Высшие органы государственной власти 9 страница

Отношения политического руководителя с обществом строятся на доверии. Но это доверие особого рода. Если для человека тоталитарного общества вера в вождя сродни религиозной вере, то в демократическом обществе отношения строятся на доводах разума. Лидер представляет доказательство того, что он заслуживает доверие и получает в обмен на него определенные полномочия. В этих условиях резко возрастает внимание к личности руководителя, его окружению, к его прошлому, мировоззрению и т.п. Такой интерес объясняется естественным стремлением граждан уберечь себя от ошибки при выборе своего лидера.

Закон говорит свое веское слово и при определении способа формирования органов власти. Законодательные органы формируются исключительно через выборы. Отдавая голоса за того или иного кандидата, люди вручают ему право решать любой вопрос от их имени, т. е. доверяют ему как человеку и гражданину. Конечно, не все должности даже при демократическом режиме являются выборными. Однако в том случае, когда происходят назначения на посты, избранники народа сохраняют право контроля за действиями тех, кто их занял.

Соотношение местных и центральных, законодательных и исполнительных органов власти также определено законом. Полномочия и тех, и других разграничены и зафиксированы в каком-либо правовом акте. Это делает невозможным диктат одних по отношению к другим.

Установление демократического режима приводит к окончательному оформлению альтернативных политических институтов. Возможности диалога с властью, присутствие в политической жизни выборов как привычной процедуры - все это приводит к тому, что люди начинают задумываться над своими политическими интересами. Необходимость сделать выбор постоянно ставит перед гражданином вопрос: какая из предложенных позиций, программ, точек зрения соответствует его интересам, а какая им противоречит. На основе общих политических интересов люди объединяются в группы, партии, движения, ассоциации. Таким образом, плюрализм становится главным принципом политической жизни общества.

Сфера допустимого и запретного также определяется законом. Мера прав человека уже не зависит от чьей-то милости или прихоти. "Разрешено все, что не запрещено законом", - вот то правило, по которому живет и отдельный человек, и общество в целом. Плюрализм, осуществляемый в политике, распространяется и на идеологию. Монополия на истину окончательно рушится в демократическом обществе. "Единственно верные" учения и теории уступают место разнообразию оценок, мнении, теории, прогнозов. Разумеется. это не означает отсутствие всяких идеалов. Их роль в данном случае исполняют не идеологические догмы, а то, что мы называем вечными ценностями: родина, свобода, справедливость, человек. Они объединяют общество в главном, оставляя место конкуренции мнений.

Такова в общих чертах модель демократического режима. Демократический режим по всем параметрам - антипод режима тоталитарного. Они представляют собой как бы два полюса, между которыми располагаются все другие варианты. В реальной политической практике чаще всего имеют место не те "чистые" типы политических режимов, которые были описаны в этой главе, а именно варианты, т. е. модели, сочетающие в себе различные черты.

Вопросы и задания

1. Что понимается под политическими системами тоталитарного типа?

2. Каковы основные признаки авторитаризма?

3. Назовите основные авторитарные режимы.

4. Почему говорят, что тоталитаризм – феномен ХХ века?

5. В чем состоит сущность тоталитаризма?

6. Назовите основные типы и разновидности тоталитаризма.

7. Почему тоталитарное общество называется закрытым?

8. Что означает идеологический и политический монизм?

9. Почему террор рассматривается как сущностный признак тоталитаризма?

10. Каково значение термина “политическая система”? Какие стороны политической жизни он отражает?

11. Типология политических систем.

12. Каков механизм функционирования политической системы?Каковы структурные элементы политической системы общества?

13. Каким образом политическая система влияет на другие сферы общественной жизни: экономику, культуру, социальную сферу и т.д.

14. Какие подходы к определению политического режима суще ствуют в политологии?

15. Чем понятие “политический режим” отличается от понятия “политическая система”?

16. Как соотносятся политический режим и форма правления?

17. Как вы считаете, смена режимов - явление закономерное? Что лежит в основе изменения режима? Всегда ли смена режимов осуществляется в сторону их демократизации?

18. Как вы думаете, какой режим существует в России, Беларуси?

19. Чем важно для политического режима достижение высокого уровня легитимности?

20. Чем обусловлена особая роль государства как элемента поли тического режима?

21. Что такое форма правления?

22. Как осуществляется взаимодействие исполнительной и законодательной власти в президентской и парламентской респуб ликах?

23. С чем связан выбор формы правления?

24. Почему партийные системы обусловливают сущность поли тического режима?

25. Какая форма правления в России, Беларуси.

26. Раскройте признаки тоталитаризма.

27. Чем авторитаризм отличается от демократии?


Раздел VI Политические институты

6.1. Государство как политический институт. Термин "государство" относится к числу наиболее часто употребляемых не только в политической науке, но в обыденных разговорах. Люди не всегда задумываются над истинным смыслом этого слова. Так, во-первых, государством часто называют страну, в которой живут, и говорят: “В нашем государстве...”. Во-вторых, словом "государство" обозначают аппарат управления, органы власти. В-третьих, государство понимается как носитель власти, носитель принуждения. В этом случае говорят: "Государство запрещает.., государство разрешает..." Каков же истинный смысл понятия "государство"?

Что же такое государство, как и когда оно возникло? Существуют различные концепции, объясняющие появление государства: естественного происхождения, патриархальная, общественного договора, покорения, классового происхождения и внеклассовых источников государства.

Автором патриархальной теории происхождения государства был Роберт Филмор, английский философ XVIII века. По его мнению, механическое объединение родов в племена, племен в более крупные объединения привело к образованию государства. Следовательно, государство есть форма расширенной патриархальной власти, которая выступает от имени всех и в интересах всеобщего блага.

Теория общественного договора (Эпикур, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищев) гласит, что государство является следствием договора, заключенного между суверенным правителем и подданными.

В XIX веке появились теории (Л.Гумплович и др.), авторы которых связывали возникновение государства с завоеванием слабых и плохо организованных групп более сильными и лучше организованными, т.е. государство - это форма господства победителей над побежденными.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс также не отрицали роли насилия в возникновении государства, но ему отводили второстепенную роль. На первый план они ставили разделение труда в обществе, возникновение частной собственности на средства производства и последовавшее заэтим деление общества на антагонистические классы.

Фридрих Энгельс утверждал, что государство возникло из потребности держать в узде противоположность интересов различных классов. Отсюда - оно является государством экономически господствующего класса, который становится так же и политически господствующим классом. В.И.Ленин указывал, что государство - это продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.

Польский политолог Е.Вятр выделяет еще и факторы неклассового происхождения государства. Это: угроза извне, способствующая организации и консолидации общества; влияние других государств (мирное); этнические различия; географический фактор так называемая необходимость совместного строительства оросительных систем и т.д.

Таким образом, становление государства как особого института представляет собой длительный исторический процесс, цель которого - поддержание порядка и сохранение эффективной организации человеческого сообщества. Уже в первобытном обществе существовала политическая власть, однако государство возникло лишь тогда, когда обособились институты, ее осуществляющие. Прежде всего это касается вооруженных сил и финансового аппарата. Происходит это в период разложения первобытнообщинного строя и зарождения общества, в котором осуществлено разделение труда и появляются социальные группы, основными из которых являются классы. Акцент на классовый характер государства не стоит абсолютизировать: ибо любое государство стремится выражать интересы, и в первую очередь господствующего класса, но и вместе с тем всего общества.

В современной политической литературе встречаются различные определения понятия "государство". В частности, государство - это “выделившаяся из общества, детерминированная его общественным строем классовая организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступает вместе с тем как официальный представитель всего общества” (Введение в политологию. Минск, 1991, с 27).

Основными элементами государства являются органы законодательной и исполнительной власти, суд и прокуратура, органы охраны правопорядка и госбезопасности, вооруженные силы, средства массовой информации.

Сущность государства проявляется через признаки, качественно отличающие его от других элементов политической системы, а также через функции, которые оно выполняет в обществе. Признаки государства:

-наличие публичной власти, т.е. системы органов и учреждений, осуществляющих властные функции;

-монопольное право: на принуждение населения, на взимание налогов и формирование бюджета страны;

-государство - официальный орган, где внутренняя и внешняя политика получает силу закона;

-государство охватывает своим влиянием всех людей, находящихся на его территории;

Вместе с тем у любого государства есть обязательные функции, выполнение которых и оправдывает его существование. Эти функции принято разделять на внутренние и внешние.

К внутренним функциям можно отнести, во-первых, защиту существующего строя, экономической и социально-политической системы общества. Будучи порождением этой системы, государство заинтересовано в ее сохранении. Оно располагает такими полномочиями, которые позволяют это делать. Во-вторых, государство регулирует экономическую жизнь общества. Степень регулирования может быть различной - от контроля за работой каждого работника на предприятии до минимального вмешательства в хозяйственную жизнь с помощью налогов, пошлин и т. д. Однако существование абсолютно свободной от вмешательства государства экономики вряд ли вообще возможно.

В-третьих, на государство возлагается задача издания законов и соблюдения правопорядка. В этом случае государство выступает монополистом. Можно себе представить, что стало бы с обществом, если бы изданием законов занимались все, кому этого захочется! В-четвертых, государство призвано регулировать отношения между социальными группами и слоями общества. Мы уже знаем, сколь сложна эта задача и сколь необходимо ее исполнение. Разница интересов, доходящая порой до противоположности, настоятельно требует существования подобного регулятора, который способен предотвращать любые конфликты в обществе или разрешать их, если они все-таки возникли.

От исполнения государством внешних функций “зависит” его место в системе международных отношений. Так, во-первых, государство обеспечивает целостность страны и ее безопасность. Во-вторых, оно защищает экономические и политические интересы страны на международной арене. Наконец, в-третьих, оно обеспечивает развитие отношений с другими странами, сотрудничество и участие в международных делах. Соединение внешних функций, позволяет государству оставаться суверенной единицей, но при этом не замыкаться, не отгораживаться от остального мира непроницаемой стеной.

6.2. Государство и гражданское общество. Ответим на вопрос: каковы взаимоотношения государства и общества? Здесь возможны несколько вариантов.

Вариант 1. Государство в лице всех своих органов подчиняет себе все общество, охватывает контролем все сферы жизнедеятельности. Подобный процесс принято называть “огосударствлением”. Он характерен для тоталитарных режимов.

Вариант 2. Общество выходит из-под контроля государства. Оно перестает подчиняться его приказам, игнорирует законы. Государственные органы имитируют деятельность. Однако общество перестает замечать их и в конечном счете сметает государство. Подобные общественные состояния известны в истории под названием "охлократия".

Вариант 3. Государство и общество мирно сосуществуют. Государство управляет обществом, но не подчиняет его себе полностью. Общество живет полноценной жизнью, не игнорирует государство.

Конечно, третий вариант наиболее предпочтителен. Необходимым условием такого течения социальной жизни является наличие гражданского общества. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между равноправными партнерами. В современных условиях провести грань между гражданским обществом и государством сложно. Гражданское общество - это сфера неполитических, т.е. частных, семейных, духовных, экономических и других отношений. Это та часть общества, куда государство непосредственно не вмешивается, где возможна относительная свобода личности в ее повседневных делах, заботах, поступках, мыслях.

Что же такое гражданское общество, что под ним понимается?

Сразу оговоримся, что гражданское общество (ГО) нигде не зафиксировано в каких-либо конституционных формах, не существует в каком-то завершенном состоянии. Его нельзя ввести декретом, “построить”. К нему нужно прийти.

Идея ГО возникла в середине ХVII века. Вклад в разработку этой проблемы внесли Дж.Локк, Гегель, К.Маркс и др. Термин "ГО" впервые был употреблен Лейбницем (1647-1726).

Согласно традиционным представлениям, общество делится на гражданское общество и политическое государство. ГО - промежуточная структура между индивидом и государством. Это общество, в котором граждане свободны, равноправны, имеют возможность самовыражения. Назначение ГО в выражении и защите демократических свобод и интересов граждан.

Плодородной почвой для ГО служит прежде всего многообразие форм собственности, которое позволяет человеку быть экономически независимым от государства. Необходима также непротиворечивая и проверенная временем система законов. Не последнюю роль играет и "привычка к закону", т. е. уважение, естественно вошедшее в плоть и кровь любого человека. Понятно, что для создания этих условий нужно время и подчас немалое.

Наше Отечество в своей истории, к сожалению, почти не знало развитого гражданского общества. Его робкие побеги, появившиеся на рубеже XIX и XX веков были уничтожены войнами и революциями, выпавшими на его долю. В обществе почти не оказалось сколь-нибудь заметных препятствий огосударствлению. Это и привело к формированию в стране тоталитарного режима. В настоящее время в Беларуси началось становление ГО. Оно идет медленно и постепенно. Его легко прервать, вернув общество в прежнее подчиненное по отношению к государству положение.

Итак, ГО и государство - полюсами социальной жизни. Между ними существует определенная граница. Пограничной чертой выступает закон. Идея государства, которое строит свою деятельность опираясь на право, возникла давно. Суть ее можно выразить в словах: “Пусть погибнет государство, но торжествует закон”.

Процесс становления государства у различных народов происходил двояко: либо установлением определенного режима власти, либо определением границ расселения, отделяющих территорию одного этноса от другого. Государство появляется как универсальный механизм выражения и реализации общезначимых интересов социальной общности: гражданских, национальных, классовых. Исходя из принципа генезиса государства, можно говорить о трех версиях происхождения и сущности государства: правовой, национальной и классовой.

Правовое государство   Национальное государство   Классовое государство
Сущность – государство как общественный договор граждан Принцип происхождения: защита и гарантия прав и свобод человека   Сущность – государство как универсальный механизм реализации коллективного духа нации Принцип происхождения: реализация национальной идеи   Сущность – государство как орудие реализации интересов экономически господствующего класса Принцип происхождения: осуществление классового интереса

Правовое государство - реальное воплощение признаков конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, гарантировать индивидуальную свободу и права личности. Взаимоотношения между личностью и властью определяет конституцию. Они не могут быть нарушены законами государства. В обществе существуют разделение властей, независимый суд.

Идеал правового государства, сформированный идеологами Просвещения, основан на признании суверенности и автономности индивида, равных с другими прав и свобод. Для защиты своих прав и свобод самостоятельные и независимые друг от друга индивиды создают государство. Оно является результатом общественного договора, соглашения между правителями и подданными относительно способов организации общественной жизни и обеспечения мира и выживания. Идеал правового государства заключал в себе определенный элемент космополитизма, в соответствии с которым человечество мыслилось в виде некоторого “всемирного гражданства”, объединенного общими для всех правами и свободами. Идеология либерализма, лежащая в основе концепции правового государства, признает приоритет прав частного лица перед интересами общества и государства.

Философское обоснование правового государства наиболее полно представлено в трудах Канта (1724 - 1804). Он выдвинул идею “категорического императива”, под которым понимал всеобщий нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения и социального положения, должны подчиняться. Категорический императив предписывает: поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению Канта, может быть источником закона в правовом государстве. Однако еще до Канта в трудах Локка и Монтескье были сформулированы некоторые положения, составившие теоретический фундамент концепции правового государства. Большая часть их вошла в конституцию США 1787г. и во Французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789г. Декларация прямо провозглашала, что общество, в котором не обеспечено пользование правами и не “проведено разделение властей, не имеет конституции” (ст. 16), а также, что “...закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено” (ст. 6).

Напомним суть концепции разделения властей. Локк предложил разделить власть на законодательную, исполнительную ( включая судебную ) и федеральную, ведающую внешними сношениями. Монтескье считал, что соединение законодательной и исполнительной власти приводит к ликвидации свободы. Чтобы не было возможности злоупотребления властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга, т.е. фактически речь идет о системе “сдержек и противовесов”.

Как показала история, игнорирование принципа разделения властей в конечном счете приводит к созданию тоталитарных политических режимов.

Правовое государство руководствуется рядом принципов. Проще говоря, речь идет об обязательных правилах, по которым существует правовое государство. Их несколько.

1. Господство закона во всех сферах общественной жизни. В правовом государстве закон может и должен проникать во все уголки общества. Он, и только он, берет на себя роль беспристрастного арбитра и в хозяйственных спорах, и в политической борьбе и даже, при необходимости, в семейных конфликтах. В правовом государстве существует множество законов, которые связаны между собой, не противоречат друг другу и охватывают всю социальную практику.

2. Примат закона над государством. Иными словами, само государство подчинено закону. Оно может издавать законы, но не может их нарушать. Даже отменить или изменить закон государственные органы могут, только осуществив все законные процедуры.

3. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Правовое государство не только провозглашает, но и закрепляет это в конституции и законах. Оно как бы признает суверенитет личности, видит в нем равноправного партнера, а не верноподданного. Тем самым оно отказывается от роли “мудрого отца” по отношению к “неразумным детям”. Ведь не случайно еще и Кант предупреждал, что "...правление отеческое есть величайший деспотизм".

4. Взаимная ответственность личности и государства. Равноправные отношения этих двух субъектов предполагают, что они не только обладают правами, но и берут на себя ответственность друг перед другом. Ответственность государства и перед личностью проявляется в соблюдении ее прав, в разработке программ ее социальной защиты и т. п. Личность же обязуется соблюдать законы, идти на необходимые самоограничения во имя порядка и стабильности в обществе. Власть может и не нравиться личности, но, признавая законность процедуры, по которой она избиралась, личность не пытается свергнуть и уничтожить ее. При этом она, разумеется, сохраняет за собой право на оппозиционную деятельность.

5. Наличие эффективных форм надзора за соблюдением законов. Такой надзор может и должен осуществляться в различных формах - суд, прокуратура, государственные и не государственные контролирующие органы и т. п. Контроль за соблюдением законов необходим и на международном уровне. Так, например, эти функции выполняет суд ООН (Нидерланды), который рассматривает межгосударственные правовые споры.

6. Осуществление принципа разделения властей. Именно этот принцип венчает всю систему правового государства. Все его правила как раз и находят воплощение в разделении властей. Принятие законов, составляющих основу государства, выпадает на долю законодательных органов. Исполнительная власть на практике реализует акты, принятые законодателями. И, наконец, независимые суды всех уровней обеспечивают соблюдение закона, защищают каждого гражданина, юридически обеспечивают его права.

Значит, первооснова правового государства в его современном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в осуществлении прав граждан, в их уважении и соблюдении со стороны государства. Следует отметить, что возможность реализации прав человека связана с наличием у государства соответствующего экономического потенциала, уровня культуры и других факторов. Ближе всех к реализации принципов правового государства подошли сегодня Австрия и ФРГ. В Беларуси сделаны первые шаги. Республика Беларусь стала участницей всех международных правовых пактов, касающихся прав человека. На территории Республики признаны полномочия комитета ООН по правам человека. В Декларации "О государственном суверенитете Республики Беларусь" заявляется о решимости создать правовое государство. В конституции заложены его основные принципы: уважение достоинства и прав человека, международно-правовых стандартов в этой области, разделение властей и признание единственным источником государственной власти воли народа. Правда, реализация их в условиях сложного положения в экономике проблематична. О возможности построения правового государства в нашей республике можно говорить лишь тогда, когда будет сформировано гражданское общество, базисом которого является рыночная экономика.

Таким образом, гражданское общество и созданное на его основе правовое государство - непременное условие демократии. Без этого нет прогресса.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале одинаковых жизненных шансов для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Каково же соотношение социального и правового принципов? Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы справедливым содержанием. В демократических государствах консерваторы обычно делают акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы - на социальном принципе.

Однако наряду с гражданином, носителем прав и свобод, могут выступать социальные и национальные общности, живущие в границах конкретного государства. Сами граждане принадлежат к различным этносам, нациям, но забота о собственном интересе не лишает их стремления к процветанию всей нации. Однако юридическое равенство лиц не устраняет исторически сложившегося неравенства между разными народами: бедными и богатыми, сильными и слабыми. Формально-всеобщий, наднациональный характер права, нашедший свое отражение еще в лозунгах Великой Французской революции, имеет тем не менее явно выраженный национальный характер: государство – есть выражение “коллективного духа нации”. Образование национальных государств провозглашало равенство прав каждого народа, в том числе его право на государственное самоопределение.

С помощью национальной идеи, лежащей в основе национального государства, пытались решить проблемы не только правового равенства людей разных национальностей, но и равенства наций в смысле их права на самостоятельное экономическое, политическое и культурное развитие. Таким образом, концепция правового государства, защищающая интересы частного лица, его политические и экономические свободы, в период зарождения буржуазного общества дополнилась теорией национального государства, отстаивающей приоритет государственных интересов конкретной нации и народа.

С точки зрения классового принципа происхождения и сущности государства оно рассматривается как результат разделения общественного труда. Вследствие развития производства, а именно тогда, когда специализация работника в определенной отрасли позволила ему производить больше, чем он потреблял, появилась имущественная и социальная дифференциация. Она привела к образованию классов. Экономически господствующие классы (обладающие собственностью) создали государство как орган классового господства, защиты и выражения их интересов. В марксизме классовый принцип генезиса государства доведен до крайности. В частности, в нем признается, что социалистическое государство отражает интересы пролетариата, который устанавливает собственную диктатуру в отношении других социальных групп. Естественно, удержание классового господства порождает конфликты, антагонизмы, переходящие в гражданские войны, массовые репрессии против непролетарских слоев населения.

В развитии современных государств наблюдаются 2 тенденции. Первая - деэтатистская - состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децентрализации ряда функций государства, усиление самоуправленческих начал. Вторая - этатистская - проявляется в повышении роли государства. Оно вмешивается в экономику, социальные и другие процессы. В государственной деятельности сокращается применение принуждения. Отмирание государства в обозримом будущем не предвидится.

6.3. Устройство современного государства. Строение государства характеризуется через формы правления и формы территориальных устройств. Форма правления представляет собой способ организации и устройства государства, включающий прежде всего организацию верховной государственной власти, ее органов, реализующих общезначимые интересы. Одну из ранних типологий форм правления предложил Аристотель, который строил свою типологию, исходя из двух критериев: количественного (какова численность тех, в чьих руках находится власть) и качественного (как они ее используют – служат общему благу, интересам всех или же частным интересам). На этой основе он выделял три правильные формы, где власть используют на общее благо: царство (монархию), аристократию, политию (республику), и три неправильные, в которых правители преследуют корыстные интересы - тиранию, олигархию, демократию.

Позже, основываясь на аристотелевской типологии, Н.Макиавелли выдвинул концепцию циклического развития государственных форм. Она построена на идее взаимообращения добра и зла. Природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Точно так же государства, достигнув предела совершенства и утратив возможность дальнейшего развития, регрессируют, т.е. начинают двигаться в обратном направлении – к регрессу. В истории постоянно чередуются состояния упадка и подъема государств. Согласно Н.Макиавелли, существует три хорошие (основные) формы правления - монархия, аристократия и народное правление и три плохие (извращенные) - тирания, олигархия и анархия. Они настолько похожи, что легко переходят одна в другую: монархия превращается в тиранию, демократия – в анархию, аристократия – в олигархию и т.д. Основатель любой из трех хороших форм правления способен установить ее лишь на малое время, ибо никакое средство не удержит ее от превращения в свою противоположность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: