Компетенция органов местного самоуправления – это концентрированное юридическое выражение материального содержания деятельности органов местного самоуправления, представляющее собой совокупность принадлежащих им прав и юридических обязанностей, обусловленные вопросами их предметов ведения.
Из этого определения понятие компетенция органов местного самоуправления можно выделить 2 составные части, раскрывающие понятие компетенции органов местного самоуправления:
1. Права и обязанности или полномочия органов местного самоуправления;
2. Круг вопросов предметов ведения, отнесенные к деятельности органов местного самоуправления.
Что касается круга вопросов предмета ведения, входящих в компетенцию органов местного самоуправления, то это есть те конкретные объекты управления или отрасли (сферы) управления муниципальным хозяйством, на которые направлено воздействие соответствующих полномочий органов местного самоуправления.
В частности, в рамках области экономического развития территорий муниципального образования можно выделить такие отрасли и сферы управления муниципальным хозяйством:
- область управления муниципальными финансами;
- сфера распоряжения и управления объектами муниципального имущества;
- общие вопросы планирования и экономического развития территории муниципального образования;
- ЖКХ и благоустройства территории;
- транспорт, связь, дорожное строительство;
- архитекутра и строительство;
- вопросы, связанные с охраной окружающей природной среды и т.д.
В свою очередь, внутри области социально-культурного развития подведомственной территории существуют такие самостоятельные отрасли и сферы муниципального управления.
Например:
- муниципальное здравоохранение;
- общее, начальное и профессиональное образование;
- развитие культуры;
- осуществление молодёжной политики;
- развитие физической культуры и спорта;
- вопросы, касающиеся социальной поддержки и защиты нуждающихся категорий граждан.
Наконец, в рамках области административно-политического развития территории муниципального образования есть такие свои самостоятельные отрасли и сферы управления муниципальным хозяйством.
Это такие вопросы, как:
- осуществление информационной политики;
- установление и развитие международных и внешнеэкономических связей;
- организация межмуниципального сотрудничества;
- охрана общественного порядка и взаимодействие с правоохранительными органами;
- обеспечение безопасности проживающего населения муниципального образования;
- вопросы гражданской обороны и реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации;
- мобилизационная подготовка населения.
Полномочия органов местного самоуправления как составная часть их компетенции представляет собой субъективную характеристику содержания деятельности самих органов местного самоуправления. Во многом объём и содержание полномочий органов местного самоуправления зависит от усмотрения законодателя и решаемых органом местного самоуправления задач и целей по управлению различными отраслями и сферами муниципального хозяйства.
Обычно, все полномочия органов местного самоуправления принято классифицировать на 2 вида:
1. Собственные полномочия органов местного самоуправления, направленные на решение вопросов местного значении;
2. Отдельные государственные полномочия, предаваемые органам местного самоуправления соответствующими органами государственной власти РФ и её субъектов.
Что касается собственных полномочий органов местного самоуправления, то их дифференциация во многом обуславливается территориальной принадлежностью муниципального образования. И наибольшим объёмом названных полномочий по Закону № 131-ФЗ обладают городские округа и муниципальные районы.
Отдельно в Законе № 131-ФЗ регулируются формы и порядок передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий на основании принятых специальных федеральных и региональных законов.
В настоящее время передача таких отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления запрещается путём заключения двусторонних публичных договоров (соглашений).
В свою очередь в самом тексте принятых специальных федеральных и региональных законов о передаче органу местного самоуправления отдельных государственных полномочий должны содержаться следующие основные требования:
1. В законах должно содержаться чёткое указание на вид и наименование муниципального образования, которому передаются названные отдельные государственные полномочия;
2. Перечисление прав и обязанностей, связанных с осуществлением отдельны государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
3. Сроки исполнения переданных полномочий – они должны быть чётко определены в самом тексте закона;
4. Обязательное определение объёма финансовых ресурсов, передаваемых и федерального и регионального бюджетов на осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; финансирования осуществляется только в форме субвенций;
5. При необходимости должны также указываться объекты имущества, передаваемые из федеральной собственности или собственности субъекта Федерации в состав муниципального имущества именно для цели реализации переданных отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления;
6. Установление механизма контроля, отчётности и юридической ответственности за осуществлением переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
В настоящее время к числу переданных отдельных государственных полномочий органов местного самоуправления в ТО можно отнести следующие акты: Закон ТО “О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по регулированию цен и тарифов по перевозке пассажиров и багажа при организации транспортных перевозок межмуниципального сообщения автомобильным транспортом”; Закон ТО “О передаче отдельных полномочий… этилового спирта и алкогольной продукции”.