. Кроме того всем было понятно, что восстанавливать европейскую экономику можно только общими силами. Имели своё значение и соображения глобальной политики. Мир становится биполярным. Отдельные страны не могли конкурировать в глобальных вопросах при решении вопросов с США и СССР. Европе надо объединиться, чтобы отстаивать свои интересы. Рост угрозы заставлял европейцев объединяться, чтобы поддерживать свою оборону совместными силами. Начинается распад колониальной системы, западные страны почти все имели ранее колонии. Им надо было трансформировать свои отношения с бывшими колониями, чтобы страны третьего мира оставались под их непосредственным влиянием.

В процессе интеграции можно выделить несколько этапов:

1. Начальный этап (1947-1951гг.). С начала плана Маршалла и до подписания договора о создании европейского объединения угля и стали;

2. 51-57гг. Это секторальное сотрудничество в рамках европейского объедения угля и стали. Первые попытки создания военного союза;

3. 1957г. – до начала 70х гг. «Золотое лето» западной экономики. В это время досрочно формируется таможенный союз, общий рынок, путь на создание валютного союза. Но этот же период сопровождался экономическим разделением Европы на 2 части. В 57г. создаётся европейское экономическое общество (Франция, Италия, Германия и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург)). Создаётся ассоциация свободной торговли (лидер Италия). Союз включает в себя Скандинавские страны. В этот же период 6ка оказывается более успешной. Ассоциация свободной торговли проигрывает конкуренции;

4. С 72-3гг. по середину 80х гг. Процессы дезинтеграции. Интеграционные процессы были остановлены, отчасти пошли вспять в результате начавшегося экономического кризиса – «Евросклероз». К началу 80х гг. эти кризисные моменты европейским странам удалось преодолеть. Начинается движение в сторону федерализации – от европейского экономического общества к европейскому союзу.

Завершаются эти процессы в 86г. в создании единого европейского акта. Он расширил полномочия единых европейских институтов над национальными институтами. С этого момента начинается процесс перехода к Евросоюзу. Можно этот процесс также разделить на несколько этапов:

1. Подготовительный этап (86-92гг.). В Махстрихте был заключён договор;

2. С 92г. и до 2004г. Встаёт вопрос о включении восточно-европейских стран в Евросоюз. В Евросоюз в 2004г. вошли 10 новых членов. Завершилось восточное расширение в 2007г. – вошли Болгария и Румыния. Югославия, Турция пока не вступила, Украина также.

Западная европейская интеграция имеет свои черты:

  • принцип добровольности;
  • принцип субсидиальности. Государство, которое вступает в европейское сообщество, они часть национальной компетенции передают на наднациональный уровень;
  • принцип солидарности;
  • принцип выравнивания. Он означал, что основная задача Евросоюза – выравнивание всех его частей на общий развитый уровень. Это самая сложная задача;

В результате плана Маршалла была создана организация европейского сотрудничества. Решения, правда, носили пока ещё рекомендательный характер. С самого начала встал вопрос о том, чтобы двигаться по пути создания независимых европейских институтов. В 48г. в Гааге был создан европейский конгресс, который был очень представительным, почётным председателем стал Уинстон Черчилль. На этом конгрессе был принят целый ряд резолюций, которые сводились к тому, чтобы начать процесс экономической интеграции, реализации экономических проектов, для обеспечения свободы граждан. Необходимо для этого создать наднациональных европейских институтов, развитие европейской культуры (европейский культурный центр в Женеве). После ВМВ самой сильной экономикой на западе была экономика Великобритании. Поэтому экономическая интеграция была возможна лишь при помощи Англии. В 45г. были выборы, Черчилль со сторонниками проиграл. Поэтому Великобритания временно вылетает из всех этих процессов интеграции. Федералисты, которых было больше среди итальянцев, французов и немцев были за то, чтобы процессы шли быстро и говорили о создании СШ Европы. Сторонники Великобритании и других стран говорили, что надо развивать кооперацию, быть независимыми от США.

Великобритания присоединяется к Парижскому договору, который был подписан ещё в 47г. Францией и странами Бенилюкса. Это был договор оборонительного характера, даже носил сначала антигерманский характер. В результате был создан западный европейский союз. Был создан в 49г. совет Европы (политическое сотрудничество европейских стран. Основная задача – соблюдение прав человека).

Постепенно создаются интеграционные группировки в Европе. Самыми активными федералистами стали Италия, Франция, Германия и страны Бенилюкса. Они решили объединиться своей узкой группой. Первым шагом стало экономическое объединение. В 51г. подписывается договор о создании европейского объединения угля и стали. Создавались уже наднациональные управленческие органы, которым передавалась часть наднациональных полномочий. Был создан национальный совет – орган, принимающий решения. Была создана ассамблея. Принимались соглашения о единой политике в сферах труда и занятости, о совместном добывании ресурсов и многое другое. Предпринимаются попытки военной интеграции. Это было связано с внешнеполитическими факторами (50г. – война в Корее). В 52г. Франция выступает с предложением создать военные европейские силы, создать европейский оборонительный союз. Это предложение поддерживает ряд европейских стран, в том числе и Германия со своими 12 военными дивизиями. Было решено, что он будет управляться НАТО. Фактически это означало опять вооружение Германии. Поэтому Франция эту идею забаллотировала в 54г. с помощью парламента. Франция, Италия и Германия присоединились к западному европейскому союзу. Неудачи в военно-политическом союзе не прекратили стремление к объединению.

Было ещё 2 кризиса. Суэцкий кризис и антикоммунистическое восстание в Венгрии. В 57г. в Риме состоялась конференция в 6ке. Более широкое экономическое объединение. Римские договоры предусматривали создание европейского экономического сообщества и договоры в сфере ядерного содружества (союз ЕврАтома). У каждого сообщества сначала была своя структура управления, затем им стал общий Совет министров. Он стал законодательным органом. Решения принимались квалифицированным большинством голосов. Главным исполнительным органом стала европейская комиссия. Она назначалась из представителей каждого государства. Назначались они национальными правительствами. При этом оговаривалось, что они не подчиняются решениям национальных правительств. 3й орган – европейская ассамблея, позднее – европейский парламент. От каждой страны туда направлялись из национальных парламентариев. Затем стали проводиться общеевропейские выборы в парламент. Срок действия парламента приравнивался к сроку действия комиссии. Первоначально парламент выполнял роль совещательного органа. Сейчас он делит полномочия с советом министром. Также утверждает бюджет европейского союза, может требовать отставки европейского правительства. Подписание римских соглашений подразумевали отмену таможенных пошлин, квоты привилегий в осуществлении национальной торговли. Были намечены общие направления политики европейского союза. Аграрная политика, политика в сфере торговли и конкуренции, в сфере транспорта, внешнеторговая деятельность, энергетическая политика, затем ещё и социальная политика – вот чем занимались совместно европейские страны. Эти процессы шли с начала 50х до начала 70х гг. – период «Золотого лета». В это время создаётся таможенный союз, ликвидируются таможенные барьеры. Начинается формирование общего рынка (к. 60х гг.). Самым важным направлением становится общесельскохозяйственная политика. Необходимо было обеспечить комплекс мер для защиты фермеров, чтобы внутренний рынок был насыщен сельхоз продукцией. До 70% общих фондов выделялось для этого. В конце концов пришлось спонсировать на обратные процессы, продукции стало слишком много. Активно проводится политика для обеспечения конкуренции. Уже идёт речь о создании единой европейской валюты. Создаются специальные органы по валютной поддержке. Объединяются валютные сообщества. В 80г. принимается план о создании и развитии экономического валютного союза.

Начинает проводиться социальная политика. Уже в союзе угля и стали были первые соцмеры. Создавались места для работы, чтобы победить безработицу. В 61г. вступает в силу первое постановление о свободном движении рабочих на всей территории 6ки.

В это же время формируется и другая группировка – интергаверменталлистского характера. Инициатором создания объединения стала Великобритания. Объединила вокруг себя Скандинавские страны, Австрию, Швейцарию, Испанию. Она была более крупной, чем экономическое европейское сообщество. Но действовали они не так размашисто. Каждая страна определяла свою линию развития торговли с восточными странами. К 70г. выяснилось, что увеличился импорт стран 6ки, уменьшился экспорт 2й группировки. Скандинавские страны стали стремиться присоединиться к 6ки. В 95г. этот союз разваливается, все вступают в Европейский союз. Европейское экономическое сообщество одержало победу.

Снова усиливаются противоречия интергаверменталлистов и федералистов. За первых уже выступает Франция с концепцией – Европа Отечеств. Т.е. союз государств без наднациональных органов. Во главе французского государства тогда стоял Шарль де Голль. Он был противником Атлантизма (союз с США). Де Голль выступает за развитие европейской интеграции. Вальтер Хольштейн противостоял ему в этом, считая, что надо создавать наднациональные органы. Это привело к кризису «пустого кресла». Де Голль также был против вступления в союз с Великобританией. Поэтому Великобритания не могла войти в союз при правлении де Голля. Эти трудности стали накапливаться ещё дальше с 70х гг.

Начался экономический кризис. Начался как обычно из-за США. Происходит инфляция курса $. Это ведёт за собой кризис валютный и в Европе. Финансовым кругам приходится договариваться. В результате вводится «валютная змея». Согласно договору члены 6ки корректируют свои курсы валют относительно друг друга. Это останавливает колебание валют. Дополняется всё энергетическим кризисом – удорожание нефти. Страны начинают в первую очередь отстаивать свои интересы – период «Евросклероза». Страны 6ки никак не могут договориться насчёт бюджета. Еврокомиссия выносит на повестку дня увеличить надбавочную стоимость. Это приводит к дискуссиям, и даже чуть не раскололо 6ку. Всё это привело к мысли о необходимости реконструкции Евросоюза. В 1974г. создаётся европейский совет с главами государств во главе.

Также пришлось иметь дело с расширением. В 73г. к Европейскому сообществу присоединяется Великобритания, потом Дания и Швейцария. Затем происходит вначале 80х южное расширение – Греция, 85г. – Португалия и Испания. Южное расширение было первым случаем, когда вступили страны, по уровню экономики и политическому развитию ниже остальных стран. Это означало дополнительные расходы на подъём экономики. Но зато Евросоюз получал выход в Гибралтар.

Идеи о реконструризации перерастают в идею о переходе на новый по качеству уровень. Выдвигается план в 81г. Геншер-Коломбо об окончательном слиянии этих сообществ, подписание единого европейского акта. Он был подписан в 86г. Закреплялась связь между функционированием 3х сообществ – экономическое и политическое. Сюда вводилось новое положение в сфере внешней политики. Также – приведение всех европейских законов в один стандарт. Закреплялись положения о расширении полномочий наднациональных органов. Расширялись полномочия европейской комиссии и европейского парламента. Это был переход к Евросоюзу. Происходит в это время «бархатная революция», падает железный занавес. Восточные страны позиционируют себя как демократические страны. В 92г. в Махстрихте собираются представители европейского совета и договариваются о создании Евросоюза. Формируется копенгагенский критерий, которому надо было соответствовать, чтобы вступить в Евросоюз. Выставлялся определённый уровень дохода на душу населения. Должна быть валютная стабильность. Развитие демократических институтов, многопартийность, плюрализм. 3й блок – права человека. Необходимо было принять законы, защищающие права человека. Турцию не берут, т.к. там у женщин мало прав. Окончательное решение о вступлении в союз принимает европейский парламент.

Предпринимается попытка подстраховаться. В 97г. договор дополняется Амстердамским договором. Было зафиксировано положение о Европе двух скоростей. Европа была разделена на привилегированную западную часть и менее привилегированную восточную. Это сильно разочаровало восточно-европейских партнёров. Они возлагали надежды на то, что они вступят и всё будет хорошо. Амстердамский договор эти возможности ограничил. Потом ещё был договор в Ницце 2000г. Законодательно закреплялась правовая политика. В 2004г. вступили Прибалтийские государства в Евросоюз. В 2000г. было введено евро. Расширение положило конец конституционному развитию союза. Должна была быть принята европейская конституция. Она не прошла ратификацию во Франции и в Нидерландах. Основными противниками этой новой конституции выступили французские профсоюзы. Было опасение, что восточное расширение ухудшит положение европейцев, т.к. хлынет дешёвая рабочая сила. В итоге конституция была забаллотирована (непринята). В течение 3х лет велись серьёзные переговоры. Был принят Лиссабонский договор в ноябре 2007г. В конечном счёте этот договор был ратифицирован осенью 2010г. Его прокатила сначала Ирландия, очень долго сопротивлялась Чехия. Начинают усиливаться центробежные тенденции. Страны снова начинают выступать за свои интересы, меньше вкладывать в общественные фонды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: