Субъекты, способы и ресурсы власти

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъектами политики являются люди и организации, осуществляющие политические действия. Субъект (актор) власти воплощает ее активное, направляющее начало.

Долгое время и практически повсеместно носителем, сувереном высшей власти признавался монарх (царь, король, князь, шах и т.д.). После буржуазных революций в качестве суверена власти провозгла­шается народ. В Конституции РФ, ст.3 записано: «Носителем суверени­тета и единственным источником власти в Российской Федерации являет­ся ее многонациональный народ».

В политологии субъекты власти обычно разделяются на три группы.

I группа - субъекты социального уровня: класс, нация, масса, группа, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс и т.п.

II группа - институциональные субъекты власти: государство, партия, профсоюз, парламент, президент и т.п.

III группа - функциональные субъекты: армия, церковь, оппозиция, лобби, средства массовой информации, транснациональные корпорации и т.п.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти. Большинство лю­дей не испытывают психологического удовольствия от обладания властью, власть сама по себе не является для них ценностью. Многие из властвующих отказались бы от руководящих должностей, если бы власть не открывала широкие возможности для получения раз­личных благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий. Для них стремление к власти имеет инструментальных характер, то есть служит средством достижения других целей.

Помимо желания власти, желания руководить субъект должен быть компетентным, знать суть дела, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.

В зависимости от субъектов власти выделяются различные типы власти.

1. По классовому признаку - власть рабовладельцев, феодалов, буржуа и трудящихся.

2. По субъекту власти - государственная, партийная, правительственная, профсоюзная, армейская, семейная, личная (монархическая, царская, президентская).

3. По структуре - единоличная (монархическая, диктаторская) и образованная группой (олигархия, аристократия).

4. По функциям ее органов - законодательная, исполнительная и судебная.

По применяемым методам выделяют следующие способы властвования:

1) Деспотический (от греч. повелитель) - полная узурпация (от лат. – овладение) власти, политический произвол, насилие, бесправие граждан.

2) Тоталитарный (цельный, полный) - всесторонний, жестокий контроль над обществом, террор (от лат. - страх, ужас), диктатура.

3) Авторитарный (от французского – властный) - жестокий политический режим с некоторыми декоративными элементами демократии.

4) Либеральный (от лат. – свободный) - уважение свободы личности, ее прав, обеспечение равных возможностей.

5) Демократический - признание народа как высшего организатора власти. Власть осуществляется при участии исполнителей ее решений.

Характеризуя субъекты власти и способы властвования, необходимо выяснить причину, почему одни властвуют, а другие подчиняются. Политологи видят причину этого в неравномерном распределении ресурсов власти.

Под ресурсами понимается вся совокупность материальных и нематериальных средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. «Ресурсы власти» являются потенциальными основаниями власти.

Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.д.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов власти. Наиболее простая классифи­кация делит ресурсы на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные бла­га, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (уменьшение зарплаты, лишение премий и т.п.).

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного и судебного наказания.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.

Американский социолог Тоффлер выделяет три основных ресурса власти: сила, богатство и знание. По его мнению, человечество в своем развитии шло от силовых средств через богатство к знанию. Сегодня знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти.

Наиболее популярной является классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности - на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы - это материальные ценности, деньги, пло­дородные земли, полезные ископаемые, продукты питания.

Социальные ресурсы - это способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга. То есть они включают такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации.

Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти.

Специфическим ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это универсальный ресурс, который создаст другие ресурсы. Политически сильнее та страна, в которой больше населения, мощнее та партия, в которой больше членов.

При характеристике различных ресурсов необходимо заметить, что субъекты власти всегда используют их в комплексе, делая упор на тот или иной ресурс, который, по их мнению, наиболее эффективен в данной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: