Создание империи

Ход и результаты реформ

Церковная реформа середины 17 века. Церковный раскол. Патриарх Никон

К середине 17 века начала разрушаться нравственная, духовная, религиозная однородность общества. Одним из проявлений стала Церковная реформа 50 - 60-х годов 17 века.

Причины реформы.

Реформа имела политико-дипломатический подтекст, в преддверии присоединения Украины Никон стремился ввести греческую обрядность в целях демонстрации отсутствия различий между православием Московии и на Украине. Скорее всего, его цель была оправдана, но после того, как дела переписки книг оказались в руках у приезжих украинских монахов и ученых греческих монахов, еще в 1653 году занявших высокое положение церковной иерархии в мире митрополитов и писателей богословов, например, Симеон Полоцкий, являвшихся проводниками греческих нововведений, это стало свидетельствовать с точки зрения части русского духовенства об отходе «от чистого к старорусскому православию». Нарушалась традиция Сергия Радонежского особого русского православия, способствовала навязыванию русской идеи об отсталости русской культуры.

Реформа началась с исправления богослужебных книг, унификации церковных обрядов, т.е. приведение их в соответствии с нормами греческого православия. Предметом ожесточенных дискуссий стала проблема выбора образцов для таких исправлений и унификации. Часть духовенства во главе с патриархом Никоном отстаивали греческие образцы, а другая часть под руководством Аввакума – древнерусские. В результате реформ Никона изменили крестное знамение, направление крестного хода, написание Иисус, земные поклоны заменены поясными, запрещен шатровый стиль в архитектуре, изменена техника иконописи и др. значительная часть верующих не приняла реформу. Однако в 1666 году церковный собор утвердил реформы Никона и отучил от церкви старообрядцев. Сам Никон, поднявший руку на светскую власть и объявивший священство выше царства, был отрешен от церкви, несмотря на то, что его реформы были приняты, и он был личным другом царя. Разлад никонянцев и старообрядцев стал причиной церковного расколы в масштабах всего государства. Общество разделилось на почитателей старины и приверженцев нового. Созданы предпосылки для преобразований, которые незамедлительно последовали в конце 17 века – в начале 18 века.


Россия в 18 веке

Петр I

Рубеж 17-18 веков стал началом нового этапа в истории России, временем крутого перелома. Правление Петра I (1682 -1725гг) ознаменовало собой сдвиг от средневековья к новому и европеизацию всех сфер жизни. Неслучайно современники Петра называли его Великим. До сегодняшнего дня не утихают споры о петровских реформах, но почти никто из историков не отрицал того, что, во-первых, России нужно было преодолеть отставание от ведущих стран, во-вторых, поиски путей решения этой задачи подготовили почву для осуществления перемен в жизни России. Петровскую эпоху часть историков называют эпохой модернизации России. Это обновление социально-экономических, политических, культурных и религиозных основ жизни общества осуществлялось путем научно-технических нововведений. Выделяют «ограниченный» и «неограниченный» типы модернизации. Россия демонстрирует догоняющий тип, он предполагает сжатые исторические сроки, сужение модернизационных задач, опору на внутренние ресурсы, выборочное использование мирового опыта. Мощным инструментом проведения модернизации было государственное вмешательство, что привело к усилению центральной власти, бюрократизации всей системы управления. Петровская модернизация в очередной раз продемонстрировала развитие России как мобилизационного общества, т.е. насилие и принуждение со стороны монарха и государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: