Лекция 5. Методы воспитания

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (рассказ, разъяснение, лекция, беседа, увещевание, внушение, диспут, пример, инсценирование).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание, субъективно-прагматический).

1. группа: Методы формирования сознания личности

Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.

Рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших и средних классах, это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. У рассказа на этическую тему несколько функций1 служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей - служить способом использования положительного примера е воспитании.

Требование к рассказу: соответствие социальному опыту детей; иллюстрированность; соответствующая обстановка

Разъяснение - наиболее распространенный метод убеждения школьников. Цель - раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, явлений, помощь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений.

Внушение как метод воздействия есть способ манипулирования детским сознанием. Оно достигается с помощью психологических средств возбуждения страстей, навязывания мыслей и образов, введения в заблуждение, подавления чувств, запугивания, духовного возвышения или унижения личности, переоценки или недооценки ее физических и нравственных сил Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Увещевания сочетают просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и дейст­вий.

Беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон. Виды бесед: этические, эстетические, индивидуальные, групповые, плановые, эпизодические.

При выборе тематики важно учитывать уровень моральных знании и опыта детей, их поведение. Моральные нормы, будучи отвлеченными понятиями, осознаются школьниками труднее, чем правила грамматики или математики Решение этих задач становится возможным благодаря использованию наглядности. Поэтому при проведении этических бесед целесообразно привлекать различные наглядные пособия, яркие факты, примеры.

Диспуты ■ это живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников.

Пример - воспитательный метод, в основе которого действие, служащее образцом для подражания. В его основе лежит стремление детей к подражанию.

Лекция. Требования: логичность, последовательность, доступность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: