Вопрос: Цель аудита
Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации во всех существенных отношениях.
Под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности в существенных отношениях понимается такая степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности экономического субъекта и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
В отечественном аудите под финансовой (бухгалтерской) отчетностью, понимаются документы бухгалтерской отчетности, признаваемые таковыми на основании Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно:
1. бухгалтерский баланс;
2. отчет о прибылях и убытках;
3. приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами;
|
|
4. пояснительная записка.
Аудиторское заключение признается неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности лишь в случаях, когда обязательность аудиторской проверки в отношении конкретного экономического субъекта предусмотрена федеральным законодательством.
Налоговые декларации не относятся к документам бухгалтерской отчетности, поскольку предназначены исключительно для целей налогового контроля и не содержат сведений о финансовом состоянии экономического субъекта.
Так, например, экономический субъект, обладающий признаками банкротства, может иметь значительные обороты по операциям, облагаемым тем или иным налогом.
В свою очередь экономический субъект, обладающий устойчивым финансовым положением, может иметь незначительные налогооблагаемые обороты.
Цель аудита считается достигнутой, если мнение аудитора содержит объективную оценку достоверности, полноты, точности отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств, финансовых результатов деятельности экономического субъекта за определенный период, проверка соответствия принятой учетной политики нормативным актам.
Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности содержит следующие разъяснения по поводу цели аудита:
1. несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности дел руководства данного лица.
|
|
2. аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица.
3. аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от ответственности за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Для достижения цели аудита устанавливаются правильность составления бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность пояснений к ним. При этом устанавливается:
- полнота отражения активов и пассивов;
- полнота использования в отчете финансово-хозяйственной документации;
- наличие либо отсутствие отклонений фактической методики оценки активов от принятой в утвержденной учетной практике.
Для установления правильности расчета балансовой прибыли проверяется отчет о прибылях и убытках.
По налогам, исчисляемым непосредственно на основании данных бухгалтерского учета, устанавливается соответствие показателей бухгалтерской документации содержанию соответствующих налоговых деклараций.
Введение в действие с 01.01.2002 г. главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации поставило отдельной задачей аудита установление преемственности документов бухгалтерского учета и документов налогового учета, имеющих своим предназначением исчисление налоговой базы по налогу на прибыль.
Для предоставления обоснованного мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом аудитор должен составить обоснованное мнение по следующим ключевым вопросам:
1. общая приемлемость отчетности - соответствует ли в целом отчетность совокупности предъявляемых к ней требований, не содержит ли противоречивой информации;
2. обоснованность - существуют ли основания для включения в отчетность отраженных в ней сумм;
3. законченность - отражены ли в отчетности все надлежащие суммы, все ли активы и пассивы принадлежат экономическому субъекту;
4. оценка - все ли статьи оценены правильно, подсчитаны ли безошибочно;
5. классификация - обосновано ли отнесение конкретных сумм на тот счет, в которых они отражены;
6. разделение - отнесены ли финансово-хозяйственные операции, проведенные незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, именно к периоду, в котором они были проведены;
7. аккуратность - соответствуют ли суммы отдельных операций данным, представленным в регистрах аналитического учета, данным, представленным в регистрах синтетического учета, оборотно - сальдовой ведомости, главной книге;
8. раскрытие - все ли статьи занесены в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, правильно ли отражены в отчетных документах и соответствующих приложениях к ним.