Высшие органы государственной власти 4 страница

Говоря о народе как о субъекте политики важно правильно соотносить его с нацией. Как известно, народ может включать в себя несколько наций. При этом одна нация в составе народа может преобладать, как это происходит, скажем, во Франции.Бывает же и так, что в составе народа нации находятся в определенном равновесии. Примером тому могут служить США. Однако национально однородных “чистых” от каких-либо других “национальных примесей” народов сегодня в мире практически нет. Социальные общности - от самых малых социальных групп до народа - составляют, напомним, второй ряд субъектов политики. Принимая участие в политике, они, как правило, создают политические институты, составляющие третью группу политических субъектов.

3.3. Политические институты. Политическими институтами называют устойчивые исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. К ним обычно относят государство, партии, общественные организации, общественно-политические движения, церковь.

Институт политический(от лат. institutum - установление) - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих политическую систему. Политический институт следует отличать от конкретных политических организаций. В зависимости от сферы действия и функции политические институты подразделяются на реляционные, определяющие ролевую структуру политической системы; регулятивные, указывающие допустимые рамки независимых по отношению к общепринятым политическим нормам политических действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки; культурные, связанные с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов той или иной социально-политической общности как целого. Развитие политической системы связано с эволюцией политических институтов. Источниками такой эволюции могут быть как эндогенные изменения политических институтов. Источниками такой эволюции могут быть как эндогенные, т.е. находящиеся внутри самой институциональной системы, так и экзогенные факторы. Эндогенные изменения политических институтов происходят вследствие того, что тот или иной институт перестает эффективным образом обслуживать цели или интересы определенных социальных групп. Среди экзогенных факторов важнейшими являются воздействия на политическую систему со стороны культурной и личностной систем. Изменения институтов под влиянием изменений в культуре связаны прежде всего с накоплением человечеством новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях. Среди последних наиболее устойчивым консервативным элементом являются способы оценки политической реальности, которые влияют решающим образом на характер политических институтов. Воздействия на политические институты со стороны личности подразумевают всякого рода инновационную деятельность человека, возможную потому, что человеческая личность не исчерпывается интернализованной в ней системой социальных ролей и институционализированных ценностей. Эволюция политических институтов есть история постепенного превращения института традиционного типа в институт современный. Традиционные политические институты основываются на жестко предписанных ритуалом и обычаем правилах политического поведения. Современные политические институты в ходе своего развития становятся все более специализированными. Они воплощают нормы, обеспечивающие интернализацию таких ценностей, как политическая компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, без присутствия которых в мотивационной структуре личности невозможно функционирование современных политических институтов новейшего времени является их относительно большая независимость от системы моральных предписаний. Политический институт становится предметом более свободного нравственного и эмоционального выбора индивидов. Соответственно увеличивается степень аномичности политических систем, неподчинения нормативному порядку политического поведения, в результате чего происходит политическое “расконформирование” личности, часто трактуемое как политическое отчуждение.

Деятельность политических институтов, на первый взгляд, заметнее, чем деятельность социальных общностей. Действительно, та или иная социальная группа заявляет о себе как о субъекте политики именно через создание своей партии, ассоциации или движения. Может сложиться мнение, что политику творят институты, а социальные общности составляют только фон для их деятельности. Но это не так. Обе группы политических субъектов объединяют одних и тех же людей и связаны между собой.

Так, предпосылки для возникновения политических институтов создаются социальными общностями. Каждая из них нуждается в организации, которая могла бы выражать ее интересы. Вместе с тем именно с помощью политических институтов люди ощущают себя народом, нацией, классом, группой.

Политический институт может проводить и самостоятельную политическую линию, увлекать людей. Однако если он перестает полностью отвечать запросам той социальной общности, которая его выдвинула, это оборачивается недоверием и может привести к замене политического института.

3.4. Политические интересы. В реальной политической жизни субъекты политики тесно связаны. Эта связь заключается в постоянном общении. Общение бывает разным (мирным и конфликтным), потому что субъекты политики занимают разное общественное положение. Именно разница в общественном положении отдельных субъектов заставляет их взаимодействовать, добиваясь лучших “ролей” в обществе. У каждого субъекта политики существуют свои потребности, удовлетворение которых необходимо для его существования. 'Это не только потребность в пище, воде, одежде, но и потребность в образовании, культуре, творчестве, свободном времени, политической деятельности и т.д. Все эти потребности, взятые вместе, и образуют интерес человека, группы, класса, нации, народа. Интерес есть не что иное, как стремление к удовлетворению максимального количества потребностей. Интересы всегда направлены на изменение или сохранение положения субъекта. Как остроумно заметил политолог Ю.Хохфельд, интерес - это либо стремление к максимальному увеличению привилегий, либо к максимальному уменьшению страданий, либо то и другое одновременно.

Интерес порождается самим общественным положением субъекта. Однако его осмысление происходит в сознании людей. Любой человек постоянно сравнивает, сопоставляет жизненное положение свое, своей группы, класса, нации с жизненным положением других. На этой основе он и определяет, к чему необходимо стремиться, за что бороться, что отстаивать.

Поскольку в политике концентрированно выражены все стороны общественной жизни, она и становится сферой взаимодействия интересов. Разные материальные, экономические, культурные, религиозные и т.д. потребности, осмысленные как интерес, рано или поздно переносятся в политику и становятся причиной, а еще точнее - пружиной политической деятельности. Здесь они сталкиваются, объединяются, побеждают друг друга, определяя политический облик данного общества.

Разнообразие интересов позволяет классифицировать их тем или иным образом. В первую очередь их можно разделить по степени общности: индивидуальные - групповые - классовые - национальные - народные - планетарные. Интересы личности составляют исходное звено в этой цели. Они всегда будут частными по отношению к групповым интересам. В свою очередь групповые интересы выступают как частные по отношению к классовым, классовые - по отношению к национальным и т.д.

Частные интересы не всегда противоположны общим. В жизни человека стремление к тому, что выгодно ему самому, - может совпасть с интересами общества. Более того, достижение обществом благополучия совпадает с личностным пониманием интересов. Вместе с тем, неправильно рассматривать интересы личности по отношению к
общественным как второстепенные. Их пренебрежение всегда оборачивается ужесточением власти.

Политические интересы делятся также на объективные и субъективные. Объективным интересом называется стремление к тому, что объективно выгодно данному человеку, группе, классу. Субъективный интерес - стремление к тому, что кажется выгодным им самим. Объективный и субъективный интересы могут совпадать и не совпадать.

В политике, конечно, все складывается сложнее. Такое несовпадение объективных и субъективных интересов наблюдается сегодня при переходе к рыночной экономике. Объективно такой процесс выгоден обществу, но сопровождающие его либерализация цен, приватизация могут противоречить субъективным интересам многих субъектов политики. Это, конечно, не означает, что субъективными интересами можно пренебречь как мнимыми, “неверными”, ничего не значащими. Такое пренебрежение может дорого обойтись обществу. Ведь в политике нет абсолютно достоверных и точных приборов, с помощью которых можно определить объективность того или иного интереса. Хорошо, если теоретики и политики не ошибутся и найдут, правильно сформулируют за народ его интересы. Но ведь возможны и ошибки, последствия которых проявятся через годы, а иногда и десятилетия. Как же поступать в такой ситуации рядовому гражданину, не слишком искушенному в политике? Прежде всего, следовать древнему правилу, гласящему: “Не сотвори себе кумира”. Каким бы авторитетом ни обладали те или иные лидеры, партии, мы должны полагаться на собственный анализ ситуации. Взвесив все “за” и “против”, учитывая свой прошлый политический опыт и возможные последствия своих решений, необходимо прийти к пониманию своего интереса в политике.

3.5. Политические отношения. Разница в политических интересах отдельных политических субъектов определяет их взаимодействие. Формами взаимодействия могут быть: конфликт, борьба, столкновение, компромисс, сотрудничество, консенсус. Конфликт и консенсус являются полюсами этого спектра, между которыми располагаются все другие состояния. Вот почему важно знать сущность этих противоположных форм.

Консенсус (от лат. consensus - согласие) означает наличие между двумя и более субъектами сходных взглядов и позиций по каким-либо проблемам общественной жизни. Если условно обозначить неких двух субъектов политики буквами А и Б, то механизм достижения консенсуса между ними будет выглядеть следующим образом.

Во-первых, А должен признать, что интересы Б имеют такое же право на существование, как и его собственные. Это и будет гарантией того, что интересы А также будут признаны другой стороной.

Во-вторых, оба субъекта должны отказаться от применения силы и силового давления по отношению друг к другу. Если А заставляет Б тем или иным способом принять его позицию, то это уже не консенсус, а прямое подчинение. Такое “согласие” будет мнимым и непрочным.

В-третьих; А и Б должны отказаться от решения вопросов голосованием. Представим, что группа А более многочисленна, чем группа Б. В этом случае победа А обеспечена, а Б неизбежно остается в меньшинстве. Но меньшинство не всегда подчиняется и согласие достигнуто не будет. Следовательно, в этом случае необходимо не голосование, а согласование.

Согласованность необходима в любом обществе. Вместе с тем, достижение полного консенсуса невозможно. Этому препятствуют социальные различия, имущественная разница, несовпадение в политической и культурной ориентации, половозрастные различия.

Консенсус не исключает из политической жизни борьбу интересов, конкуренцию, соперничество. Он - разумное, сознательное перемирие по принципиальным вопросам. Консенсус предполагает высокую степень цивилизованности, культуры общества, знаний, мастерства, интуиции политиков. Конфликт - открытое столкновение противоположных сил, интересов, мнений, чреватое осложнениями. Конфликты могут быть семейными, житейскими, административными, хозяйственными, политическими и т.д.

Политический конфликт характеризуется рядом признаков. Так, во-первых, в конфликте должны участвовать по меньшей мере два субъекта. Во-вторых, у них должны быть противоположные интересы. Причем эта противоположность должна быть доведена до крайностей, до “точки кипения”. В-третьих, конфликтующие стороны не общаются: они не слушают и не слышат друг друга. В-четвертых, цель конфликтующих субъектов - нанести друг другу ущерб. Каждый хочет победы за счет другого.

В основе конфликтов лежат самые разнообразные причины. В конечном счете каждый конфликт неповторим. Однако изучение этих по-своему уникальных ситуаций позволяет найти в каждом из них и нечто типичное. К типичным политическим конфликтам можно отнести властные решения, которые не учитывают последствий и ответственности; рассогласование обязанностей и возможностей субъекта власти; конфликт привилегии; намеренные конфликты. В основе конфликта всегда лежит противоречие, которое достигает предельного состояния. Почему мирно существующие субъекты вдруг начинают противоборство? Если противоречия долгое время замалчивались, не разрешались, то рано ли поздно они обостряются.

Каждый политический конфликт по своемууникален. Но при этом существуют и общие правила,следуя которым егоможно преодолеть.

Во-первых, если конфликт уже возник, следует открыто признать, а не замалчивать это. Поскольку общение между субъектами нарушено им, во-вторых, необходимо найти посредника, через которого они могли бы высказать друг другу свои требования. Фигура посредника чрезвычайно важна при разрешении конфликта. Им может стать конкретный человек, политик, группа политиков, нейтральные вооруженные силы и т.д. Найти посредника нелегко, поскольку он должен устраивать обе конфликтующие стороны и обладать редким сочетанием способностей: интеллектуальных, организационных, дипломатических и др.

Посредник должен, в-третьих, приостановить конфликт, развести конфликтующих в разные стороны, подобно судье на боксерском ринге. В этот момент и необходимо начать подготовку переговоров. Образно этот этап можно назвать постановкой диагноза, когда определяется причина, тип конфликта, его острота, выясняются намерения сторон, предлагаются варианты решения и просчитывается их “цена”. На этой стадии субъекты конфликта становятся на реальную почву: понимаю то, чего они могут в действительности достичь.

После подготовки необходимо, в-четвертых, начать сами переговоры. Это самый длительный и трудный этап. Ведь здесь конфликтующие стороны вступают в контакт, а значит психологическое напряжение неизбежно. В процессе переговоров важно смягчить крайние позиции, сконцентрировать внимание на главных вопросах, обеспечить возможность каждому участнику переговоров высказать свое мнение и найти решение, более или менее устраивающее обе стороны.

И наконец, в-пятых, на стадии выхода из конфликта должны быть найдены методы контроля за выполнением принятого решения. Этот этап очень важен и его нельзя недооценивать. Если не позаботиться о соблюдении совместно выработанных правил, то конфликт может возникнуть опять и все придется начать сначала.

Когда конфликт преодолен, между бывшими противниками устанавливаются новые отношения, а политическая жизнь входит в спокойное русло.

Каждый политик и гражданин в течение своей жизни почти всегда становится свидетелем или участником конфликта. Рано или поздно перед ним встает вопрос, как относиться к конфликту: считать его закономерным явлением, стимулом развития общества или нежелательным событием, которого надо избегать. Ни одно из этих соображений нельзя считаться абсолютно правильным. Конечно, конфликты чреваты моральными, психологическим, материальными, людскими потерями. Но, с другой стороны, они обнажают “болевые точки”, выявляют реальные проблемы общественной жизни, а потому таят в себе энергию обновления.

Исторический опыт показывает, что происходит с обществом, в котором конфликт понимается однобоко. Так, как известный сталинский тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму привел к искусственному созданию конфликтов, к физическому уничтожению “врагов народа”. В противоположность тому в 60-70-е годы в нашем обществе преобладающим стало мнение о бесконфликтности социализма, об отсутствии причин для конфликтов. Это привело к тому, что они утаивались, замалчивались, “загонялись внутрь”, и, наконец, вышли наружу.

Таким образом, важен не сам по себе обвинительный или оправдательный приговор конфликту, а научное изучение его причин, типов и методов разрешения.

3.6. Формы и способы осуществления политических действий. Условия реализации политической деятельности образуются лабильными (лат. - неустойчивыми, изменяющимися) факторами, которые, с одной стороны как бы ограничивают и направляют политическое действие, а с другой - под влиянием этого действия они сами постоянно изменяются. Такими факторами могут быть внутренняя обстановка в стране; дееспособность политических институтов; соотношение политических сил в стране; внешнеполитическая ситуация и т.д.

Важное место в политическом действии принадлежит формам и способам его осуществления.

Выделяют две формы политического действия - мирную (ненасильственную) и насильственную. В реализации этих форм применяют целый набор разнообразных способов и средств. Исходя из этого важнейшим мирным способом политического действия является реформа - изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Она не предусматривает переход власти. К мирным способам политического действия примыкает конформизм (лат. - сходный, подобный) - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. У конфликтов слабы или отсутствуют собственные позиции. Они покорно следуют любому политическому курсу. Формула “я человек маленький”, “моя хата с краю” и т.п.

К мирным формам политического действия можно отнести решение политических проблем парламентским путем, т.е. посредством внесения изменений в конституцию, принятие законов, заключение договоров, использование избирательной системы, межгосударственных, межпартийных переговоров. Политика связывается или отождествляется с насилием.

Важнейшим отличительным признаком политики является применение организованного, систематичного, широкого, эффективного применения насилия. Легальное политическое насилие на своей территории осуществляет лишь государство, хотя его могут применять и другие субъекты политики. Насилие - преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека или нанесение ему ущерба иосуществляемое вопреки его воли. Насилие может быть физическим, экономическим, психологическим и др.

Насилие - неотъемлемая сторона всей человеческой истории. Некоторые ученые отмечают его решающую роль в истории (так, например, К. Маркс выделяет классовую борьбу).

Важнейшим фактором, влияющим на размеры, формы проявления и общественную оценку насилия является характер политического строя: авантюрный, тоталитарный, демократия.

В демократическом государстве насилие должно быть легитимным, признанным народом и ограниченным правом.

Легитимность политической власти (лат. legitimus - законный) - признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания. Легитимность власти не является правовым процессом, поэтому с политологической точки зрения не обладает юридическими функциями. Она фиксирует факт признания ее народом, а следовательно, наделяется правом предписывать нормы поведения людям. Легитимная власть поэтому взаимодоверительна. Народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять, используя многообразные механизмы и способы. Подобное состояние легитимности - процесс, трудно достигаемый и сохраняемый. Только в обществе с устоявшимися нормами поведения, развитой культурой власти и культурой народа, высоким уровнем социально-экономического и политического развития можно серьезно говорить о легитимности политической власти.

Со времен немецкого политолога М. Вебера различают три модели легитимности. Традиционная легитимность основана на обычаях, силе и верности традициям, сложившимся в конкретном обществе. Харизматическая легитимность характеризуется личной преданностью лидеру, вождю в силу его необычайных качеств. Рациональная легитимность основана на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается политическая власть.

Можно выделить три уровня легитимности власти: идеологический, структурный и персоналистский. Идеологический уровень основан на соответствии власти определенной идеологии. Структурный - основан на соответствии власти определенной идеологии. Структурный уровень характеризует устойчивость политической системы общества, при которой отработаны механизмы формирования ее институтов. Персоналистская легитимность есть ее одобрение населением конкретного властвующего лица. Легитимность политической власти связана с легальностью.

Легальность политической власти (от лат. Legalis – законный) – юридически законная политическая власть. Необходимо различать легальность и легитимность политической власти. Если легитимность состоит в длительном и как бы единодушном согласии населения или значительной его части принять данную политическую власть, то легальность заключается в чисто юридическом ее обосновании. Легитимность не навязывается, она возникает из однородности социальных интересов, политических установок, нравов, традиций, общего духа данного типа общности, поэтому легитимность есть явление политическое. Легальность – понятие юридическое поскольку по этой процедуре она устанавливается национально-правовой системой и гарантируется государством. При этом легальность, например, государственной власти, означает не просто ее юридическое обоснование, но и законное право на насилие, а для граждан она заключается в повиновении законам и их исполнении. Кроме того, легальность в отличие от легитимности (которая может быть харизматической), всегда рациональна.

Наиболее характерными насильственными действиями являются война, вооруженный конфликт, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм.

Война - это вооруженная борьба между государствами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, межклассовой или гражданской, межнациональной (межэтнической). Война, как отмечал немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц, есть продолжение государственной политики, политических отношений иными (насильственными) средствами.

Война и вооруженный конфликт – формы разрешения политических противоречий путем вооруженного насилия, различающиеся степенью его применения.

Война и вооруженный конфликт – не прекращение прежней политики, а продолжение ее иными, т.е. насильственными, средствами. Причинами этого являются разного рода социальные противоречия (экономические, территориальные, религиозные и т.д.) между государствами, нациями, народами, классами и т.п. В зависимости от характера и сторон противоречий, порождающих войну или вооруженный конфликт, последние подразделяются на гражданские и межгосударственные, религиозные и экономические, справедливые и несправедливые и т.д. Для нашего века стали характерны мировые войны, выразившие как взаимозависимость современного мира, так и раздиравшие его межимпериалистические противоречия.

Единство и различие войн и вооруженных конфликтов выражается в их политическом, техническом и оперативном аспектах. Политический аспект включает в себя политические причины и цели войн и вооруженных конфликтов. Хотя и те и другие имеют зачастую одинаковую политическую подоплеку, они различны по своим целям и стратегиям. Цели войны более масштабны и лучше спланированы, чем цели вооруженного конфликта. Политические цели войны формируются задолго до ее начала и определяют ее подготовительную фразу: соответствующую реорганизацию армии, экономики, политики, дипломатии, идеологии.

В техническом отношении война отличается от вооруженного конфликта более масштабным и разнообразным применением средств вооруженной борьбы. Помимо действий сухопутных войск, в современной войне важную роль играют воздушные наступательные операции, а также данные космической разведки.

Оперативная сторона войн и вооруженных конфликтов выражает сам характер вооруженной борьбы. Война предполагает прежде всего применение вооруженных сил государства (регулярной армии), а также военизированных гражданских формирований (народное ополчение, партизанские отряды и т.п.). Вооруженная борьба может вестись как в форме наступательно-оборонительных действий армии, так и в виде военных стычек, инцидентов, террористических актов. В оперативном плане вооруженный конфликт носит, как правило, пограничный и локальный характер, тогда как война охватывает обширные районы страны и предполагает поражение стратегически важных целей в тылу противника.

В настоящее время, с окончанием “холодной войны” между Западом и Востоком, войны чаще всего возникают из вооруженных конфликтов на межэтнической основе или по причине территориальных споров между государствами.

Война гражданская – фаза развития политических противоречий, политического процесса внутри того или иного государства, которая характеризуется организованной вооруженной борьбой за политическую власть между различными общественными силами, социальными слоями и группами людей. Причины гражданской войны следует искать в социальных кризисах общества и государства, могущих охватить все основные сферы жизнедеятельности социальной общности людей.

Любая война, в том числе и гражданская, недопустима с точки зрения цивилизованных, гуманистических отношений, целей и ориентаций.

Революция - качественное изменение в развитии природы, общества и познания (так например геологическая революция, НТР, культурная, социальная).

Революция политическая (от лат. revolutio - поворот, переворот) - насильственный способ принципиального изменения политической системы, который осуществляется в ходе вооруженной борьбы одного класса, стремящегося к завоеванию политического господства. В конечном счете политическая революция направлена на создание такой общественной целостности, которая соответствует интересам исторически господствующего класса.

Как правило, сначала идеи революции осмысливаются в фантастическом виде, который получил название утопии. Развитие подобных процессов в общественной реальности приводит к возрождению содержания этих утопий в форме политической идеологии, носящей оппозиционный характер по отношению к существующей власти. После того, как зарождающиеся социальные процессы получают достаточное распространение, они осознаются основной массой населения в качестве господствующего мотива общественной психологии.

Этот мощный импульс общественного сознания становится движущей силой стихийных революций. Они возникают спонтанно. Какая-либо случайность разрастается в массовое возмущение, которое вспыхивает как пожар революции. Стихийные революции, как правило, имели выраженную религиозную окраску.

К первым политическим революциям обычно относят буржуазные революции в Европе (Нидерланды, Англия, Франция XVII- XVIII веков). Развитие политической и социальной сфер в буржуазной форме привело к появлению революционного учения Маркса и Энгельса. В основе этой пролетарской по содержанию идеологии лежала идея пролетарской революции и создания государства диктатуры пролетариата. По мысли этих идеологов пролетариата, революцию этого класса организует партия на научной основе. Она будет последней, поскольку в результате ее осуществления будет создано бесклассовое общество.

Пролетарская революция в России в 1917г. и иные подобные революции ожидаемого общественного результата до сих пор не дали.

Социальная революция предполагает коренной переворот в социально-экономической, политической структуре общества. Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Контрреволюция сопровождает всякую революцию, так как господствующие классы добровольно не отдают власть.

Диктатура - (лат. неограниченная власть) - система политического господства какого-либо класса в классовом обществе. Диктатура есть особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы, сужения социальной опоры существующей власти, при узурпации власти, а также при замене одной политической системы другой в ходе революции или контрреволюции. Диктатуру делят на революционную, контрреволюцию, авторитарную.

Одним из экстремистских (крайних) способов политического действия является террор - расправа с политическими противниками насильственными способами, использование различных средств для того, чтобы вызвать. страх у политических противников, населения, для дестабилизации обстановки в стране или на определенной территории.

Терроризм (от лат. terror - страх, ужас) - политика и тактика террора, т. е. совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия, которые используют террористы для достижения своих античеловеческих целей. Терроризм довольно широко использовался в истории в качестве средства политической борьбы в светской и церковной жизни. Особенно террор применялся в переходных состояниях общественного и политического развития общества и государства.

В современных условиях развития постсоциалистических стран, в мировой политике терроризм получил значительное распространение. Модернизируются его формы, способы осуществления; террористическая деятельность становится все более изощренной, многообразной, античеловечной. Так, в России участились случаи захвата заложников из числа женщин, детей, стариков, случаи угона самолетов, угрозы и факты применения силы в отношении отдельных политических деятелей и т.д. Кроме индивидуального террора распространяется коллективно организованный террор, этнический террор и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: