Одним из ведущих общих или основных принципов организации деятельности местного самоуправления является принцип законности. Его содержание применительно к деятельности органов местного самоуправления необходимо трактовать в 2х формах:
1. внутренняя форма;
2. внешняя форм.
Внутренняя форма реализации принципа законности предполагает соблюдение органами местного самоуправления в своей деятельности всех требований действующего законодательства, и особенно это касается процедуры разработки и принятия ими муниципально-правовых актов.
В частности, согласно Закону № 131-ФЗ считается, что необходимым условием для введения в действие решений представительного органа местного самоуправления является передача принятых актов для подписания и обнародования в обязательном порядке Главе муниципального образования в течение 10-ти дней со дня их принятия.
В свою очередь, содержание внешней формы содержания принципа законности предусматривает деятельность органов местного самоуправления, направленную на обеспечение соблюдения актов федерального и регионального законодательства на территории муниципального образования всеми физическими и юридическими лицами. В частности, в этих целях органы местного самоуправления могут наделяться дополнительными контрольными полномочиями по специальному кругу вопросов, отнесенных к их ведению (охрана земель, благоустройство территории, охрана окружающей природной среды и др.).
Кроме того, в некоторых случаях, по действующему законодательству органы местного самоуправления могут осуществлять “отдельные виды регистрационно-разрешительных действий”. Напр., давать разрешения на проведение массовых общественных мероприятий, регистрировать акты гражданского состояния, заниматься вопросами опеки и попечительства; выдавать лицензии на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности.
Наконец, согласно Закону № 131-ФЗ в компетенцию органов местного самоуправления входят также решение вопросов по обеспечению охраны общественного порядка на своей территории. И предполагалось даже принятие специального ФЗ “О муниципальной милиции (полиции)”.
Принцип широкого привлечения населения к деятельности органов местного самоуправления. Среди таких форм привлечения граждан к деятельности органов местного самоуправления можно выделить как коллективные, так и индивидуальные формы.
К наиболее распространённым коллективным формам участия граждан в работе органов местного самоуправления относятся, например, такие:
· организация и проведения муниципальных выборов, публичных слушаний, опросов среди населения;
· территориальное общественное самоуправление;
· сходы, собрания граждан по месту жительства.
Среди индивидуальных форм вовлечения граждан в работу органов местного самоуправления можно выделить следующие формы:
· участие граждан в деятельности органов местного самоуправления в качестве помощников депутатов представительного органа местного самоуправления;
· советники главы местной администрации муниципального образования, в том числе и на внештатной основе;
· приём граждан на муниципальную служу;
· внесение обращений в органы местного самоуправления.