Организация статистического исследования

Чтобы получить представление о том или ином явлении, сделать выводы, необходимо провести статистическое исследование. Статистические исследования позволяют определить размер, уровень изучаемого явления, выявить его закономерности. Предметом статистического исследования в здравоохранении и медицине могут быть здоровье населения, организация медицинской помощи, различные направления деятельности лечебно-профилактических учреждений, факторы внешней среды, оказывающие влияние на состояние здоровья, различные профилактические и оздоровительные мероприятия.

Методическая последовательность проведения статистического исследования складывается из определенных этапов :

ü первый этап — составление плана и программы исследования;

ü второй этап — сбор материала (статистическое наблюдение);

ü третий этап — разработка материала, статистическая группировка и

ü сводка;

ü четвертый этап —анализ полученных данных, формулировка выводов

и предложений;

ü пятый этап — литературная обработка, оформление полученных

результатов, внедрение в практику здравоохранения.

В повседневной практике учреждений здравоохранения осуществляются все перечисленные этапы. К элементам статистического исследования относятся заполнение медицинской документации, таблиц, оформление цифровой части отчетов о деятельности лечебно-профилактических учреждений и т. д.

В проведении статистического исследования важнейшим элементом является соблюдение строгой последовательности выполнения названных этапов.

Первый этап статистического исследования составление планаи программы — является подготовительным, на котором определяются цель и задачи исследования, составляются план и программа исследования, разрабатывается программа сводки статистического материала и решаются организационные вопросы.

Приступая к статистическому исследованию, следует четко сформулировать его цель и задачи, изучить литературу по данной теме.

Организационный план исследования предусматривает определение места (административно-территориальные границы наблюдения), времени (конкретные сроки осуществления наблюдения, проведения разработки и анализа материала) и субъекта (организаторы, исполнители, методическое и организационное руководство, источники финансирования) исследования.

Составление плана наблюдения включает определение объекта (статистическая совокупность), объема (сплошное, несплошное), видов (текущее, единовременное) исследования и способов сбора статистического материала.

Программа наблюдения включает определение единицы наблюдения и перечень вопросов (учетные признаки), подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения для достижения цели и решения задач исследования. Например, краткая программа наблюдения при изучении перинатальной смертности может включать следующие данные: пол; дата рождения; место рождения; место смерти; возраст матери; какие по счету роды; масса ребенка при рождении; доношенность; причина перинатальной смерти и т. д.

Программа реализуется в виде заполнения индивидуального учетного (регистрационного) бланка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету. На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк (паспортная часть, ответы на четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дата заполнения документа).

В качестве учетных бланков могут быть использованы применяемые в практике лечебно-профилактических учреждений учетные медицинские формы: карта выбывшего из стационара; экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении; статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов; листок нетрудоспособности, контрольная карта диспансерного наблюдения и т. д. Многие учетные документы заполняют средние медицинские работники самостоятельно или под контролем врача. Как правило, средние медицинские работники заполняют паспортную часть всех учетных документов. В фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе), фельдшерском здравпункте, медпункте в детском учреждении они ведут всю учетную документацию.

Источниками получения информации могут служить другие медицинские документы (история болезни, медицинская карта амбулаторного больного, история развития ребенка, история родов), отчетные формы лечебно-профилактических учреждении, отчеты медицинских реабилитационных экспертных комиссий, данные статистических отделов исполкомов, данные бюро загсов и т. д. Для обеспечения возможности статистической разработки данных из этих документов производят выкопировку сведений на специально разработанные учетные бланки, содержание которых определяется в каждом отдельном случае в соответствии с задачами исследования.

В настоящее время в связи с машинной обработкой результатов наблюдения (с использованием ЭВМ) вопросы программы могут быть формализованы — ставятся в виде альтернативы (да, нет) или предлагаются на выбор готовые ответы.

Программа наблюдения является очень ответственным моментом подготовки статистического исследования. Разработаны определенные правила для составления программы, основными из которых являются:

Ø в программу наблюдения следует включать только необходимые вопросы, не перегружая ее второстепенными данными;

Ø формулировка вопросов должна быть четкой, исключать двусмысленное толкование;

Ø каждый учетный бланк должен содержать некоторые обязательные вопросы: порядковый номер, название учреждения, дату регистрации, подпись регистрировавшего.

На первом этапе статистического исследования наряду с программой наблюдения составляется программа сводки полученных данных, которая включает установление принципов группировки, выделение группировочных признаков, определение комбинаций этих признаков, составление макетов статистических таблиц.

Второй этап — сбор статистического материала (статистическое наблюдение) — заключается в регистрации отдельных случаев изучаемого явления и характеризующих их учетных признаков в специальные бланки. Перед выполнением этой работы и в ходе ее проводится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюдения, они обеспечиваются формами регистрации.

По времени статистическое наблюдение может быть текущим и единовременным (схема 5).

При текущем наблюдении явление изучается за какой-то отдельный период времени (неделя, квартал, год и т. д.) путем повседневной регистрации его проявлений. Примером текущего наблюдения является учет числа родившихся, умерших, заболевших, выписанных из стационара и т. п. Так учитываются быстро меняющиеся явления.

При единовременном наблюдении статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени. Примерами единовременного наблюдения являются перепись населения, изучение физического развития детей, учет больничных коек на конец года, паспортизация лечебно-профилактических учреждений и т.д. К этому же


 

виду относятся профилактические осмотры населения. Единовременная регистрация отражает состояние явления на момент изучения. Этот вид наблюдения используется для изучения медленно меняющихся явлений.

Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования. Например, характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара (текущее наблюдение) или путем однодневной переписи больных, находящихся в стационаре (единовременное наблюдение).

В зависимости от полноты охвата изучаемого явления различают сплошное и несплошное исследование (см. схему 5).

При сплошном исследовании изучаются все входящие в состав совокупности единицы наблюдения, т. е. генеральная совокупность. Сплошное исследование проводят в целях установления абсолютных размеров явления, например общей численности населения, общего количества родившихся или умерших, числа лечебно-профилактических учреждений, числа больничных коек, численности медицинского персонала, а также в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузка врачей, временная нетрудоспособность, диспансеризация).

При несплошном исследовании изучается лишь часть генеральной совокупности. Оно подразделяется на несколько видов: анкетное, монографическое, основного массива, выборочное. Самым распространенным в медицинских исследованиях является выборочный метод.

Монографический метод позволяет получить детальное описание отдельных характерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов. Он применяется для выявления тенденций развития явления, показа передового опыта работы и определения неиспользованных резервов.

Метод основного массива предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено большинство единиц наблюдения. Например, при изучении заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) работающих на производственном объединении «Минский тракторный завод» в качестве объекта наблюдения может быть взято головное предприятие, на котором трудится большая часть коллектива. Недостатком этого метода является то, что остается неохваченной исследованием часть совокупности. Хотя она и небольшая по размерам, но может значительно отличаться от основного массива.

Анкетный метод — это сбор статистических данных c помощью специально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Данное исследование основано на принципе добровольности, поэтому возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на поставленные вопросы имеют субъективный, случайный характер. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.

Выборочный метод сводится к исследованию некоторой специально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществами этого метода являются получение результатов высокой степени надежности, более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, кроме того, оно требует меньше времени.

В медицинской статистике роль и место выборочного метода особенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления: исследуют группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных медицинских учреждений или их подразделений, оценивают качество определенных мероприятий и т. д. В тех случаях, когда проводятся массовые исследования, охватывающие большое число наблюдений, рекомендуется вначале провести пробное выборочное исследование на более ограниченном материале.

По способу получения сведений в ходе статистического наблюдения и характеру его проведения выделяют:

Ø непосредственное наблюдение (клинический осмотр больных, проведение лабораторных, инструментальных исследований, антропометрические измерения и т. п.);

Ø опрос (социологические методы): интервьюирование, анкетный опрос — анонимный или неанонимный;

Ø документальное исследование (выкопировка сведений изучетно-отчетных медицинских документов, сведения государственного учета и отчетности).

Третий этапгруппировка и сводка материала — начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, полноты и правильности полученных сведений, выявления и устранения ошибок, дубликатов записей и т. д. Для правильной разработки материала применяется шифровка первичных учетных документов, т. е. обозначение каждого признака и его группы знаком — буквенным или цифровым. Шифровка — это технический прием, облегчающий и ускоряющий разработку материала, повышающий ее качество. Шифры — условные обозначения — вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов рекомендуется пользоваться международной номенклатурой и классификацией болезней, при шифровке профессий — словарем профессий.

Преимуществом шифровки является то, что при необходимости после окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашифрованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, чем незашифрованный. После проверки проводится группировка признаков.

Группировка — это разделение совокупности изучаемых данных на однородные, типичные группы по наиболее существенным признакам. Группировка может проводиться по качественным и количественным признакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования.

Типологическая группировка проводится по описательным (типологическим, атрибутивным) признакам, например по полу, профессии, группам болезни, тяжести течения болезни, послеоперационным осложнениям и т. д.

Вариационная группировка проводится по количественным (вариационным) признакам на основании числовых размеров признака, например по возрасту, длительности заболевания, продолжительности лечения и т. д.

Количественная группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев — неравным, даже включать так называемые открытые группы. Например, при группировке по возрасту могут быть определены открытые группы: до 1 года, 50 лет и старше.

При определении числа групп исходят из цели и задач исследования. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмерному дроблению материала, ненужной детализации. Малое число групп приводит к затушевыванию характерных черт, затрудняет анализ.

Рекомендуется следующее число групп:

Число наблюдений Число групп

До 40 5-6

40 — 60 6-8

60—100 7-10

100 — 200 8-12

200 и более 10-15

Закончив группировку материала, приступают к сводке.

Сводка это обобщение единичных случаев, полученных в результате статистического исследования, в определенные группы их подсчет и внесение в макеты таблиц.

Четвертый этап — статистический анализ — являтся очень ответственным. На этом этапе вычисляются статистические показатели (частота, структура, средние размеры изучае­мого явления), строятся графики, изучаются динамика, тенденции, устанавливаются связи между явлениями, даются прогнозы и т д. Анализ предполагает интерпретацию полученных данных, оценку достоверности результатов исследования. В заключение исследования делаются выводы и вносятся предложения. Эта работа проводится в основном врачами с привлечением к выполнению отдельных операций (расчет показателей, построение графиков и т. п.) средних медицинских работников.

Пятый этап литературная обработка — заключительный. Он предполагает окончательное оформление результатов статистического исследования. Результаты могут быть оформлены в виде статьи, отчета, доклада, диссертации и др. Для каждого вида оформления существуют определенные требования, которые должны соблюдаться при литературной обработке результатов статистического исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: