Причины возникновения партий и их природа

Возникновение партий было обусловлено совокупностью политических и институциональных изменений, произошедших в европейских странах в XIX веке. Во-первых, возрастание роли парламента, а затем и укрепление парламентских и демократических режимов привели к необходимости формирования органов представительства устойчивых интересов в структурах власти. Таким органом институциализации интересов стали парламентские группы. По мере усиления роли представительных ассамблей возросло стремление депутатов, имеющих одинаковые цели, к объединению для совместных действий. Во-вторых, универсализация избирательного права и распространение его на новые группы населения расширили возможности граждан влиять на выборы. Теперь политика перестала быть делом только узкого слоя лиц (элиты) и касается каждого человека. Это стимулировало появление избирательных комитетов разных уровней, задачей которых является поддержка кандидата и его избирательной кампании, а после победы на выборах – осуществление постоянной связи депутата с его округом. Координация и установление регулярных связей между парламентскими группами и избирательными комитетами стали основными способами формирования партий. Такие партии (а их большинство) М.Дюверже назвал партиями электорального (электорат – группа лиц, обладающих правом голоса при выборах в органы государственной власти) и парламентского происхождения.

В работе “Политические партии” М.Дюверже отдельно выделил партии “внешнего происхождения”, природа которых не связана ни с избирательным, ни с парламентским механизмами. Эти партии стали преемниками тех организаций и институтов, которые существовали ранее и действовали на политической сцене, но не участвовали в выборах. Так, большинство либеральных партий в Европе произошло из философских обществ; промышленные и финансовые группировки способствовали созданию широкого спектра правых партий; из революционных групп, действовавших в нелегальных условиях, формировались коммунистические партии, а союзы бывших фронтовиков становились основой фашистских партий в Италии, Германии и т.д.

Функции политических партии

Будучи звеном вертикальной связи народа и государства, участвующим во всех фазах политического процесса, партия выступает важнейшим механизмом распределения власти.

Партия нацелена на борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающей ее группы населения. Иначе говоря, если группы интересов, как правило, пытаются решать те или иные проблемы в рамках сложившегося режима правления, то партии, выдвигая собственную программу решения внутри – и внешнеполитических проблем, могут выдвигать претензии и на изменение высшей политической власти. Чаще всего перераспределение власти происходит мирно.

Партии обеспечивают связь населения с государственными структурами, заменяют стихийные формы общественно-политической активности населения формами формализованными, контролируемыми своими лидерами.

Важнейшей функцией партий является отбор политических лидеров и элит для всех уровней политической системы.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Наиболее важной является функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Формулирование этих обобщенных интересов в программах, требованиях, лозунгах и, наконец, доведение их до властных структур – таково содержание функции представительства интересов. Кроме того, партии могут выполнять и “правительственные” функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, т.е. обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, т.е. функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты. Так партии осуществляют функцию политического рекрутирования.

Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объем властных функций (в СССР).

Как же происходит политическая социализация граждан, формирование у них свойств и навыков участия в управлении государством?

Ведя борьбу за избирателя, преодолевая дефицит информированности населения, партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан. Наиболее ярко партии реализуют свои функции в предвыборной и избирательной кампаниях. Но выборы - только самая активная фаза деятельности партий. После выборов они стремятся увеличить число сторонников. Для этого партии придерживаются или прагматического, или идеологизированный стиля деятельности.

Прагматический стиль предлагает поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Прагматизм всегда предполагает использование по преимуществу консенсусных технологий борьбы за власть, что повышает политическую стабильность общества.

Идеологизированный стиль партийной деятельности основывается на постоянной защите идеалов и принципов. Он неизбежно приводит к нарастанию конфликтности политического процесса. Как показывает опыт, приверженность правящих партий идеологизированному стилю может привести к монополии в идейной ориентации всего общества.

Какие существуют типы партий?

Встречаются различные критерии типологизации партий.

По идейному основанию они делятся на доктринальные, ориентирующиеся на защиту своей идеологической чистоты (социалистические, национальные, евангелистские и т.п.); прагматические или “ патронажные ” - ориентирующиеся на практическую целесообразность действий; харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера.

Партии могут различаться по социальному основанию(аграрная партия), по этническому основанию, по демографическому основанию (женская партия), по культурологическому основанию (партия любителей пива). Встречается дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. Выделяются партии парламентские, лейбористские (разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов), авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократического централизма). Распространена типологизация партий с точки зрения их отношения к правящемурежиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции, и т.д. Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М.Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства партии кадровые, массовые и строго централизованные.

Кадровые - формируются вокруг группы политических деятелей. Основой их организационного строения является политический комитет лидеров и активистов. Они формируются сверху. В них участвуют профессиональные политики. Предполагают свободное членство. Наиболее активны во время выборов. Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии были средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их задача - победа на выборах, поэтому они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основной структурный элемент кадровых партий – комитет. Комитет создается по территориальному принципу. Численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации (лат. cooptatio – дополнительное избрание, довыборы) и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение – проведение и организация предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Обычно деятельность комитетов имеет “сезонный” характер: резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост.

Кадровую партию идеологические вопросы волнуют поскольку они могут помочь ее кандидатам. В партиях, построенных на таких первичных организациях, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов, что и дало основание М.Дюверже назвать их кадровыми. Деятельность партии осуществляется на основе добровольных пожертвований, доходов от продажи партийных изданий. Большинство кадровых партий составляют европейские либеральные и консервативные партии.

Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что сама партия существует за счет членских взносов.

Увеличение числа членов партий, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре этих партий соответствующих органов, стремящихся к распространению влияния партий и ведущих учет и контроль за расходованием финансовых средств. Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М.Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.

Произошедшие изменения в экономической, социальной и культурной сферах западных обществ послужили основанием дополнить классификацию М.Дюверже новым типом партии – партии избирателей. Партии избирателей стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с какой-то идеологией. Они отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США и т.д.

Для строго централизованных партий характерно превращение идеологии в основополагающее, связующее начало этих партий. Они строго дисциплинированны, организованны, с множеством иерархических звеньев, с уважением и почитанием политических вождей (коммунистические и фашистские партии).

Какова сущность и разновидности партийных систем?

Партийные системы - устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, с государством и другими институтами власти.

Обычно в конкретной стране существует несколько партий. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. Количество партий в конкретной стране является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, традиций, экономического развития, социальной структуры и т.д.

Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям.

По количественному критерию выделяют:

однопартийную систему, где существует одна монопольно властвующая партия. Обычно эта система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Примером может служить партийная система в СССР с Коммунистической партией;

двухпартийную систему, состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных. Так, классическим примером двухпартийной системы является Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий. Хотя в стране существует и социал-демократическая, и коммунистическая, и другие партии, однако, их влияние на общество очень ограниченно;

многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремиться к поиску компромиссов (лат. compromissum – соглашение, достигнутое путем взаимных уступок), поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Примером многопартийности являются партийные системы стран Западной Европы. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – более 20 и т.д.

Количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партий он не выявляет сколько партий действительно включены в процесс принятия государственных решений (так, например, во Франции в избирательных компаниях участвует более 20 партий в то время как реально правят одна-две).

Действующие на политической сцене партии различаются масштабом влияния на общество и власть. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: из числа членов партии; из количества избирателей, проголосовавших за нее; из числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В зависимости от распределения депутатских мест в парламенте партии различаются по степени их влияния на процесс принятия политических решений, т.е. по политическому весу.

По политическому весу выделяют четыре типа партий:

-мажоритарная партия, т.е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;

-партия с мажоритарным призванием, т.е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;

-доминирующая партия, т.е. получившая относительное большинство депутатских мест;

-миноритарная партия, т.е. имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни по влиянию той или иной партии определяет тип партийной системы. Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием, т.е. стабильным доминированием в течение долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократической партии в Японии, консервативной партии в Великобритании в 70-80-х годах). Кроме того, можно отметить партийные системы с присутствием доминирующей партии (такой, к примеру, как христианские демократы в Германии), вынужденной искать союзников в лице других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять собой коалицию миноритарных партий (это присуще партийным системам Бельгии, Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой стабильных и эффективных правительств.

Чаще всего в формировании партийных систем наибольшую роль играет характер социальной структуры общества, действующее законодательство, а так же социокультурные традиции. В обществе со множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, национальных, религиозных и других институтов, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Они - условие демократического развития общества. Ученые и практики расходятся в оценках, какая система предпочтительнее: полипартийная или бипартийная, с доминантной партией или без нее. В настоящее время в мире все эти системы присутствуют.

Вопросы и задания

1. Каковы назначение и признаки политического института?

2. В чем особенности государства как политического института?

3. Раскройте содержание признаков государства.

4. Каковы причины возникновения государства?

5. В чем сущность государства и принципы его происхождения?

6. Каковы принципы функционирования современного государ ства?

7. Какое государство называется социальным? Может ли оно быть не правовым?

8. Что представляет собой форма государства?

9. В чем отличия монархии от республики?

10.Какие принципы лежат в основе территориально-полити ческой организации унитарного, федеративного и конфе деративного государств?

11.Какова территориально-политическая организация россий ского общества?

12.Какие функции выполняет государство? Раскройте содер жание функций государствам используя Конституцию Республики Беларусь.

13.Почему партии зарождаются в недрах гражданского общества?

14.Чем отличается партия от других политических институтов?

15.Каковы причины возникновения партий?

16.Дайте определение партии.

17.Каково место политических партий в политической системе?

18.В чем различия кадровых и массовых партий?

19.Что такое партийная система?

20.Чем различаются партийные системы в России, США, Фран ции, Китае?

21.Что такое “политический вес” партий?

22.Какова избирательная система в Беларуси?

23.Каковы признаки гражданского общества?

24.Какие виды отношений составляют сферу гражданского об щества?

25.В чем отличия гражданского общества от государства? Каково соотношение государства и гражданского общества?

26.Как взаимосвязаны гражданское общество и государство? Как и когда повседневные потребности становятся общезна чимыми и, следовательно, политическими? Приведите кон кретные примеры.

27.В чем отличия гражданского общества от традиционного?

28.Когда исторически возникло гражданское общество и в связи с чем?

29.Назовите подсистемы гражданского общества.

30.Каковы основные институты гражданского общества?

31.Как изменились отношения государства и гражданского об щества с появлением самостоятельного индивида?

32.Каковы взаимоотношения государства и общества в условиях абсолютизма?

33.Чем различаются парламентаризм и конституционализм как политико-правовые принципы взаимоотношения государства и общества?

34.Что представляет собой система конституционализма?

35.Каковы типы конституционализма? В чем отличия подлин ного конституционализма от мнимого? Почему России при переходе к демократии был свойствен мнимый конституцио нализм?

36.Назовите особенности формирования гражданского общества Беларуси.

37.Какова роль института частной собственности в формирова нии зрелого гражданского общества?


Раздел VII Политическая культура:

содержание и типология

7.1. Понятие “политическая культура” и его содержание. Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых, фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов.

Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще в древности (Конфуций, Платон, Аристотель), сам термин появился впервые в XVIII веке в трудах немецкого философа - просветителя И. Гердера (1744-1803). Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалось только в конце 50 - начале 60-х гг. нынешнего столетия в русле западной политической традиции. Вклад в ее разработку внесли американские ученые Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, У.Розенбаум, англичане Р.Роуз, Д.Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М.Дюверже, Р.Ж.Шванценберг, голландец И.Инглхарт и др.

Теория политической культуры дала возможность глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины конфликтов, которые невозможно объяснить опираясь только на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д.

Существуют несколько подходов к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г.Алмонд, С.Верба).

Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований (С.Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У.Розенбаум), считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.

Политическая культура отражает только самые устойчивые черты поведения человека не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием коньютуры или перепада настроений. Это – воплощенный на практике внутренний кодекс человеческого поведения. Это – стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И.Шапиро, П.Шаран).

Политическая культура характеризует способность человека понимать специфику своих властных интересов, действовать при достижении целей в соответствии с правилами политической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью ее измерений. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти – индивида – общества. Политическая культура проявляется в форме духовных побуждений и ориентаций человека, в формах его практической деятельности, а также в институционном виде.

В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты:

под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характер правящего режима. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций чаще всего заканчиваются либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптироваться к новым целям и ценностям), либо террором;

политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни;

комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни:

- идентификации. Она раскрывает потребность человека понимать свою групповую принадлежность и определять приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

- ориентации. Характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

- адаптации. Выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

- социализации. Характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические интересы;

- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранении целостности государства и его взаимоотношений с обществом;

- коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентаций и способов политического поведения зависит от их принадлежности к социальным (классы, слои), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (мужчины, женщины, молодежь и т.д.), территориальным, ролевым (элита, электорат) и другим группам. Выработка людьми ценностных ориентаций и форм поведения на основе групповых целей превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, в способах политического участия.

В зависимости от преобладания в конкретном обществе того или иного вида ориентации (например, ориентации на верования или на знания), Г.Алмонд и С.Верба типологизировали культуру.

7.2. Типы политической культуры. Г.Алмонд и С.Верба выделили пять идеальных “чистых” типа политической культуры: патриархальную, подданническую, политические культуры, культуру участия и культуру гражданственности.

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывает наслоение местных субкультур.

Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата.

Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют, не вытесняя друг друга. Например, для политической культуры Великобритании ХХ века характерно сочетание подданничества, олицетворяемого институтом монархии, и ориентации на участие.

Согласно концепции Г.Алмонда и С.Вербы политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Ее наиболее характерная черта – рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе. Содержание идеального типа культуры гражданственности Г.Алмонд и С.Верба раскрыли через набор качеств, которыми обладает ее носитель: общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично и глубокое сознание этого факта; высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомленность в этой области; чувство гордости за политические институты своей нации; ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц; желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых; открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений; чувство удовлетворения в связи проведением общенациональных политических мероприятий, например, кампаний по выборам; компетентность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан; компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола; вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления. Однако результаты собственных эмпирических исследований Г.Алмонда и С.Вербы показали утопичность их предложения о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности существенно корректируются: “В идеальной культуре гражданственности, - замечали они, - активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия”.

Вопросы и задания

1. Что такое политическая культура?

2. Каково значение политической культуры для развития общества?

3. От каких факторов зависит уровень политической культуры в конкретном обществе?

4. Какие типы политической культуры вы знаете?

5. Функции политической культуры в обществе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: