Роль логики, гипотезы, теории, практики в решении проблем

В процессе решения проблемы важное значение играют такие категории логики, как гипотеза, теория, на которых остановимся более подробно.

Гипотеза является важнейшей формой развития научного мышления, науч­ного знания. Специалист при создании новой научной теории становится, по существу, философом, ибо он вы­нужден анализировать характер своей деятельности, гра­ницы применимости употребляющихся научных понятий, предлагает новые способы осознания человеком взаимо­действия с внешним миром.

Существуют следующие пути формирования гипотез:

— формулирование проблемности, противоречивости прежней теории, что уже носит характер гипотезы;

— формулирование нового идеального объекта тео­рии (например, квантовая модель Н. Бора была сначала представлена как гипотеза, а затем — как теория);

— предположение о существовании каких-то предме­тов или их свойств, которые могут стать объектом прак­тической деятельности (например, гипотеза о существо­вании кварков).

Теория — совокупность знаний, образующих систему на основе некоторых общих положений. Иначе — это система знаний, пронизанная общими положениями, ча­сто называемыми идеями теории. Природа общих поло­жений может быть различной. В качестве общих положе­ний могут вступать качественные и количественные зако­номерности. Схема содержа­ния знаний о теории представлена ниже (Зорина Л. Я. Системность — качество знаний. М.: Знание, 1976):

1) определение теории как системы знаний, пронизан­ной совокупностью общих идей;

2) состав и структура оформленной теории;

3) характеристика основных положений теории, тре­бования, предъявляемые к постулатам и ко всей теории в целом;

4) пути проверки теории;

5) границы применимости теории;

6) условия возникновения теорий;

7) отличия дедуктивных теорий от описательных.

Совокупность этих положений дает целост­ное представление о теории как форме знаний и средстве познания.

В науке различают теории разного уровня. Самым высоким уровнем является дедуктивная теория.

В дедуктивной теории различают две части: основания и следствия.

Основания теории включают следующие элементы:

1) группу понятий;

2) основные положения;

3) эмпирический базис — научные факты, входящие в теорию опосредованно.

Основные положения дедуктивной теории (постула­ты) — это высказывания, которые логически не выводят­ся из других знаний в рамках этой же теории, а являются обобщением опыта и проверяются опытами (прямыми, а чаще косвенными). В формулировке постулатов проявля­ется определенное видение учеными эмпирического ма­териала. Форма основных положений может быть раз­ной; они могут быть выражены в форме:

1) принципов;

2) модельных гипотез;

3) математических гипотез.

К постулатам теории предъявляются определенные требования: они не должны ни противоречить друг другу, ни вытекать один из другого.

К теории в целом предъявляются требования логичес­кой непротиворечивости: в каждой части она должна удов­летворять своим исходным посылкам.

Для того чтобы какая-то система знаний играла роль научной теории, она должна пройти многоплановую про­верку на практике.

Она должна объяснять факты, которые объясняла и предшествующая теория, те факты, которые предыдущая теория не смогла объяснить, и из нее должен вытекать ряд новых проверяемых следствий. Кроме того, если ка­кая-либо теория использует некоторые положения и ре­зультаты данной, и следствия другой теории находят так­же экспериментальное подтверждение, то это является одновременным подтверждением и данной теории.

Любая теория верна в определенной области — дру­гими словами, имеет границы применимости, которые обычно очерчиваются с появлением новой, более общей теории, в которую предыдущие входят как частный случай.

В отличие от дедуктивных теорий, в описательных теориях (например, эволюционная теория Дарвина) законы формулируются не в начале теории, а по мере разверты­вания материала. Эти законы, как и вся теория, формули­руются в основном в словах обыденного языка с привле­чением по мере необходимости специальной терминоло­гии из той или иной области знаний.

Непротиворечивость таких теорий трудно доказать. Описательные теории носят положительный качествен­ный характер — в этом их ограниченность. Цель такой теории — объяснение и упорядочение фактов, что всегда приводит к уплотнению знаний, перекомпоновке, систематизации.

Итак, под научной теорией понимается особая форма организации знаний, включающая три элемента: научные понятия, основные положения и следствия. Органичным свойством теории является системность входящих в нее знаний. Усвоение студентами совокупности теоретичес­ких знаний должно привести к формированию в их со­знании такой структуры знаний, которая соответствова­ла бы структуре изучаемой теории. Знания студентов, отвечающие этому требованию, т. е. образующие струк­туру, адекватную структуре научной теории, будут назы­вать системными. Системные знания — это знания, струк­турирующиеся в сознании студента по схеме: основные научные понятия — основные положения — следствия — приложения.

Как же сформировать системные знания?

Для этого у студента должны быть сформированы:

— знания о теории, ее составе и структуре;

— представления о природе получения этих знаний;

— представления о том, какие знания входят в теории непосредственно, а какие — опосредованно;

— представления о роли научных фактов для теории.

Таким образом, для формирования системности в зна­ниях студентов им необходимы знания о знаниях, назы­ваемых методологическими (Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшекласс­ников. М.: Педагогика, 1978).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: