После проверки доброкачественности экономической информации проводится ее аналитическая обработка. Она начинается с определения круга экономических показателей, изучение которых требуется для достижения целей проводимого анализа. Эти показатели либо уже содержатся в подобранной информации, либо исчисляются в процессе ее аналитической обработки.
Экономический показатель – это количественная и качественная характеристика хозяйственных явлений, процессов или результатов. Комплексность анализа требует использования в работе не отдельных показателей, а целой системы. Под системой показателей, характеризующей определенный хозяйствующий субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отражающих состояние и развитие данного субъекта или явления. Система показателей должна соответствовать определенным требованиям, важнейшими из которых являются: необходимая широта охвата показателями всех сторон субъекта или явления, взаимосвязь этих показателей, логическое развертывание одних показателей из других. От правильности выбора и обоснования системы показателей зависят результаты анализа, полнота и точность отражения сущности изучаемых экономических явлений и процессов.
Поскольку, в анализе используется большое количество показателей необходима их группировка. Показатели можно классифицировать по разным группированным признакам[1] (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Классификация аналитических показателей, используемых в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Классификационный признак | Вид показателя |
По свойству отражения | Количественные Качественные |
По степени применения | Общие Специфические |
По способу образования | Первичные Производные |
По степени синтеза (обобщения) | Частные Вспомогательные Обобщающие |
По способу расчета (исчисления) | Абсолютные Относительные |
По способу формирования | Нормативные Плановые Учетные Отчетные Аналитические |
По изучению причинно-следственных связей | Факторные Результативные |
По охватываемому периоду | Статические Динамические |
Количественные показатели отражают размеры анализируемых показателей и происходящие в них изменения, например, объем товарооборота, количество работников и др. Качественные показатели отражают существенные особенности и свойства отдельных сторон, изучаемых объектов (издержки обращения, прибыль и др.).
Общие показатели характерны для всех отраслей экономики, (а специфические используются в отдельных отраслях, например, в торговле это валовой доход, издержки обращения и др.).
Первичные показатели формируются непосредственно по данным той или иной информации, а производные рассчитываются на базе первичных.
Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Обобщающие показатели применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Например, при изучении производительности труда к частным показателям относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида, к вспомогательным – количество рабочего времени, затраченного на единицу продукции, а обобщающими показателями – среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним работником.
Абсолютные показателихарактеризуют объемдеятельностихозяйствующего субъекта (объем товарооборота, величина прибыли, размеры запасов, численность персонала). Они выражается в стоимостных, натуральных или трудовых измерителях (рублях, тоннах, килограммах, метрах, штуках, днях и т.д.). Относительные показатели – это отношение одного показателя к другому (коэффициенты, индексы, проценты и др.). Они характеризуют степень изменения явления, процесса во времени и пространстве, структуру изучаемых показателей, их частоту, интенсивность. Разновидностью абсолютных и относительных показателей являются удельные показатели. Так, в торговых предприятиях по валовому доходу, издержкам обращения и прибыли определяют их уровни отношением суммы по этим показателям к объему товарооборота.
Нормативные показатели утверждаются свыше (ставки налогов, нормы амортизации и др.), или разрабатываются самими предприятиями (нормы расхода сырья, материалов, топлива и др.). Плановые показатели – фиксируются в бизнес-плане. Учетные показатели – данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Отчетные показатели – данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Аналитические (оценочные) показатели исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов деятельности предприятия и степени использования производственного потенциала.
Факторные показатели определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причины изменения его величины. Результативные показатели
рассматриваются как результат воздействия одной или нескольких причин и выступают в качестве объекта исследования при изучении взаимосвязей.
Статические показатели фиксируют, например состояние хозяйствующего субъекта, результаты его деятельности на определенную дату. Динамические показатели отражают развитие хозяйственных явлений и процессов за весь анализируемый период.
Все экономические показатели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают. Для получения полного представления о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, необходимо, чтобы все показатели, характеризующие разные стороны его деятельности, были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.
Аналитическая обработка информации представляет собой непосредственно анализ. Здесь изучается выполнение плана и динамики показателей, влияние на них тех или иных факторов, выявляются резервы повышения эффективности деятельности предприятия.