Основные виды государственного финансового контроля - финансовый контроль за исполнением бюджета, осуществляемый органами государственного или муниципального финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; финансовый контроль за исчисление и уплатой налогов и сборов, осуществляемый налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах, состоящим из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Полномочиями органов государственного финансового контроля наделены таможенные органы, государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).
В отличие от независимого финансового контроля (аудита) государственный финансовый контроль проводится не за счет проверяемого экономического субъекта, а за счет бюджетных средств. Субъекты государственного финансового контроля действуют от имени и в интересах государства. Должностные лица органов государственного финансового контроля обязаны руководствоваться инструкциями своих ведомств.
Так, например, должностные лица налоговых органов в ходе проведения выездных налоговых проверок руководствуются инструкциями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, изданными в пределах компетенции данного федерального органа исполнительной власти.
Формой проведения государственного финансового контроля являются ревизия, налоговая проверка, имеющие своим предназначением выявление допущенных недостатков нарушений с целью их устранения, а также выявление лиц, виновных в допущенных нарушениях, с целью привлечения их к ответственности.
Итоговым документом проверки, проводимой органами государственного финансового контроля, является акт.
Акт - документ, составленный полномочными должностными лицами контролирующих органов и подтверждающий установленные факты и события.
Существенным формальным признаком, отличающий акт от аудиторского заключения, является обязательное наличие подписи законного представителя (единоличного исполнительного органа) проверяемого экономического субъекта либо записи проверяющих об отказе представителя экономического субъекта подписать составленный акт.
Акт является основанием для привлечения лиц, признанных виновными в конкретных нарушениях, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, к ответственности.