Тема 3. Антагонистические игры
Рассмотрим матричную
- игру с игроками А и В, в которой игрок А обладает
чистыми стратегиями
, а игрок В -
чистыми стратегиями
. Значения функции выигрыша игрока А обозначим через
, т. е.
.
Поскольку всевозможные действия игроков в матричной игре описываются множеством возможных стратегий, то задача состоит в выборе такой стратегии, которая способствует достижению поставленной цели - максимизации выигрыша для игрока А или минимизации проигрыша для игрока В. Итак, перед игроком А стоит задача выбора чистой стратегии из множества
, эффективной в определенном смысле, в результате применения которой он получит максимально возможный гарантированный выигрыш. Если игрок А выбрал стратегию
, то его выигрышем может быть один из выигрышей
, (3.1)
расположенных в
–й строке матрицы (3.1), в зависимости от выбранной игроком В стратегии. Предполагая поведение игрока А крайне осмотрительным, необходимо считать, что игрок В сыграет наилучшим для себя образом и на выбор игроком А стратегии
выберет ту стратегию
, при которой выигрыш игрока А окажется минимальным. Обозначим минимальный среди выигрышей (5.1) через
:
(3.2)
и назовем его показателем эффективности стратегии А,. Продолжая действовать разумно, игрок А должен выбрать ту стратегию, которая максимизирует показатель эффективности, т.е. для которой число
максимально. Если обозначить это максимальное число через
, (3.3)
то по формуле (5.2)
. (3.4)
Описанный принцип (3.3) или (3.4) выбора эффективной стратегии игроком А называется макашштым принципом, а выигрыш
- максимином. Стратегия
, соответствующая максимину
, называется максминной стратегией игрока А. Множество всех (чистых) максиминных стратегий игрока А обозначим через
.
Аналогично вводится критерий оценки выигрышей для игрока В. Как игрок В предполагает, что игрок А играет наилучшим для себя образом, то выигрышем игрока А будет максимальное из чисел (5.7); обозначим его через
:
(3.5)
и назовем показателем неэффективности стратегии
. Таким образом, для любой стратегии
игрока В наибольший его проигрыш равен
. В интересах игрока В - выбрать стратегию с минимальным показателем неэффективности. Наименьшее из чисел (3.5) обозначим
:
(5.9)
Отсюда в силу формулы (3.5) получим для
выражение:
(3.6)
Выбор игроком В стратегии с наименьшим показателем
оправдывает то, что он назван показателем неэффективности.
Критерий (3.6) выбора эффективной стратегии для игрока В называется минимаксным принципом, а выигрыш
называется минимаксом. Стратегия
, для которой
(3.7)
называется минимаксной стратегией игрока В. Множество всех (чистых) минимаксных стратегий игрока В обозначим через 
Величину
называют верхней ценой игры.
Для нахождения нижней и верхней цен игры удобно матрицу игры (4.1) увеличить в размерах, приписав
-й столбец показателей эффективности
стратегий
игрока А и
-ю строку показателей неэффективности
, стратегий
игрока В, В результате получим следующую матрицу:
| А= | ![]() Ai | | | … | | | (3.8) |
| | | … | | | ||
| | | … | | | ||
| … | … | … | … | … | … | ||
| | | ... | | | ||
| | | … | | ![]() |
Теорема 5.1. Для элементов матрицы (3.8) имеют место неравенства

и, следовательно, нижняя цена игры не больше ее верхней цены в чистых стратегиях:
(3.9)
Пример 5.1. Найти нижнюю и верхнюю цены игры, а также макси- минные стратегии игрока А и минимаксные стратегии игрока В в условиях примера 4.2 при
денежным единицам.
Решение. Определяя показатели эффективности стратегий
и неэффективности стратегий
, мы из матрицы (4.2) получим матрицу
| | | | |
| -3 | -3 | ||
| -2 | -2 | ||
| -2 | -2 | ||
| -2 |
из которой видно, что нижняя цена игры
, а верхняя цена игры
. Так как
, то стратегии
и
игрока А являются максиминными:
. Аналогично, из равенств
вытекает, что каждая из стратегий
игрокаВ является минимаксной:
.

Ai







