Лекции по дисциплине

Социально-психологическая общность как результат общения

Структура взаимодействия в общении

Взаимодействие в общении представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

Взаимодействие это процесс, который складывается из:

— физического контакта;

. — перемещения в пространстве;

— совместного группового или массового действия;

— духовного вербального контакта;

— невербального информационного контакта.

Взаимодействия бывают:

— внутриличностные;

— межличностные;

— личностно-групповые;

— личностно-массовые;

— межгрупповые;

— массово-групповые.

В структуру взаимодействия входят:

— субъекты взаимодействия;

— взаимная связь субъектов общения;

— взаимное воздействие субъектов;

— взаимные изменения субъектов общения.

В общении и через общение формируется социально-психологи­ческая общность— МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей.

В социально-психологическом плане понятием «общность» характе­ризуют совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях.

Понятие «общность» многозначно:

— социальная группа, имеющая общий предмет внимания и переживания;

— объединение людей на основе совпадения культурных интересов;

— объединение людей, имеющих устойчивые социальные признаки.

Общность может выполнять следующие функции:

— закреплять групповые особенности;

— обособлять одну группу от другой;

— выражать и утверждать специфические групповые интересы и ценностные ориентации.

Общность служит средством внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленных против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности.

Условием консолидации общности является совпадение групповых интересов, целей, ценностей, а также признание факта принадлеж­ности к данной группе, ощущение своей личной причастности к деятельности группы. Эффект общности зависит от того, в какой мере ее интересы созвучны интересам входящих в эту общность людей.

Общность обычно проявляется в:

— идентификации людей друг с другом или с кем-либо;

— согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в данную общность;

— взаимопонимании;

— симпатии и эмпатии;

— кооперации деятельности.

Итак, общность — это характеристика состояния социальной группы как совокупного субъекта общения.

ТЕМА «Финансы как экономическая стоимостная категория»

1.Понятие и сущность финансов

2. Роль финансов в воспроизводственном процессе.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

FINANCIA – с лат. доход, платеж.

Термин фин. возник в 15 веке затем понятие значительно расширилось.

Финансы и деньги часто отождествляют, но это две разные категории, кот-е отличаются по сущности и по функциям.

Деньги Финансы
1) По сущности: Товар, который является всеобщим эквивалентом 2) По функциям:
  1. Мера стоимости
  2. средство платежа
  3. средство обращения
  4. средство накопления
  5. мировые деньги
  Специфические экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости обществ. продукта в ден. выражении. 1) распределительная ф-ия 2) контрольная функция 3) стимулирующая функция

Финансы – это экономическая категория или экономическое понятие, потому что

1) Финансы возникают и функционируют в составе экономической системы.

Экон. система составляет из 4-ех частей:

1 - 2 - 3 - 4

производство распределение обмен потребление

2) Финансы существуют объективно и реально, т.е. они существуют независимо от чьего – либо мнения и будут существовать.

3) Финансы выполняют специфич. общие функции. Финансы служат только для удовлетворения общественных потребностей.

Финансы обладают определенными признаками:

1) Финансы это стоимостная категория – это означает, что финансы носят исключительно денежный характер. В натуральной форме финансов быть не может. Финансы – это только движение ден. средств.

2) Финансы функционируют только на стадии распределения, т.е. финансы – это распределяющая категория.

Финансы обслуживают весь производственный процесс (все 4 стадии) Без финансов не было бы производства, сбыта и потребления.

Эти 2 признака являются основными необходимыми, но не достаточными. Поэтому выделим третий признак финансов. третий признак говорит о том, что фин. отношения всегда связаны с формированием и использованием у субъектов финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы – это денежные доходы и накопления, предназначенные для общественного потребления.

2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ

На микроуровне финансовые ресурсы позволяют осуществлять последующий производственный цикл в новых масштабах и новых объемах.

Каждый новый производственный цикл возможен только потому, что происходит перераспределение прибыли, т.е. образуется фонд накопления, средства которого идут на развитие производства.

На макроуровне формирование и использование финансовых ресурсов позволяет удовлетворять общегосударственные потребности оборота, здравоохранения, культуры и искусства, это создание аппарата управления, реализация социальной политики, финансирование различных отраслей промышленности, с/х, транспорта, связи (кот. осущ. в виде различных льгот) и межрегиональное выравнивание.

ТЕМА «Финансовая система. Функции финансов»

1. Характеристика финансовых отношений.

2. Функции финансов и их характеристика.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Финансовые отношения многочисленны и многообразны – складываются между различными субъектами.

Финансовые отношения, возникающие между различными субъектами.

Финансовые отношения Характеристика финансовых отношений
  1. Финансовые отношения внутри предприятия
  1. Финансовые отношения между предприятиями
  1. Финансовые отношения между предприятиями и вышестоящими организациями (мин-ва, ведомства)
  1. Финансовые отношения между предприятиями и государством
  1. Финансовые отношения между предприятием и коммерческими банками
  1. Отношения между гражданами и государством
  1. Финансовые отношения между гражданами, предприятиями, и страхующими органами
  1. Финансовые отношения между государственным бюджетом и внебюджетными фондами.
Отношения по поводу распределения выручки на целевые части и перераспределение прибыли (фонд накопления и фонд потребления) Отношения по поводу получения и уплаты доходов по ценным бумагам, получение и уплата доходов при совместном участии, уплата штрафов, пеней, неустоек при нарушении договоров. Отношения по поводу распределения и перераспределения денежных фондов Отношения по поводу уплаты налогов и сборов в гос. бюджет, взносов во внебюджетные фонды, выплаты из гос. бюджета и внебюджетных фондов в виде безвозмездной финансовой помощи, кредитования, налогооблажения Отношения по поводу вкладов на депозиты, выплат по кредитам и получение кредитов и процентов по вкладам. Отношения по поводу уплаты налогов и сборов, взносов в бюджет, получения финансовой помощи из гос. бюджета, пенсий, пособий из внебюджетных фондов. Отношения по поводу выплаты страховых взносов гражданами и предприятиями и отношения по поводу уплаты страховой организацией стразовых возмещений потерпевшим. Отношения по поводу перечисления денежных средств из гос. бюджета во внебюджетные фонды и наоборот.

Финансовые отношения классифицируются, т.е. приводится в систему, которая называется финансовой системой.

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Основные функции финансов:

1. Распределяющая

2. Контрольная

3. Стимулирующая

1,2 осуществляются всегда, неразрывно и одновременно, т.е. каждая финансовая операция означает распределение стоимости и контроль за этим распределением.

Распределительная функция.

Благодаря этой функции финансы существуют как экономическая категория распределения. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов (т.е. удовлетворение общественной потребности) происходит распределение фин. ресурсов и средства поступают тем субъектам, которые в них нуждаются.

Распр. функция характеризуется:

объектами

субъектами

этапами

уровнями

видами распределения

Объекты финансового распределения – это то, что распределяется – стоимость общей продукции в денежной форме

Субъекты финансового распределения – это те, которые распределяют (предприятия, государство)

Этапы финансового распределения:

1. первичное распределение

2. перераспределение

Сферы финансового распределения – сфера производства

Уровни распределения – соответствуют уровням хозяйствования – федеральный, региональный, местный.

Виды распределения – внутриотраслевое распределение, межотраслевое распределение, межтерриториальное распределение.

Контрольная функция – эта функция проявляется в контроле за распределением стоимости общественного продукта и в контроле за расходованием финансовых средств по целевому назначению.

Инструментом реализации контрольной функции является финансовая информация. Финансовая информация представлена финансовыми показателями, которые содержатся в бухгалтерской и финансовой отчетности.

Для того, чтобы контрольная функция осуществлялась в полном объеме, фин. инф. должна соответствовать требованиям, кот. к ней предъявляются: полнота, достоверность, своевременность, точность, объективность, доступность, релевантность.

Кроме того на микро и макро уровнях должна соблюдаться финансовая дисциплина, т.е. обязательный для всех организаций порядок ведения хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнение фин. обязательств.

Стимулирующая функция. Ее сущность состоит в том, что государство с помощью системы финансовых рычагов может воздействовать на развитие предприятий и целых отраслей.

К фин. рычагам можно отнести: использование средств гос. бюджета, использование цен, установление видов и ставок налогов, использование экспортных-импортных пошлин.

ТЕМА «Финансовый рынок»

Финансовый рынок – это механизм привлечения и перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами.

Назначение фин. рынка – накапливать временно свободные денежные средства и способствовать их перемещению от одних участков финансирования рынка к другим.

Финансовый рынок имеет определенную структуру:

Финансовый рынок:

1) Рынок ссудных капиталов:

- денежный рынок

- рынок капиталов

2) Рынок ценных бумаг:

- первичный

-вторичный

Рынок ссудных капиталов – кредитный рынок – это рынок, на котором денежные средства предоставляются в долг на основе возвратности, срочности, платности – рынок, на котором обращаются кредиты.

В зависимости от срока предоставления кредита различают денежный рынок и рынок капитала.

Денежный рынок – это рынок, на котором обращаются краткосрочные кредиты (до 1 года)

Рынок капитала – это рынок, на котором обращаются среднесрочные и долгосрочные кредиты

Среднесрочные кредиты – кредиты сроком от 1 до 3 лет.

Долгосрочные кредиты – кредиты сроком от 3 лет и выше.

Средства на денежном рынке являются высоко ликвидными, поэтому они приравниваются к денежным средствам.

Основными участниками рынка ссудного капитала являются кредитор и заемщик.

Кредитор – тот, кто предоставляет в долг денежные средства

Заемщик – тот, кто берет денежные средства в займы.

Рынок ценных бумаг – это рынок на котором объектами купли продажи выступают все виды ценных бумаг, выпущенные предприятиями, финансово-кредитными учреждениями, государством.

Ценная бумага – это документ установленной формы с обязательными реквизитами, удостоверяющий имущественные права его владельца (право владения ценной бумагой)

Ценные бумаги, который обращаются на рынке ценных бумаг делятся на долевые и долговые.

Долевая ценная бумага – удостоверяет право ее владельца на часть собственности предприятия и право получения дохода по ней. Долевые ценные бумаги – акции.

Долговая ценная бумага – удостоверяет отношения займа между ее владельцем и предприятием и дает право на получение дохода по ней. Долговая ценная бумага – облигация.

Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.

Первичный рынок – это рынок на котором объектом продажи являются новые ценные бумаги.

Вторичный рынок – это рынок, на котором объектом продажи является рынок ранее выпущенных ценных бумаг ценных бумаг.

Основными участниками рынка ценных бумаг выступают эмитент и инвестор.

Эмитент – тот, кто выпускает ценную бумагу.

Инвестор – тот, кто приобретает ценную бумагу, вкладывает средства для дальнейшего получения прибыли.

Значение финансового рынка заключается в том, что:

1. благодаря финансовому рынку происходит привлечение значительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования.

2. Благодаря финансовому рынку финансовые ресурсы перемещаются в наиболее прибыльные отрасли.

3. Посредством финансового рынка поступают денежные средства в государственный бюджет. Это происходит тогда, когда государство выпускает ценные бумаги.

ТЕМА «Управление финансами»

1. Общие понятия об управлении финансами.

2. Органы управления финансами и их функциями.

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Управление -это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Как в любой системе управления в управлении финансов выделяют субъекты и объекты управления.

Объекты – это то, чем управляют; это разнообразные виды финансовых отношений.

Субъекты – это организационные структуры, осуществляющие управление фин. отношениями.

Объекты управления (в соответствии со сферами финансовой системы) Субъекты управления
1.Финансы предприятий, организаций, учреждений. 1.Финансовые службы предприятий, организаций, учреждений
2.Страхование 2.Страховые органы
3.Государственные финансы 3.Финансовые органы гос-ва на различных уровнях и налоговые инспекции.

Различают стратегическое и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление - это определение перспективных целей и задач развития финансов, формирование целевых комплексных программ. Определение объема финансовых ресурсов на перспективу.

Осуществляется это стратегическое управление федеральным собранием, состоящим из Гос. думы и Совета федерации; аппаратом президента; правительством; правительством и министерством финансов.

Оперативное управление – это решение в рамках стратегии конкретных тактических задач по управлению финансами.

Осуществляется Министерством финансов, финансовыми управлениями местных администраций, дирекциями внебюджетных фондов, страховых организаций, фин. службами пр-ий, организацией, учреждений.

1. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИННАСАМИ И ИХ ФУНКЦИИ

Управление финансами осуществляет финансовый аппарат. Это совокупность всех организационных структур, выполняющих функции управления функциональными отношениями.

Функции: 1) стратегическое и оперативное планирование; 2)использование финансовых планов;

3)Учет и анализ финансов;

4)контроль и регулирование финансов.

Органы и структуры финансового аппарата в соответствии со сферами финансовой системы.

Сферы финансовой системы Органы и структуры финансового аппарата
1.Финансы предприятий, учреждений и организаций. 2.Страхование. 3.Гос-венные финансы. 1.Финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений. 2. Специальные страховые структуры, государственные страховые организации, акционерные и частные компании. 3. Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы,функции внебюджетных фондов и государственная налоговая служба.

В 1992г. правительство РФ утвердило новую структуру министерства финансов.

1.Бюджетное управление,

2.Казначейство (управление исполнения бюджета),

3.Управление налоговых реформ,

4.Управление гос-венных ценных бумаг и финансового рынка.

5.Управление финансирования программ развития сельского хозяйства.

6. Управление финансирования программ развития инфраструктуры и потребностей рынка.

7.Управление финансирования программ развития сферы материального пр-ва и конверсии.

8.Управление финансирования социальной сферы и науки.

9.Управление финансирования обороны, правопорядка и безопасности.

10.Управление методологией бух. учета и отчетности.

11.Контрольно- ревизионное управление.

12.Управление валютно-финансовогорегулирования.

Бюджетное управление и казначейство занимают центральное место.

Бюджетное управление составляет проект Федерального бюджета.

Казначейство отвечает за исполнение бюджета Министерства.

Основныые функции или свойства Министерства финансов:

1)Разработка и реализация стратегии финансовой политики;

2)Составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3)Осуществление мероприятий по развитию финансового рынка;

4)Концентрация финансов на приоритетных направлениях;

5)Целевое финансирование общегосударственных потребностей (оборона, безопасность);

6)Совершенствование методовфинансирования бюджетного планирования;

7)Осущесвление финансового контроля и за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и внебюджетных федеральных фондов и т.д.

Перестройка министерства финансов (его структуры и функций) направлена на усиление рыночных начал в финансовой деятельности и усиление программного построения финансовой работы.

Главные тенденции изменения структуры аппарата управления финансами:

1) Усиление методов экономического воздействия на управление финансами;

2) Увеличение самостоятельности и прав предприятий, организаций, учреждений, отраслей, субъектов федерации, местных органов власти в финансовой деятельности;

3) Становление и более широкое использование финансового рынка;

4) Автономное функционирование бюджетов;

5) Изменение функций финансовых служб предприятий (это прежде всего финансовый менеджмент);

ТЕМА «Финансовая политика государства»

1. Финансовая политика, финансовая стратегия и финансовая тактика

2. Финансовая политика государства на современном этапе.

1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ФИНАНСОВАЯ ТАКТИКА

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их использования для восполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики заключается в следующем:

1) происходит разработка научно-обоснованной концепции развития финансов в государстве. Она разрабатывается на основе анализа эк. ситуации в государстве и она создает цели развития финансов государства. Эти цели схожи с общеэкономическими целями. (вопр.3)

2) Конкретизация поставленных в концепции целей и определение путей их достижения.

3) Разработка практических мероприятий по достижению поставленных целей, т.е. определения программы действий, сроков выполнения и расчет необходимых для этого ресурсов.

Цели фин. политики м.б. долгосрочными и краткосрочными

В зависимости от того долгоср. или краткоср. цели ставит фин. политика, выделяют фин. стратегию и фин. тактику.

Финансовая стратегия – это долговременный курс фин. пол., кот. предусматривает решение крупномасштабных задач (в виде крупномасштабных фин программ – Стратегия ф-э развития РФ до 2010 года) – только цели.

Финансовая тактика – кратковременный курс фин. пол., который связан с разработкой конкретных задач и практических действий – то, как достигаются цели

Финансовая стратегия и фин. тактика взаимосвязаны др. с др. и влияют др. на др. Фин. тактика разрабатывается в рамках существующей финансовой стратегии, которая в свою очередь может меняться в зависимости от финансовой тактики.

Финансовая политика характеризуется с 3 точек зрения: главная задача, качество, результат.

Гл. задачей любой фин. политики является накопление наибольшего объема финансовых ресурсов и их эффективное использование (удовлетворение всех общегос. потребностей)

Качество фин. политики оценивается с т.зр. соответствия ее потребностям общества. Качество фин. политики считается высоким, если она удовлетворяет всем требованиям, которые к ней предъявляются:

a. Учет конкретно-исторических условий и событий развития государства при разработке политики.

b. Научный подход к разработке политики – это означает, что ф.п. должна разрабатываться с учетом научных факторов различных дисциплин финансы, экономика.

c. комплексный подход к разарботке и проведению финансовой политики (д-к, ценовая, налоговая не д. противоречить др.др.)

d. Результативность фин. политики – означает, что фин. политика д. предусматривать последующий экономический рост в государстве. 3-я т.зр. на политику гос-ва – результат.

2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Финансовая политика является частью экономической политики гоударства и ее цели соответствуют общеэкономическим целям. Существуют 3 экон. цели в РФ:

1. Преодоление спада матер. производства и устойчивое развитие экономики гос-ва

2. достижение прогрессивного научно-тех развития во всех областях

3. подъем уровня благосостояния населения и повышение соц. защищенности граждан.

Исходя из этих целей, цели фин. политики:

1. Фин. поддержка предпринимательства, поощрение конкуренции, ограничение монополизма

2. Структурная перестройка экономики

3. Стабилизация ден-кредитной системы, преодоление кризиса неплатежей

4. Сокращение нерациональных гос. расходов

5. Увеличение поступлений в бюджеты за счет ликвидации неоправданных налоговых льгот и улучшения собираемости налогов.

6. Развитие финансовых и страховых рынков

7. Проведение жесткого контроля за целевым использованием гос. средств.

8. Привлечение иностр. инвестиций

Задачей любого гос-ва при разработке и реализации фин. политики явл. не допустить фин. кризис в государстве.

Существуют определенные признаки фин. кризиса в государстве:

1. Большой дефицит гос. бюджета – норм. если 2-3% ВВП, иначе надо бороться

2. Рост внутреннего и внешнего долга

3. Эмиссия денег и увеличение инфляции

4. Наличие большого числа убыточных предприятий

5. Большие непроизводственные расходы и потери в народном хозяйстве

6. Рост незавершенного строительства

ТЕМА «Государственный бюджет»

1. Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах

2. Состав и структура доходов бюджета

3. Состав и структура расходов бюджета

4. Сбалансированность бюджета

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

Гос. бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления.

Основные функции бюджета.

­ образование бюджетного фонда. Бюджетный фонд – это основной государственный централизованный денежный фонд;

­ использование бюджетного фонда;

­ контроль за образованием и использованием бюджетного фонда;

­ перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта;

­ финансовое обеспечение социальной политики;

­ государственное регулирование и стимулирование экономики;

­ обеспечение государственного федерализма.

Признаками бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений, являются:

- денежная форма отношений;

- ограничение сферы действия рамками соответств-го законодательства;

- участниками отношений, с одной стороны, всегда является государство, субъекты Федерации и местного органа самоуправления, с другой стороны, население, и организации;

- исторический характер возникновения совместно с государством;

- безвозмездность движения стоимости в виде сбора налогов и предоставления бюджетных ссуд.

Бюджет играет важную экономическую, политическую и социальную роль. Он отражает содержание гос. политики. Используя средства бюджетного фонда на финансирование приоритетных отраслей хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение нац. дохода между отраслями. Доходы из более рентных отраслей отправляются в отрасли с низкой рентабельностью. За счет бюджетного фонда финансируются учреждения соц. сферы; перераспределяются доходы между Федеральным уровнем и субъектами РФ.

Результаты исполнения бюджета определяют темпы развития экономики и соц. сферы, отраслевые и территориальные пропорции, уровень жизни населения.

2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Доходы бюджета – это централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства и органов местного самоуправления.

Основной источник доходов бюджета – национальный доход.

Виды источников доходов бюджетов:

1. Собственные доходы – это налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за соответствующими ими бюджетами;

2. Регулирующие доходы;

3. Закрепленные доходы;

4. Кредитные ресурсы – это средства, передаваемые от вышестоящих бюджетов нижестоящим на кредитной основе;

5. Финансовая помощь – поступает от вышестоящего бюджета в формедотаций, субвенций, субсидий или иной безвозвратной и безвозмездной передачи бюджетных средств, а также передача бюджетных средств на возвратной основе подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств.

Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной основе и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Если субвенция используется не по назначению и в нарушении установленного срока, то она подлежит возврату предоставившему ее органу.

Субсидия – это бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов по определенным мероприятиям.

6. Трансферты. Право на трансферты имеют только те субъекты РФ, у которых расчетный объем доходов не превышает расчетного объема расходов бюджета. Доля региона (трансферт) в Фонде финансовой поддержки регионов определяется делением недостающих доходов на сумму недостающих средств по всем субъектам РФ. Механизм трансфертной поддержки заключается в ежемесячном перечислении соответствующей доли средств конкретному субъекту РФ из Фонда. При этом методика трансфертной поддержки субъектов РФ предусматривает детализацию субъектов РФ на группы.

Доходы бюджетов классифицируются по социально- экономическому признаку:

1. Поступающие от хозяйствующих субъектов;

2. Поступающие от государственного имущества и угодий;

3. Поступающие от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;

4. Поступающие от местных доходов граждан.

Укрупненная структура доходов бюджетов включает: налоговые доходы и неналоговые доходы.

3. СОСТАВ И СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Расходы бюджета представляют собой затраты формирующиеся в связи с выполнением государством органами управления своих конституционных функций.

Расходы федерального бюджета классифицируются:

1) По роли в процессе воспроизводства:

1. Затраты, связанные с финансированием мат – го производства;

2. Затраты, связанные с финансированием немат. сферы.

2. По функциональному назначению: расходы на финансирование народного хозяйства; социально- культурных мероприятий; на оборону, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности; фундаментальные исследования; расходы по обслуживанию государственного долга;

3. По характеру воспроизводства разделяют текущие и капитальные расходы:

Текущие расходы включают закупку товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на зарплату, платы по внутренним займам и гос. внешнему долгу и пр. (бюджет текущих затрат)

Капитальные расходы включают кап. Вложения в основные фонды, в уставный капитал, капитальный ремонт (бюджет развития).

Формы расходов бюджетов:

- ассигнования бюджетным учреждениям и органам местного самоуправления на осуществление отдельных полномочий, передаваемых на эти уровни власти.

- средства на оплату услуг, продукции, работ, выполняемых юр. и физ. лицами по гос. (муниципальным) контрактам;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами гос. власти, приводящие к росту расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- трансферты населению;

- ссуды юр. лицам;

- субсидии и субвенции юр. лицам;

- инвестиции в уставные капиталы юр. лицам;

- ссуды, дотации, субсидии и субвенции др. бюджетам, гос. внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным государствам;

- средства на погашение и обслуживание долговых обязательств.

4. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА

Расходы и доходы бюджета тесно взаимосвязаны количественно и качественно. Расходовать можно только то, что мобилизовано бюджетом. С другой стороны, правильно использованные расходы способствуют эффективности производства и в конечном счете приросту доходов.

Сбалансированность бюджетов определяется 2-мя составляющими: профицитом бюджета и дефицитом бюджета.

Профицит бюджета характеризуется превышением доходов над расходами. Пути использования профицита:

1) Сокращение привлечения доходов от продажи гос. или муниципального имущества;

2) Направление средств на погашение доп – в;

3) Передача части доходов бюджетам других уровней;

4) Сокращение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство.

Дефицит бюджета характеризуется превышением расходов над доходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

· осуществление кредитных гос. вложений в развитие экономики или социальной сферы;

· войны, стихийные бедствия и прочие чрезвычайные обстоятельства;

· кризисные явления в экономике.

Принципы борьбы с бюджетным дефицитом:

1) ликвидировать дефицит необходимо. Применяя и математические методики и экономические воздействия.

2) В отдельных случаях бюджетный дефицит допустим:

Дефицит бюджета субъекта РФ не может превышать 5% доходов бюджета субъекта РФ без учета фин помощи из федерального бюджета. Дефицит федерального бюджета не может превышать объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание гос. долга РФ.

3) Нормальная величина дефицита равна 2 – 3% от ВНП

4) Для покрытия дефицита нельзя использовать бумажно- денежную эмиссию.

Меры по регулированию дефицита бюджета:

1. совершенствование бюджетного механизма путем инвестирования приоритетных отраслей экономики, использования финансовых льгот и санкций;

2. сокращение сферы гос. экономики;

3. продажа на мировом рынке части государственной задолженности (других стран бывшему СССР);

4. снижение военных расходов;

5. привлечение иностранного капитала и т.д.;

Источники финансирования дефицита также могут быть внутренние и внешние (кредиты, гос. и муниципальные займы).

ТЕМА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ»

Государственный кредит – это экономические отношения, возникающие между государством с одной стороны и юридическими и физическими лицами, другими субъектами с другой в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Посредством государственного кредита государство мобилизует денежные ресурсы. При этом для государственного кредита характерна двоякая роль. С одной стороны, он, прежде всего, ориентирован на привлечение денежных средств с целью покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Сравним государственный и банковский кредиты:

- по характеру и по целям: при государственном кредите, когда заемщиком выступает государство, цели покрытие дефицита бюджета; при банковском кредите, если заемщики предприятия или организации, то цели кредита производственные;

- по источникам выплаты процентов по кредиту и суммы основного долга: при государственном кредите средства выплачиваются из государственного бюджета; при банковском кредите предприятие возвращает средства за счет полученных доходов;

- по обеспечению кредита: при государственном кредитовании кредит не обеспечен; при банковском кредите деньги, которые берут в долг предприятия, как правило, обеспеченны и в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство и т.д.

- в банковском кредите получение заемщиком денежных средств является добровольным, а при государственном кредитовании заемщик (государство) может принудить кредитора (предприятие, население) предоставить кредит;

- при государственном кредитовании кредиторы не могут заставить государство выполнить свои обязательства, а при банковском кредитовании это можно сделать через суд.

Положительные свойства государственного кредита:

- государственный кредит является без эмиссионным источником исполнения государственного бюджета;

- с помощью всех трех форм государственного кредита можно регулировать экономические и социальные процессы в государстве.

Недостатки государственного кредита:

- необходимость погашения государственного долга усиливает налоговое бремя;

- возврат государственного долга «связывает» большие суммы денежных средств в государственном бюджете. Эти деньги могли бы быть направлены на производственное развитие или социальные потребности.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную контрольную и регулирующую.

Распределительная функция государственного кредита в целом выполняется, так же как и распределительная функция финансов – посредством государственного кредита происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта между различными сферами.

Особенности этой функции проявляются, при использовании государственных долгосрочных займов. Государственные долгосрочные займы, как правило, крупные денежные суммы, используемые на расходы капитального характера, т.е. это денежные средства, которые направляются на строительство и развитие экономической и социальной сферы. При этом денежные средства на покрытие долга берутся за счет увеличения налогов экономически активных субъектов будущих поколений. Таким образом, при распределительной функции государственного кредита выполняется принцип справедливости. Он заключается в том, что будущие поколения, которые будут пользоваться благами от инвестирования, возвращают государственный долг.

Контрольная функция государственного кредита заключается в отслеживании объема динамики государственного долга, использования заемных денежных средств и возврате государственного долга. Наличие этой функции обусловлено существованием государственного кредита в денежном выражении. Она органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что государство с его помощью может влиять на общественные отношения:

1. Влияние на денежную массу в обращении проявляется через государственные займы. При этом регулирующая функция зависит от того у кого привлекаются средства и на какие цели они используются. Объем денежной массы, при этом может увеличиваться или оставаться неизменным.

2. Влияние на цену на кредитные ресурсы на финансовом рынке. Государство выступает крупнейшим заемщиком денежных средств. Банки предпочитают предоставлять кредиты в первую очередь государству, а потом уже предприятиям. Поэтому, если государство использует займы на внутреннем рынке, это уменьшает количество кредитных ресурсов в экономике и увеличивает проценты по кредитам.

3. Влияние на ситуацию на рынке ценных бумаг. Выступая заемщиком и продавая государственные ценные бумаги, правительство тем самым «сбивает» рыночную стоимость ценных бумаг предприятий и организаций. А это уменьшает возможности регулирования этих предприятий и фирм.

4. Влияние на экономику и правительство. Продавая и покупая ценные бумаги, государство влияет на цену на кредитные ресурсы и на рыночную стоимость ценных бумаг предприятия. Таким образом, у предприятия либо большой доступ к денежным средствам, либо нет и тогда они ограниченны в развитии. В этом случае, если используются формы государственных гарантий и государственного кредитования для поддержки производителей – это положительное влияние государственного кредита на экономику и производство.

5. Влияние на социальную сферу. Проявляется в том, случае, если через государственный кредит стимулируется экономика и производство, в результате чего уменьшается уровень безработицы. При влиянии через государственный кредит на проценты по кредитным ресурсам увеличивается или уменьшается покупательная способность населения.

ТЕМА «ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ»

1 Понятие и причины создания внебюджетных фондов РФ.

2. Задачи, классификация и особенности внебюджетных фондов РФ

3. Пенсионный фонд РФ

4. Фонд социального страхования РФ

5. Фонды обязательного медицинского страхования РФ

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Внебюджетные фонды – это финансовые отношения, связанные с формированием целевых денежных форм государства для покрытия социальных потребностей населения.

Причины создания внебюджетных фондов:

1 Возникающий периодически дефицит бюджета, может привести к недофинансированию важнейших общественных потребностей. Это происходит потому, что в государственном бюджете нет закрепленных конкретных доходов за определенными направлениями расходования средств.

2 Ориентация создаваемая рыночной экономикой экономики РФ на западную.

Источником формирования внебюджетных фондов является национальный доход.

2. ЗАДАЧИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Внебюджетные фонды выполняют 2 функции:

1.Распределительная – означает, что через внебюджетные фонды происходит перераспределение национального дохода, для удовлетворения социальных потребностей населения.

2. Контрольная – означает, что внебюджетные фонды сигнализируют обществу о возникших отклонениях в производственных или социальных процессах.

Внебюджетные фонды классифицируют:

1. В зависимости от органов власти создаваемые их, различают:

- централизованные – это фонды созданные федеральными органами власти, их цель защита социальных слоев населения. К ним относят Пенсионный фонд Р.Ф., фонд социального страхования Р.Ф. и фонды обязательного медицинского страхования.

- децентрализованные – это фонды, которые создаются региональными и местными органами власти для решения политических, экономических и научных задач.

2. По срокам действия, различают:

- постоянные фонды – это фонды, которые действуют на протяжение длительного периода времени.

- временные – прекращают свое существование в тот момент, когда выполнят свои функции.

3. По целевому назначению, различают:

- социальные фонды.

- экономические фонды.

- научно – исследовательские фонды.

- экологические фонды.

- политические фонды.

Задачи внебюджетных фондов.

1. Дополнительное финансирование социальных потребностей граждан.

2. Дополнительное финансирование экономических потребностей Р.Ф.

3. В случаи дефицита государственного бюджета средства внебюджетных фондов являются дополнительным источником его финансирования, для покрытия дефицита использования временно свободных средств.

Внебюджетные фонды могут быть созданы двумя путями:

1. Передачей части средств из государственного бюджета внебюджетному фонду.

1. Закрепление за фондами собственных источников получения доходов.

Особенности внебюджетных фондов:

1. Внебюджетные фонды создаются юридическими лицами со своими аппаратами управления.

2. Внебюджетные фонды созданы по тому принципу, что за каждым из них закреплены собственные доходы. Эти доходы предназначены для конкретных расходов.

3. Внебюджетные фонды могут заниматься коммерческой деятельностью на временно свободные деньги, можно использовать на депозитных счетах в кредитных учреждениях для покупки государственных ценных бумаг, приобретения недвижимости. Прибыль от полученной деятельности увеличивает доходы фондов, на нее платится налоги.

4. Внебюджетные фонды взаимосвязаны с государственным бюджетом.

5. Централизованные внебюджетные фонды действуют на основе общего страхования.

В этой системе присутствуют: страховщики, страхователи и застрахованные.

Страховщиком является государство в лице внебюджетных фондов.

Страхователем предприятия и организации (работодатели), которые делают взносы во внебюджетные фонды.

Застрахованные – лица, которые самостоятельно не производят страховых взносов, но получают компенсацию в случаи не благоприятных событий.

Застрахованными являются граждане государства.

3. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992г.

Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения. При этом решались две принципиальные задачи:

1. Средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса, а ПФ приобретал статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда.

2. Основным источником финансирования пенсионных выплат становились страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами становился не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФ сохраняли статус федеральных средств, в то же время, по своей природе, они являлись средствами обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-1 (в ред. от 5 августа 2000г.).

Доходы пенсионного фонда:

1 Часть единого Социального налога (20% из 26%).

2 Перечисления из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям.

3 Средства перечисляемые с федерального бюджета на выплату пенсий и пособий гражданам, пострадавшим от техногенных катастроф.

2 и 3 называется выделением средств в порядке перераспределения.

4 Доходы от коммерческой деятельности.

5 Банковские кредиты.

6 Получение средств от выпуска облигаций.

7 Добровольные взносы.

Пенсионный Фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно 1/3 федерального бюджета РФ.

В настоящее время в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного Фонда России зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 млн. пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей.

За счет средств Пенсионного Фонда осуществляются:

1 Выплата государственных трудовых пенсий (по возрасту, за выслугу лет, пенсии по потери кормилица).

2 Пенсии, пособия военнослужащим и их семьям.

3 Пенсии и пособия по инвалидности.

4 Пенсии и пособия участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.

5 Пенсии и пособия гражданам, пострадавшим от техногенных катастроф.

6 Выплата пособий одиноким матерям.

7 Выплата пособий на детей от 1,5 до 6 лет.

8 Выплата пособий на ВИЧ инфицированных детей.

9 Выплата пособий на погребение.

10 Выплата социальных пенсий.

3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Цель создания – выплата пособий связанных с социальной поддержкой граждан 7 августа 1992 года. Схема деятельности аналогична пенсионному фонду Р.Ф.

Доходы фонда социального страхования:

1 Часть единого социального налога (3,2% от 26%).

2 Средства федерального бюджета в порядке перераспределения при недостатке обеспечения за счет единого социально налога.

3 Доходы от коммерческой деятельности.

4 Банковские кредиты.

5 Средства, полученные от продажи облигаций.

6 Поступления за путевки от профсоюзов и граждан.

Направление расходования средств фонда:

1 Выплата пособий по временной не трудоспособности (больничные листы).

2 Выплата пособий по беременности и при рождение ребенка.

3 Выплата пособий на детей до 1,5 лет.

4 Выплата пособий многодетным матерям.

5 Выплата пособий малообеспеченным семьям.

6 Финансирование, санаторно – курортного лечения и баз отдыха.

7 Финансирование расходов на содержание интернатов для престарелых и инвалидов.

4. ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

Фонд обязательного медицинского страхования. В настоящее время медицинское страхование осуществляется в России в двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным.

В качестве участников медицинского страхования выступают:

1) застрахованные — все граждане РФ как потребители медицинских услуг;

2) страхователи — юридические и физические лица; для работающих — предприятия, учреждения, организации, для неработающих — органы исполнительной власти;

3) страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;

4) медицинское учреждение, которое лечит застрахованного и получает денежные средства от СМО;

5) Федеральный и территориальный фонды ОМС.

Страхователями при ОМС являются: для неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) — органы государственной власти всех уровней; для работающего населения — работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью). Страхователями при ДМС выступают сами граждане (индивидуальное страхование) или работодатели, представляющие интересы своих работников. При этом работодатели могут финансировать ДМС только при наличии прибыли, так как лишь она может быть источником средств на ДМС. ДМС осуществляется разнообразными страховыми организациями, имеющими на это лицензию.

Документом, гарантирующим человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС, является страховой полис.

Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования — ФФОМС и ТФОМС. Финансовые средства ФФОМС являются государственной собственностью. Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых медицинских организаций (СМО). СМО — это организации, имеющие государственное раз­решение (лицензию) на право заниматься медицинским страхо­ванием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.

Финансовые средства Федерального и территориального фонда ОМС образуются за счет:

1) страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов на ОМС, устанавливаемых законодательством РФ;

2) взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение про­грамм ОМС;

4) добровольных взносов;

5) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

6) средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на ОМС неработающего населения.

Материальным источником внебюджетных фондов во всех странах является национальный доход, а преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных финансов. В то же время внебюджетные фонды обладают целым рядом особенностей. В частности, в России:

1) проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов предоставляются одновременно с проектом соответствующих бюджетов на очередной финансовый год;

2) бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

3) внебюджетные фонды имеют строго целевую направленность. Их расходование может осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством РФ, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами или законами субъектов РФ;

4) доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридических лиц;

5) страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

6) денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

7) расходование средств из внебюджетных фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (правление фонда).

Направления расходования средств фонда:

1 Оплата медицинских услуг предоставляемые гражданам.

2 Расходование средств на медицинскую науку

Финансирование материальной базы медицинских учреждений.

Финансирование медицинской помощи при эпидемиях и массовых заболеваниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: