Основой современного судовождения являются накопленные столетиями знания и опыт мореплавания и достижения науки и техники.
Теоретические основы морской навигации и астронавигации в основном сформировались к концу 19 столетия. Они базируются на достижениях математики, астрономии, геодезии и картографии.
Лоция базируется на информации, накопленной человечеством за всю историю мореплавания.
Маневрирование базируется на известных явлениях влияния внешней среды на подвижность судна и непрерывно развивается в связи с постройкой новых судов, маневренные качества которых изменяются. В развитии теории управления судном активное участие принимают ученые нашей академии.
Технические средства судовождения непрерывно развиваются и базируются на новейших достижениях науки и техники.
В последние десятилетия произошли качественные изменения в методах и средствах судовождения. Установку радиолокатора на суда в начале 40-х годов прошлого столетия можно считать революцией в судовождении. До этого в темное время суток и в условиях плохой видимости судоводитель работал в более экстремальных условиях. Создание глобальных навигационных спутниковых систем значительно повысило точность знания места судна вне видимости берегов, что оказало значительное влияние на безопасность плавания и экономические показатели морских перевозок. Применение компьютерной техники, электронных картографических навигационных систем, интегрированных навигационных мостиков позволило снизить влияние «человеческого фактора» на общее число аварий судов.
|
|
Однако нельзя забывать, что судоводитель имеет дело с воздействием на судно внешней среды. Это воздействие быстро изменяется, недостаточно изучено, не всегда его можно объективно измерить, информацию, получаемую от ТСН и визуального наблюдения в сложных условиях судоводитель физически не всегда в состоянии обработать. Это приводит к тому, что оценка ситуации и принятие решений зачастую происходят на основе интуиции с использованием личного опыта.
Практика судовождения показывает, что традиционные методы навигации, известные с древних времен, не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Безаварийное плавание предполагает проведение контрольных наблюдений и вычислений альтернативными методами. Тем более что в случае отказа технических средств навигации традиционные приемы определения места судна остаются единственным средством, позволяющим обеспечить безопасное плавание в самых сложных условиях.
Не следует забывать, что судоводитель несет полную ответственность за аварию вне зависимости от того, произошла она из-за его упущения, незначительной ошибки или неверно принятого решения.