Лекция 8. Воспитательная система школы
1. Понятие о воспитательной системе.
ВС школы – группа компонентов социальной действительности, составляющих целостную социально-педагогическую структуру школы, обеспечивающую разностороннее развитие личности.
ВСШ включает блоки:
Ø Цели, определяющие сущность системы
Ø Совокупный субъект (воспитательный коллектив – педагогический и ученический)
Ø Деятельность и общение
Ø Отношения
Ø Освоенная среда
Ø Управление
Создание ВСШ – процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников. Она создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности.
Источником развития ВСШ является преодоление противоречий между нарастающей упорядоченностью системы (процесс интеграции) и ее тенденцией к нарастанию (процессом дезинтеграции)
Позитивная и негативная роль этих двух процессов на разных этапах формирования ВСШ может меняться. Так, на этапе становления системы более полезен процесс интеграции, создающий для детей и педагогов более комфортную среду, способствующую усвоению социальных норм. На этапе становления функционирования системы более полезна дезинтеграция, удовлетворяющая потребность в новизне, формирующая активность субъектов педагогической деятельности.
|
|
Примерная схема воспитательной системы школы
2. Функции ВСШ:
- интегрирующая
- регулирующая
- развивающая
- защитно - правовая
4. Признаки гуманистической ВСШ:
§ Наличие в школе собственной концепции воспитания, принятой как педагогами, так и учащимися.
§ ЗОЖ коллектива
§ Ориентация на общечеловеческие ценности
§ Событийный характер больших коллективных дел
§ Наличие «зон ближайшего развития»
§ Оформление школы по принципу «и стены воспитывают»
§ Включенность среды в школу и школы в среду
§ Разумное разрешение возникающих конфликтов за счет внутренних сил
§ Гуманистический характер межличностных отношений детей и взрослых
§ Чувство принадлежности к коллективу школы, ощущение защищенности и комфорта
Система А. С. Макаренко (30 – е годы)– система воспитания личности в коллективе на основе личностных и коллективных факторов.
Разработал систему авансированного доверия к человеку, т.е. каждый человек должен видеть перед собой благоприятную перспективу.
Основной принцип – как можно больше уважения к человеку, как можно больше требований к нему.
Основные требования к процессу воспитания:
ü воспитательная цель должна вызывать у ребенка интерес и будить инициативу;
ü цель посильная, но вызывает затруднения у ребенка;
ü соревнование среди равных;
|
|
ü воспитатель проявляет искреннюю заинтересованность в делах ребенка.
Система В. А. Сухомлинского (50 – 60 – е годы)– Павлышская средняя школа
ü воспитание общечеловеческих ценностей;
ü воспитание в единстве эмоциональной, интеллектуальной сферы и деятельности;
ü в центре воспитательного коллектива ребенок как индивидуальность;
ü школа – место, где ребенок должен жить полноценной жизнью и ощущать радость общения;
ü для обеспечения потребности ребенка в обучении он должен уметь учиться;
ü в центре воспитательной системы – категории красоты и творчества;
ü воспитание гражданина, признающего такие ценности, как честь, достоинство, добро, долг, совесть.
Система В. А. Караковского (Москва, шк. № 825)
Суть – интеграция воспитательных воздействий, творчество, научный поиск.
Главная часть системы – коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул старшеклассниками, учителями и выпускниками прошлых лет. В течение трех дней этот коллектив общается, играет, выполняет интересную работу, т.е. являет собой действующую модель идеальных человеческих отношений.
Такой сбор порождает противоречия между идеалом и серой действительностью. Чтобы их сгладить, создана система больших и малых традиций. В школе считают, что отношения между учителями и учащимися должны напоминать не парламент, а семью.
Отработан сложные механизмы научной корректировки и регулирования, обновления системы.