Пример воспитательной системы школы

Лекция 8. Воспитательная система школы

1. Понятие о воспитательной системе.

ВС школы – группа компонентов социальной действительности, составляющих целостную социально-педагогическую структуру школы, обеспечивающую разностороннее развитие личности.

ВСШ включает блоки:

Ø Цели, определяющие сущность системы

Ø Совокупный субъект (воспитательный коллектив – педагогический и ученический)

Ø Деятельность и общение

Ø Отношения

Ø Освоенная среда

Ø Управление

Создание ВСШ – процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников. Она создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности.

Источником развития ВСШ является преодоление противоречий между нарастающей упорядоченностью системы (процесс интеграции) и ее тенденцией к нарастанию (процессом дезинтеграции)

Позитивная и негативная роль этих двух процессов на разных этапах формирования ВСШ может меняться. Так, на этапе становления системы более полезен процесс интеграции, создающий для детей и педагогов более комфортную среду, способствующую усвоению социальных норм. На этапе становления функционирования системы более полезна дезинтеграция, удовлетворяющая потребность в новизне, формирующая активность субъектов педагогической деятельности.

Примерная схема воспитательной системы школы

2. Функции ВСШ:

- интегрирующая

- регулирующая

- развивающая

- защитно - правовая

4. Признаки гуманистической ВСШ:

§ Наличие в школе собственной концепции воспитания, принятой как педагогами, так и учащимися.

§ ЗОЖ коллектива

§ Ориентация на общечеловеческие ценности

§ Событийный характер больших коллективных дел

§ Наличие «зон ближайшего развития»

§ Оформление школы по принципу «и стены воспитывают»

§ Включенность среды в школу и школы в среду

§ Разумное разрешение возникающих конфликтов за счет внутренних сил

§ Гуманистический характер межличностных отношений детей и взрослых

§ Чувство принадлежности к коллективу школы, ощущение защищенности и комфорта

Система А. С. Макаренко (30 – е годы)– система воспитания личности в коллективе на основе личностных и коллективных факторов.

Разработал систему авансированного доверия к человеку, т.е. каждый человек должен видеть перед собой благоприятную перспективу.

Основной принцип – как можно больше уважения к человеку, как можно больше требований к нему.

Основные требования к процессу воспитания:

ü воспитательная цель должна вызывать у ребенка интерес и будить инициативу;

ü цель посильная, но вызывает затруднения у ребенка;

ü соревнование среди равных;

ü воспитатель проявляет искреннюю заинтересованность в делах ребенка.

Система В. А. Сухомлинского (50 – 60 – е годы)– Павлышская средняя школа

ü воспитание общечеловеческих ценностей;

ü воспитание в единстве эмоциональной, интеллектуальной сферы и деятельности;

ü в центре воспитательного коллектива ребенок как индивидуальность;

ü школа – место, где ребенок должен жить полноценной жизнью и ощущать радость общения;

ü для обеспечения потребности ребенка в обучении он должен уметь учиться;

ü в центре воспитательной системы – категории красоты и творчества;

ü воспитание гражданина, признающего такие ценности, как честь, достоинство, добро, долг, совесть.

Система В. А. Караковского (Москва, шк. № 825)

Суть – интеграция воспитательных воздействий, творчество, научный поиск.

Главная часть системы – коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул старшеклассниками, учителями и выпускниками прошлых лет. В течение трех дней этот коллектив общается, играет, выполняет интересную работу, т.е. являет собой действующую модель идеальных человеческих отношений.

Такой сбор порождает противоречия между идеалом и серой действительностью. Чтобы их сгладить, создана система больших и малых традиций. В школе считают, что отношения между учителями и учащимися должны напоминать не парламент, а семью.

Отработан сложные механизмы научной корректировки и регулирования, обновления системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: