Понятие о методе и методологии

Методология познания

Методология научного познания, соответствующая особенностям современной НТР, должна служить теорией познания в науке и технике. ….. Главная задача методологии — создание современно­го синтеза всех накопленных научных знаний

М. В. Мостепаненко. Философия и методы научного познания

Анализируя и обобщая литературу по методологическим вопросам, можно, не претендуя на полноту определения, под методологией системного исследования будемпонимать сово­купность системных методов и средств, направленных на решение сложных и комплексных проблем.

Метод — это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов) (Мостапенко М. В. Философия и методы научного познания. Лениздат, 1972).

В связи с таким пониманием метода следует обратить внимание на два обстоятельства. Первое: для методического подхода к предмету исследования необходимо некоторое предварительное познание, которое само зачастую может быть и ненаучным, неметодическим, стихийным. Второе: любой методический подход, опираясь на некоторые об­щие знания, связывается тем самым с какими-либо философскими взглядами, представлениями.

Поскольку метод связан с предварительными знания­ми, методология, естественно, делится на две части: уче­ние об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

В учении об исходных основах познания анализируют­ся и оцениваются те философские представления и взгля­ды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением.

В учении о способах и приемах исследования рассмат­риваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования.

Методология научного познания изучает методы на­учного исследования. К ним относятся, во-первых, ис­ходные основы и принципы научного исследования и, во-вторых, приемы и способы эмпирического и теоретичес­кого исследования в науке, опирающиеся на эти принципы.

Cодержание методологии науч­ного познания шире, чем содержание логики научного исследования. Последняя обычно понимается как учение лишь о логических методах научного исследования. Ме­тодология же научного познания сверх того изучает ис­ходные принципы познания, методы подготовки и прове­дения наблюдения и эксперимента, пути формирования и развития общих научных понятий и т. д.

Как уже отмечалось, для науки необходимы особые методы познания. Это эксперимент, использование слож­ных приборов, математических абстракцией и разно­образных методов логического мышления, подчас с при­менением вычислительных машин, кибернетических устройств и т. п.

В научном познании в результате применения специ­альных методов исследования формируется такая форма, которая выражает объективные особенности явлений и законов природы и общества, а потому имеет в конечном счете общечеловеческое значение. Отдельные элементы научных знаний появились дав­но. Зачатки опытного исследования природы и создания некоторых элементарных разделов математики (в частнос­ти, геометрии) наблюдались еще в древности. Однако под­линная наука возникла лишь тогда, когда сложились и ста­ли систематически применяться особые научные методы — методы эмпирического и теоретического исследования яв­лений природы, что относится примерно к XVII в.

Следует учитывать, что методы теоретического исследования в значительной мере зависели от философских представлений о природе и от общенаучной картины мира. Первоначально в развитии эксперимента характер­ны механика и механицизм в общих представлениях о мире. Поэтому возможности теоретических научных ис­следований в то время ограничивались теми разделами математики, которые были связаны с механикой (класси­ческий анализ).

Второй стадии эксперимента соответствовали разработ­ка теории электромагнетизма и переход от механической картины мира к электродинамической. Теоретические мето­ды научного исследования в данном случае обуславлива­лись прежде всего физикой и теми науками, которые к ней примыкали. При этом разрабатывались новые математические методы, выходящие за рамки классического анализа.

Третья стадия эксперимента — это современная атом­ная физика и разработка современной квантово-полевой научной картины мира. Математика и математизация раз­личных наук приобрели принципиально важное значение, что обеспечило появление качественно новых разделов математики.

Теоретические методы научного исследования необы­чайно расширились после возникновения кибернетики и создания различных вычислительных кибернетических устройств. Появились новые возможности для разработ­ки универсальных теоретических методов, применимых в любых науках, как естественных, так и общественных. Возникла настоятельная необходимость создания специ­альных исследовательских учреждений, занимающихся разработкой общих теоретических и математических ме­тодов научного исследования.

Главные особенности научного позна­нии в современных условиях:

1. В связи с развитием науки и техники сильно возрос объём научных зна­ний в современной науке. Как показывают специальные исследования, две трети всей научно-технической и более 90% всей научно-технической информации, добытой за все время суще­ствования человечества, получены в одном лишь XX в. (Добров Г. М. Наука о науке. Киев: Наукова думка, 1970). За каждые 40 — 50 лет объем научных знаний удваивается. В связи с этим становится все труднее овладевать научны­ми знаниями. Система научного знания усложняется, на­уки дифференцируются, возникают все новые и новые от­расли научного знании.

2. В наши дни становится все более ясным, что исход­ные основы (принципы) научного познания по своей объективной сущности являются диалектико-материалистическими.

3. Наука так глубоко проникла во все отрасли народного хозяйства, что планирование последнего, в свою очередь, требует и единого планирования научных исследований.

4. Значение и масштабы научных исследований настолько возросли, что в ряде областей необходимо не толь­ко внутригосударственное, но и международное планирование.

5.Объем научных знаний так возрос, что возникла потребность его особой систематизации. Систематизация — это объединение предметов или знаний о них путём установления существенных связей между ними, порядка между частями целого на основе определенных за­кономерностей, принципов или правил. Без такой систематизации, во-первых, нельзя овла­деть всеми имеющимися знаниями и использовать их в практических целях или для дальнейшего развития на­уки. Но для создания такой систематизации нужна мето­дология научного познания, которая имеет в своей основе диалектическо-материалистические представления о мире и познании.

Знания можно синтезировать лишь на основе каких-либо общих представлений о мире. Первая научная картина мира появилась (XVII в.), тогда только возникла возможность подлинно научного синтеза научных знаний, что привело к созданию первых научных теорий (механика Ньютона, корпускулярная и волновая теория све­та, теория упругости и т. д.).

Для подлинного научного синтеза научных знаний, накопленных в современной науке, нужна новая научная картина мира, построенная с учетом всех достижений науки на основе диалектического материализма. Без та­кой картины мира невозможно охватить весь объем современного научного знания. Создание научного синтеза — важнейшая проблема. Ее решение позволит построить современную теорию научного знания, разработать более эффективные методы, получения новых научных знаний и методы быстрого овладения ими. Современная наука располагает столь обширными и глубокими знаниями, что без сознательного и планомерного применения диалектического материализма их синтезировать нельзя. Задачу создания такого синтеза и дол­жна решить современная методология научного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: