Лекция 2. Антропогенные опасности среды обитания. Источники и уровни загрязнения атмосферного воздуха

Задание на СРС

Лекция 1. Содержание предмета «Безопасность жизнедеятельности». Понятия: безопасность, опасность, чрезвычайная ситуация, приемлемый риск.

Все ответы верны

Дцб

Дцб

Дцб

Дцб

Поражение током глаз

Все ответы верны

Все ответы верны

Все ответы верны

Все ответы верны

В прогрессирующем снижении слуха

в изменении частоты дыхания

в расстройстве деятельности нервной системы

в расстройстве сердечно-сосудистой деятельности

в нарушении обмена веществ

142. При длительном воздействии громкого шума отмечается:

изменение частоты дыхания

расстройства деятельности нервной системы

расстройства сердечно-сосудистой деятельности

нарушение обмена веществ

143. Длительное систематическое воздействие ультразвука, распространяющегося воздушным путем, вызывает:

функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы

функциональные нарушения нервной системы

функциональные нарушения эндокринной системы

изменение свойств и состава крови

144.Контактное воздействие высокочастотного ультразвука на руки приводит:

к нарушению капиллярного кровообращения в кистях рук

к снижению болевой чувствительности

к утомлению

к заболеванию нервной системы

145.Какое действие производит электрический ток на организм человека:

термическое

электрическое

механическое

биологическое

146. Электроофтальмия это:

поражение током скелетных мышц

поражение током кожи

поражение током нервной системы

поражение током сердечной мышцы

147. При каком уровне звукового давления длительное воздействие шума вызывает резкую потерю слуха, тугоухость:

60 дцб

65 дцб

70 дцб

85 дцб

148. Какой уровень звукового давления имеет обычный, привычный для человека повседневный шум:

40-45 дцб

50-55 дцб

60-65 дцб

70-75 дцб

149. При каком уровне звукового давления воздействие шума может вызвать смерть:

70 дцб

80 дцб

110 дцб

140 дцб

150. Чем определяется степень воздействия электромагнитных полей на организм человека:

плотность излучения

частота излучения

время воздействия

режим воздействия

все ответы верны

151. При каком уровне звукового давления воздействие шума вызывает в ухе слабую боль:

90 дцб

100 дцб

110 дцб

140 дцб

152.При длительном воздействии громкого шума на производстве у человека отмечается:

повышение расхода энергии

снижение внимания

увеличение числа ошибок в работе

замедление скорости психических реакций

План лекции:

1. Основополагающие вопросы, задачи курса «Безопасность жизнедеятельности».

2. Аксиома о потенциальной опасности.

3. Понятие безопасности и опасности.

4. Понятие о чрезвычайных ситуациях (ЧС) и приемлемом риске.

1. Основополагающие вопросы, задачи курса «Безопасность жизнедеятельности».

Почти ежедневно мы слышим о ра­зных катастрофах: землетрясениях, селях, обвалах, наводнениях, ураганах, лесных пожарах, пыльных бурях, продолжительных за­сухах и других стихийных бедствиях, приводящих к гибели людей, разрушению городов и промышленных предприятий, а также к нарушению экологического равновесия в природе, вызываемого загрязнением окружающей среды.

Катастрофические последствия природных катаклизмов и сти­хийных бедствий представляют серьезную угрозу жизни человека и поэтому проблема защиты его от опасностей в различных усло­виях обитания возникла одновременно с появлением на Земле на­ших далеких предков. На заре человечества такая опасность исхо­дила от разрушительной силы природных явлений, а также от представителей биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, создаваемые самим человеком: дорожно-транспортные аварии, взрывы и пожары в промышленности ив собственном доме, отравления химическими соединениями, упот­ребление алкоголя и табакокурение, поражение электрическим током, облучение ионизирующим излучением имногое другое.

Развитие науки и техники, с одной стороны, способствовало развитию средств и способов ликвидации последствий аварий и стихийныхбедствий, но, с другой — привело к необычайному ро­сту возможных масштабов аварий и катастроф из-за огромной кон­центрации потенциальной энергии в отдельных энергетических комплексах, повышенных скоростей движения и других причин.

Если стихийные силы природы не подвластны человеку и мо­гут заблаговременно прогнозироваться только в некоторых слу­чаях, то чрезвычайных ситуаций, причиной которых является сам человек, можно избежать благодаря продуманному подходу при проектировании и эксплуатации сооружений, технологических процессов, машин и оборудования. Например, борясь с бесконт­рольным выбросом в окружающую среду вредных промышленных отходов, мы тем самым способствуем сохранению экологического равновесия в природе или, соблюдая правила пожарной безопасно­сти во время пеших походов или отдыха на природе, исключаем возможность возникновения лесных и степных пожаров и т. д.

Разрушительные силы стихийных бедствий огромны, но не безграничны, и при условии принятия соответствующих мер по прогнозированию и своевременной защите их можно избежать, предотвратить или свести последствия к минимуму.

Смысл жизни человека заключается в целенаправленной дея­тельности для своего блага и, в конечном итоге, для блага всего об­щества. Таким образом, деятельность - это необходимое условие существования человеческого общества. Но любая деятельность сопряжена с различного рода опасностями: природными, техноген­ными, антропогенными, биологическими, социальными. Поэтому безопасность деятельности является одной из важнейших сторон существования человечества с древних времен и до наших дней. Человек всегда стремился и будет стремиться обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности проблемы безопасности еще более обострились, и для решения многих ее задач в настоящее время требуется, как правило, комплекс специальных знаний.

Надо сказать, что вопросы безопасности условий труда и жизни человека занимают умы ученых с давних пор и только благодаря их усилиям созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты человечества от опасностей сегодняшнeгo дня.

Комплексной научной дисциплиной, изучающей такие опасности, а также меры защиты от них человека, является "Безопасность жизнедеятельности".

Курс "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД) подготов­лен логикой развития науки и техники. В центре внимания но­вой дисциплины - человек как самоцель развития общества. Еще Протагор провозгласил лозунг: "Человек есть мера всех вещей". Это значит, что человек имеет ценность не только как рабочая сила, которую нужно охранять в процессе труда, но его необходимо охранять и в процессе всей его жизни независимо от конкретного местонахождения и выполняемых функций (быт, отдых, занятия спортом, общественная деятельность и т. д.).

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать ос­новные положения курса "Безопасность жизнедеятельности":

- С момента своего появления на Земле человек живет и
действует в условиях постоянно изменяющихся потенциаль­
ных опасностей, т.е. деятельность человека потенциально
опасна;

- реализуясь в пространстве и времени, опасности причиня­
ют вред здоровью человека (нервные потрясения, травмы, бо­
лезни, смерть и т. д.), а значит государству и обществу в целом,
следовательно, защита от них - это актуальная, гуманная и
социально-экономическая проблема всего государства;

- абсолютной безопасности не бывает, так как всегда суще­ствует некоторый остаточный риск, и создание безопасности -это обеспечение такого уровня опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться, т. е. безопасность - это допустимый риск.

Для достижения этой цели применения технических, эконо­мических и других мер бывает недостаточно, если отсутствует грамотность населения в этом вопросе. Опасности по своей природе потенциальны, постоянны и всеобъемлющи и, следо­вательно, нет на Земле человека, которому бы они не угрожа­ли. Однако значительное количество людей об этом и не подо­зревают, так как их сознание работает в отрыве от реальной жизни.

Для выработки идеологии безопасности, формирования соответствующего мышления, поведения и предназначена дис­циплина "Безопасность жизнедеятельности". Таким образом, "Безопасность жизнедеятельности" - это область научных зна­ний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому чело­веку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. БЖД не решает воп­росы безопасности конкретных машин, механизмов, произ­водств и т. д. Этим занимаются специальные дисциплины (атомная безопасность, электробезопасность, взрыво- и пожаробезопасность и т. д.). Задача БЖД - это обеспечение общей грамотности в области безопасности, что является научно-ме­тодическим фундаментом для всех без исключения специаль­ных дисциплин безопасности. Человек, освоивший курс БЖД, способен распознавать опасности и вредности среды обитания, не навредит другому, способен грамотно действовать в усло­виях чрезвычайных ситуаций.

В задачи курса БЖД входят следующие вопросы:

1 распознавание (идентификация) опасностей: вид опасно­сти, пространственные и временные координаты, величина возможного ущерба, вероятность возникновения и др.;

2 профилактика выявленных опасностей на основе сопос­тавления затрат и выгод;

3 порядок действия в условиях чрезвычайных ситуаций в случае реализации опасности.

Объектом изучения в БЖД является комплекс явлений и процессов в системе "человек - среда обитания", отрицатель­но воздействующих на человека и природную среду.

2. Аксиома о потенциальной опасности.

Аксиома о потенциальной опасности - основополагающий постулат БЖД: потенциальная опасность является универсаль­ным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла.

Аксиома о потенциальной опасности предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме про­чих позитивных свойств и результатов, обладают способнос­тью генерировать опасные и вредные факторы. При этом лю­бое новое позитивное действие или результат неизбежно со­провождаются возникновением новой потенциальной опасно­сти или группы опасностей.

Очевидно, что на всех этапах своего развития человек по­стоянно стремился к обеспечению личной безопасности и со­хранению своего здоровья. Это стремление было мотивацией многих его действий и поступков. Создание надежного жили­ща не что иное, как стремление обеспечить себя и семью защи­той от естественных опасных (молния, осадки, животные и т. п.) и вредных (пониженная и повышенная температура, сол­нечная радиация и т. п.) факторов. Но появление жилища гро­зило его обрушением, внесение в него огня - отравлением при задымлении, ожогами и пожарами.

Даже в быту нас сопровождает большая гамма негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недобро­качественная пища; шум, инфразвук; вибрация; электромагнит­ные поля от синтетических материалов, бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; иони­зирующие излучения (естественный фон, медицинское обсле­дование, фон от строительных материалов, излучения прибо­ров, предметов быта); медикаменты при избыточном и непра­вильном их потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии; аллергены и другие факторы.

Опасные и вредные факторы, обусловленные деятельностью человека и продуктами его труда, называются антропогенными.

Пpиродная среда также может быть источником опасных и вредных факторов, которые квалифицируются как естествен­ные. Они возникают при стихийных явлениях (извержение вулканов, землетрясения, наводнения, молнии и т. п.), к ним относятся повышенные и пониженные температуры окружаю­щей среды; повышенный радиационный фон; обвалы, оползни и т. п.

Рост антропогенного воздействия на природную среду не всегдаограничивается лишь прямым воздействием, например, ростом концентраций токсичных примесей в атмосфере. При опpeделенных условиях возможно проявление негативных вто­ричных воздействий на природную среду и человека. К ним относятся процессы образования кислотных дождей, смога, "парниковый эффект", разрушение озонового слоя Земли; накопления токсичных и канцерогенных веществ в организме животных и рыб, в пищевых продуктах и т. п.

Энергетический уровень естественных опасных и вредных факторов практически стабилен, тогда как большинство антропогенных факторов непрерывно повышают свои энергетичес­кие показатели (рост напряжений, давлений и др.) при совер­шенствовании и разработке новых видов техники и технологии (появление ядерной энергетики, концентрация энергоресурсов т.п.).

По мнению академика Н. Н. Моисеева, "человечество всту­пило в новую эру своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания становится соизмеримой с могучими силами природы планеты. Это внушает не только гордость, но и опасение, ибо чревато последствиями, которые могут привести к уничтожению ци­вилизации и даже всего живого на Земле".

3. Понятие безопасности и опасности.

Безопасность как мера защиты организмов от внутренних и внешних опасностей является, несомненно, одним из природ­ных факторов существования живых систем. При этом безо­пасность человека имеет свои особенности, обусловленные тем, что в отличие от других живых организмов человек спосо­бен создавать собственную среду обитания, во многом отлич­ную от природной и поэтому имеющую такие виды опаснос­тей, которые не свойственны природной среде. Характерно то, что сознательная деятельность человека формировала новую, антропогенную среду с такой высокой скоростью, что адапта­ционные возможности живых организмов с нею не справля­лись. Не справляются с ней и адаптационные возможности организма самого человека.

Опыт показывает, что любая деятельность человека, поми­мо пользы, приносит и негативные результаты, выражающие­ся либо в нарушении экологии, либо в травматизме или даже смерти. То есть, как уже ранее говорилось, абсолютно безопас­ной деятельности создать невозможно и всегда существует риск негативных последствий. Поэтому безопасность следует понимать как комплексную систему мер защиты человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной де­ятельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более комп­лексна система защиты (безопасность) этой деятельности. Ком­плексную систему составляют следующие меры защиты: пра­вовые, организационные, экономические, технические, сани­тарно-гигиенические, лечебно-профилактические.

Таким образом, безопасность - это состояние деятельности, при которой с определенной

вероятностью исключено проявле­ние опасностей.

Опасность – это негативное явление, обусловленное энергетическим состоянием среды, действиями человека, способное при определенных условиях причинять ущерб всему окружающему (человеку, природе, зданиям, сооружениям и т.п. По характеру воздействия на человека опасности могут быть активными и пассивными. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это различ­ные препятствия (острые неподвижные элементы, подъемы, спуски, ямы и т. п.), которые могут вызвать повреждения орга­низма человека в момент его движения. Активные — сами име­ют инициативный характер (движущиеся механизмы, машины и т. п.).

Степень воздействия опасности можно оценивать по балль­ности (напр., природные: землетрясение, ураган и т. д.) или численно (напр., сила взрыва в эквиваленте к тротиловому за­ряду). Однако наиболее часто употребляющейся и являющей­ся более универсальной оценкой для опасностей является риск. Риск определяется вероятностью проявления опасности и веро­ятностью присутствия человека в зоне действия опасности.

4. Понятие о чрезвычайных ситуациях (ЧС) и приемлемом риске.

Cлово "чрезвычайный" трактуется как "исключительный, очень большой, превосходящий все". В обыч­ной жизни все отклонения от повседневного, нормального хода событий люди склонны относить к чрезвычайным происшест­виям или ситуациям.

Наличие самих по себе потенциальных опасностей еще не создает чрезвычайных ситуаций. Для того чтобы возникла чрезвычайная ситуация, необходимы условия, позволяющие потенциальной опасности перейти в реальную. Эти условия называются причинами. Причина-это пусковой механизм ЧС. Связь "опасность - причина - последствия" - это логический процесс развития чрезвычайной ситуации. Этот процесс мно­гофакторный и многопричинный. Одна и та же потенциальная опасность может реализовываться в реальную через разные причины. Приведем примеры: взрывоопасное производство -отказ вентиляции, скопление газов, искра - взрыв; алкоголь -превышение допустимой дозы - отравление; электроток – замыкание на корпус или касание оголенного провода- электрический удар. Причины могут быть известными или неизвестными, но они всегда существуют и для профилактики ЧС наиболее важно найти эти причины.

Чрезвычайная ситуация- это обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и обьектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Как правило, чрезвычайная ситуация может иметь предвестников, несколько стадий развития и разнообразные последствия с учетом первичных и вторичных факторов воздействия. Защита от ЧС предусматривает последовательную систему мероприятий, которая включает: анализ и прогноз ЧС, подготовительныe работы на случай возникновения ЧС и разработку мероприятий во время ЧС, ликвидацию последствий ЧС. Этими вопросами занимаются специальные государственные службы и спецподразделения (подразделения агентства по ЧС, пожарная охрана, службы по ликвидации аварий в магистральных сетях города, Госсанэпиднадзор, милиция и др.).

Риск - это по сути дела количественная оценка опасности. Он показывает, с какой частотой будут реализовываться неблагоприятные последствия по отношению к максимально возможному их числу за определенный временной период. Риск подразделяют на индивидуальный и социальный (коллективный). Восприятие риска субьективно, то есть на события редкие, но сопровождающиеся большим числом жертв люди реагируют резко. Если события частые (например, дорожно-транспортные происшествия), но при этом погибают единицы, при этом событие растянуто по времени, то это не вызывает такого напряжения. Субъективность восприятия необходимо учитывать при рассмотрении проблемы приемлемого риска. Бесконечно малый (нулевой) риск свидетельствует об отсутствии реальной опасности в системе, и, наоборот, чем выше риск, тем выше реальность воздействия опасности. Другой стороной восприятия приемлемого риска является его сравнение с получаемыми выгодами для конкретного человека и для всего общества в целом.

Существуют разные способы повышения безопасности объекта, т. е. снижения риска:

4 совершенствование технических систем и объектов;

5 подготовка персонала;

6 ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Если население живет в зоне оправданного государством риска (напр., вокруг АЭС, бывшего полигона и т. д.), то одним из методов (кроме организационного и административного) влияния на общественное мнение служит экономический, заключающийся в выплате денежных компенсаций от ущерба, и страховании, в платежах за риск и т. д.

Таким образом, развитие концепции приемлемого риска является акцией, прямо направленной на защиту человека.

Литература:

1. Приходько Н. Безопасность жизнедеятельности: курс лекций. – Алматы: ВШП «Әділет», 2000. -366с.

2. Занько Н.Г. и соавт. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов всех специальностей. Спб.: ЛТА, 1996.

3. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 336 с.

4. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зерка­
ло, 1996.

Тема занятия Максимальный балл по теме Задания на СРС Рекомен. литерат. (стр.) Форма контроля Сроки сдачи балл  
Содержание предмета «». Понятия: безопасность, опасность, чрезвычайная ситуация, приемлемый риск. Цель: освоить понятия безопасность, опасность, чрезвычайная ситуация, приемлемый риск   1.1Подготовить сообщение на тему: «Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина: социальный аспект» {2} стр 6-17 текущий 1 неделя    
1.2 Подготовить реферат на тему: «Чрезвычайные ситуации социального характера» {2} стр 21-37 текущий 1 неделя    
1.3 Подготовить реферат на тему: «Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера» {2} стр 38-53 текущий 1 неделя    

Пояснения: По данной теме предусмотрен комплекс заданий для самостоятельной работы. Студент может выполнить какое- либо одно задание (на выбор обучающегося) и/или несколько и получить соответствующее количество баллов.

Рекомендуемая литература:

1. Безопасность жизнедеятельности //Арустамов Э.А, Волощенко А.Е., Гуськов Г.В., Платонов.- М.: Издат. Дом «Дашков и К», 2001.

2. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие // Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П.- М.: Дрофа, 2007

3. Приходько Н. Безопасность жизнедеятельности: курс лекций. – Алматы: ВШП «Әділет», 2000. -366с.

4. Мамыров Н.К., Тонкопий М.С., Упушев Е.М. – М: Финансы и статистика.- Алматы: Экономика, 2003.

5. Коробкин В.И. Экология: Конспект лекций / В.И. Коробкин В.И., Л.В. Передельский.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

6. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.- М.: Издательский центр «Академия», 2008

7. Медико-санитарная подготовка учащихся / В.Н.Завьялов и соавт.- М.: Просвещение, 1986.

8. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Часть II // Под ред. проф.Арустамова Э.А.- М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999

.

План лекции:

1. Антропогенные опасности среды обитания.

2. Источники и уровни загрязнения атмосферного воздуха.

3. Смог, парниковый эффект, кислотные дожди.

4. Опасность разрушения озонового слоя.

1.Антропогенные опасности среды обитания.

Как уже ранее говорилось, опасность - это процессы, явле­ния, предметы, оказывающие негативное влияние на здоровье человека и среду обитания.

Человек, воздействуя на среду обитания непродуманными действиями или действиями, вызванными техническим несо­вершенством процессов, создал новую среду обитания.

В настоящее время возникли проблемы обеспечения безо­пасности человека от факторов сформированной им новой средыобитания и техносферы. Для того чтобы исключить отрицательные последствия взаимодействия среды обитания и орга­низма, необходимо обеспечить определенные условия функ­ционирования системы "человек - среда". Характеристики че­ловека относительно постоянны. Элементы внешней среды, включая деятельность человека, поддаются регулированию в более широких пределах. Следовательно, решая вопросы безо­пасности системы "человек - среда", необходимо учитывать прежде всего особенности человека.

Человек в системах безопасности выполняет троякую роль:

-является объектом защиты;

1 выступает средством обеспечения безопасности;

2 сам может быть источником опасности.

Антропогенные опасности возникают в результате хозяй­ственной деятельности человека и действия объектов, создан­ных им. Они вызывают негативные последствия в среде обита­ния, что отражается на здоровье человека. Рассмотрим основные факторы негативного воздействия на среду обитания деятельности человека.

2.Источники и уровни загрязнения атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух - это жизнь планеты, газовая оболочка Земли, состоящая из азота, кислорода, углекислого газа, озона и гелия. Наибольшее значение для биологических процес­сов имеют кислород, столь необходимый для дыхания, и углекислый газ, расходуемый в процессе фотосинтеза. Человек может отказаться от приема недоброкачественной пищи, не пить загрязненную воду, но не дышать он не может, потому что запасы кислорода в организме ограничены. Их хватает всего лишь на две-три минуты, а через пять минут после прекраще­ния доступа кислорода в организме возникают необратимые изменения, вызывающие тяжелые последствия: страдает моз­говая ткань, наступает биологическая смерть. Изменения со­става воздуха больше других элементов природы отрицатель­но влияют на здоровье человека.

Загрязнение атмосферного воздуха различными вредными веществами ведет к возникновению заболеваний органов чело­века и прежде всего - органов дыхания.

Так, доказана зависимость воздействия выбросов предприя­тий цветной металлургии на повышение уровня заболеваемо­сти сердечно-сосудистой системы, психических расстройств, злокачественных новообразований. Выбросы предприятий черной металлургии и энергетики способствуют развитию ле­гочной патологии. В регионах размещения предприятий хими­ческой промышленности широко распространены аллергичес­кие заболевания, болезни эндокринной и мочеполовой систем. Загрязнения атмосферы городов оксидами азота способствуют поражению органов дыхания. Ежегодно в Казахстане у населе­ния регистрируются перечисленные заболевания с впервые установленным диагнозом.

Атмосфера всегда содержит определенное количество примесей, поступающих от естественных и антропогенных источ­ников. К числу примесей, выделяемых естественными источ­никами, относят: пыль (растительного, вулканического, косми­ческого происхождения; возникающую при эрозии почвы,частицы морской соли), дым, газы от лесных и степных пожаров и вулканического происхождения. Естественные источники загрязнений бывают либо распределенными, например, выпадение космической пыли, либо кратковременными, стихийными, например, лесные и степные пожары, извержения вулканов и т. п. Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени.

Основное антропогенное загрязнение атмосферного воздуха создают предприятия ряда отраслей промышленности, автотранспорт и теплоэнергетика.

От стационарных промышленных источников Республики Казахстан в атмосферу ежегодно поступают вредные вещества в количестве, млн тонн:1995 г.-3,1; 1997 г.-2,37; 1998 г. -2,33. Половина всех выбросов приходится на энергетику -49, 5% и на долю цветной металлургии - 22, 7%, черной металлургии- 15, 7%. Основные объемы загрязнений атмосферы вредными веществами дают объекты, расположенные на территориях Павлодарской и Карагандинской областей.

Одним из основных источников загрязнения атмосферы в настоящее время является также автотранспорт. В большинстве крупных городов Казахстана на долю автотранспорта приходится 60-80%, а в г. Алматы - 90% от всего объема выбросов вредных веществ.

Самыми распространенными токсичными веществами, загрязняющими атмосферу, являются: оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, углеводороды и твердые вещества (пыль). Ежегодный качественный состав выбросов в атмосферу по РК практически не изменяется и составляет, тыс. тонн:

  1995 г. 1997 г. 1998 г.  
твердые вещества (пыль) 1 085,1 668,4 687,4  
диоксид серы 1 132,9 987,1 983,3  
оксид углерода 446,0 408,7 360,5  
оксид азота 233,4 155,3 159,5  
аммиак 2,1 1,1 1,2  

Кроме этих веществ в атмосферу Земли выбрасываются и другие, более токсичные вещества: соединения фтора, хлор, свинец, ртуть, бенз(а)пирен. Вентиляционные выбросы завода электронной промышленности содержат пары плавиковой, серной, хромовой и других минеральных кислот, органические растворители и т. п. В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу, их количество все увеличивается. Выбросы токсических веществ в атмосферу приводят, как правило, к превышению текущих концентраций веществ над предельно допустимыми концентрациями. Высокие концентрации примесей и их миграция в атмосферном воздухе приводят к образованию вторичных более токсичных соединений (смог, кислоты) или к таким явлениям, как "парниковый эффект" и разрушение озонового слоя.

3.Смог, парниковый эффект, кислотные дожди.

Смог – сильное загрязнение воздуха, наблюдаемое в больших городах и промышленных центрах. Наблюдают два типа смога:

- густой туман с примесью дыма или газовых отходов производства;

- фотохимический смог – пелена едких газов и аэрозолей повышенной концентрации (без тумана), возникающая в результате фотохимических реакций в газовых выбросах под действием ультрафиолетового излучения Солнца. Фотохимический смог весьма токсичен, для его образования необходимо наличие в атмосфере в солнечную погоду оксидов азота, углеводородов (их выбрасывают в атмосферу автотранспорт, промышленные предприятия). Фотохимический смог весьма токсичен, так как его состав обычно находится в пределах: О3 - 60... 75%, ПАН (пероксиацилнитраты), Н2О2, альдегида и др. - 25... 40%. Для образования смога необходимо наличие в атмосфере в солнечную пого-ду оксидов азота, углеводородов (их выбрасывают в атмосферу автотранспорт, промышленные предприятия). Фотохимическңе смоги, впервые обнаруженные в 40-х годах в Лос-Анджелесе, теперь периодически наблюдаются во многих городах мира.

Смог снижает видимость, усиливает коррозию металла и сооружений, отрицательно влияет на здоровье и является причиной повышенной заболеваемости и смертности населения.

Парниковый эффект – это нарушение теплового баланса Земли, приводящее к увеличению средней температуры биосферы, которое наблюдается в последние десятилетия. Состав и состояние атмосферы влияют на многие процессы лучистого теплообмена между Космосом и Землей. Процесс передачи энергии от Солнца к Земле и от Земли в Космос сохраняет температуру биосферы на определенном уровне - в среднем+15°. При этом основная роль в поддержании температурных условий в биосфере принадлежит солнечной радиации, несущей на Землю определяющую часть тепловой энергии, по сравнению с другими источниками тепла. Нарушение теплового баланса Земли, приводящее к увеличению средней температуры биосферы, которое наблюдается в последние десятилетия, происходит за счет интенсивного выброса антропогенных примесей и их накоплений в слоях атмосферы. Большинство газов прозрачно для солнечной радиации. Однако углекислый газ (СО2), метан (СН4), озон (О3), пары воды (Н2О) и некоторые другие газы в нижних слоях атмосферы, пропуская солнечные лучи в оптическом диапазоне длин волн -0,38...0,77 мкм, препятствуют прохождению в космическое пространство отраженного с поверхности Земли теплового излучения в инфракрасном диапазоне длин волн - 0,77...340 мкм. Чем больше концентрация газов и других примесей в атмосфере, тем меньшая доля теплоты с поверхности Земли уходит в Космос, и тем больше, следовательно, ее задерживается в биосфере, вызывая потепление климата. Наибольшую роль в этом процессе играет углекислый газ.

Моделирование различных климатических параметров показывает, что до 2050 года средняя температура на Земле может повыситься на 1,5-4,5С. Это вызовет таяние полярных льдов и горных ледников, что приведет к подъему уровня Мирового океана на 0,5-1,5 м. одновременно поднимется уровень рек. Все это вызовет затопление островных стран, территорий, расположенных ниже уровня моря.

Кислотные дожди известны более 100 лет, однако, проблеме кислотных дождей стали уделять должное внимание сравнительно недавно. Впервые выражение "кислотный дождь" использовал Роберт Ангус Смит (Великобритания) в 1872 г. По существу, кислотные дожди появляются в результате химических и физических превращений соединений серы и азота в атмосфере. Конечным итогом этих химических превращений является соответственно серная и азотная кислота. В последующем пары или молекулы кислот, поглощенные капельками облаков или частицами аэрозолей. выпадают на землю в виде сухого или влажного осадка.

Кислотные загрязняющие вещества, естественно, распространяются не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении, что создает в настоящее время много междуңародных проблем, так как выбросы в одном государстве могут загрязнить воздух другого. Например, для Казахстана процеңт собственных поступлений загрязнений от общих поступлений на территорию составляет: по соединениям серы - 46%, по соединениям азота-22%. А остальное количество загрязнений вносится за счет трансграничного переноса соединений серы и азота из других республик. Это объясняется тем, что соединения серы и азота, попавшие в атмосферу, вступают в химическую реакцию не сразу, сохраняя свои свойства, соответственно, в течение 2 и 8...10 суток. За это время они могут вместе с атмосферным воздухом пройти расстояние до 1000 … 2000 км и лишь после этого выпасть на земную поверхность.

Если бы загрязняющие воздух вещества антропогенного и естественного происхождения равномерно распределялись по поверхности Земли, то влияние кислотных осадков на биосферу было бы менее пагубно. Проблема возникает из-за того, что загрязняющие вещества в наибольшей степени концентрируются вблизи источников загрязнения. Получается, что наибольшая часть кислотосодержащих загрязнений выпа-дает примерно на 5% территории Земли. Естественно, такой нагрузки биосфера не может выдержать не изменяясь.

Находящиеся в воздухе загрязнения и кислотные дожди ускоряют коррозию металлоконструкций (до 100 мкм/год), разрушают здания и памятники и особенно построенные из песчаника и известняка.

Косвенное воздействие кислотных осадков на окружающую среду осуществляется посредством процессов, происходящих в природе в результате изменения кислотности (рН) воды и почвы. Оно проявляется к тому же не только в непосредственной близости от источника загрязнения, но и на значительных расстояниях, исчисляемых сотнями километров.

Кислотные осадки, попадая в водоемы и почву, уменьшают значение рН (рН = 7 - нейтральная среда, уменьшение рН на единицу соответствует десятикратному увеличению кислотности), что приводит к увеличению растворимости алюминия и тяжелых металлов (марганец, медь, кадмий и др.), являющихся в растворенном состоянии ядами для растений и организмов. Опасность повышения растворимости тяжелых металлов заключается еще в том, что, накапливаясь в растительной и животной пище, они, в конечном итоге, попадают в организм человека, вызывая различные заболевания.

4.Опасность разрушения озонового слоя.

Техногенные загрязнения атмосферы не ограничивают свое негативное влияние только приземной зоной. Определенная доля примесей поступает в озоновый слой и разрушает его. Разрушение озонового слоя способствует проникновению на Землю ультрафиолетовых лучей с длиной волн менее 0,29 мкм. Эти коротковолновые ультрафиолетовые излучения опасны для биосферы: гибнет растительность, повышается количество онкологических и глазных заболеваний у населения.

Основными веществами, разрушающими озоновый слой, являются соединения хлора и азота. По оценочным данным, одна молекула хлора может разрушить до 105 молекул, а одна молекула оксидов азота - до 106 молекул озона. Источниками поступления соединений хлора и азота в озоновый слой являются:

- самолеты («Конкорд», военные), содержащие в выхлопных газах до 0,1% от общей массы газов соединения NO и N О2;

- ракеты, содержащие в выхлопных газах соединения азота и хлора;
- вулканические газы;

- технологии с применением фреонов;

- атомные взрывы, приводящие к образованию оксидов азота.

Значительное влияние на озоновый слой оказывают фреоны, продолжительность жизни которых достигает 100 и более лет. Оставаясь длительное время в неизменной форме, они в то же время постепенно перемещаются в более высокие слои атмосферы, где коротковолновые ультрафиолетовые лучи выбивают из них атомы хлора и фтора. Эти атомы вступают в реакцию с находящимся в стратосфере озоном и ускоряют его распад, оставаясь при этом неизменными. Таким образом, фреон играет здесь роль катализатора. Один атом фтора, так же как и один атом хлора, может принять участие в нескольких сотнях циклов разрушения озона. Источниками поступления фреонов являются: холодильники при нарушении герметичности контура переноса теплоты; технологии с использованием фреонов; бытовые баллончики для распыления различных веществ.

По оценочным данным, техногенное разрушение озонового слоя к 1973 году достигло 0,4…1%; к 2050 – ожидается 10%. Ядерная война может истощить озоновый слой на 20…70%. При этом заметные негативные изменения в биосфере ожидаются при истощении озонового слоя на уровне 8…10% от общего запаса озона в атмосфере, составляющего около 3 млрд т.

Литература.

1. Приходько Н. Безопасность жизнедеятельности: курс лекций. – Алматы: ВШП «Әділет», 2000. -366с.

2. Хорват Л. Кислотный дождь/ Пер. с венг. М.: Стройиздат, 1990.

3. Экологическое состояние окружающей природной среды РК в 1995 году и меры по ее улучшению: Гос. Докл. Алматы: М-во экологии и биоресурсов РК, 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: