Реакция среды на политическую систему

Взаимодействие системы со средой.

Окружающая среда.

Сама политическая система.

Графически это можно изобразить так:

Функционалисты сделали главный упор на изучение того, что входит в политическую систему и что выходит. Важная роль при этом уделялась экономике общества, его политической культуре.

Наряду с институционализмом, бихевиоризмом и функционализмом мощным в современной политологии является социологический подход, считавший, что политика - это взаимодействие социальных и властных групп, элит. Он отвечал на вопросы «Кто осуществляет власть?» и «Каким образом?»

Под влиянием Дарвиновской теории эволюции и борьбы за существование ученые Л.Гумплович и Ф.Оппенгеймер создали теорию завоевания. Они считали, что образование государства произошло в результате завоевания более сильными племенами более слабых. Завоеватели дали начало классу господ, а завоеванные стали подданными.

Известна социологическая теория Маркса. По ней двигателем истории является борьба классов. Правителями всегда является класс, владеющий средствами производства. Эта теория в XX в. развивалась Лениным, Грамши и другими марксистами.

Выдающийся вклад в развитие социологических теорий внесли представители, развивающие теорию элит. Ее основателями считают Г.Моска и В.Парето. Они считали, что во всех обществах возникают два класса людей - класс, который правит, - элита, и класс, которым правят. Естественно, правителей всегда меньшинство. Для сохранения сво­ей власти элита использует два способа правления: или грубую силу, или хитрость, искусство обмана, манипулирования. По Парето правление элиты «львов» сменяет правление элиты «лис».

М.Вебер, автор теории «рациональной бюрократии», выделил в правящем слое две группы: чиновничество и выборных лиц и дал характеристику поведения данных групп в политике.

Р.Михельс разработал так называемый «железный закон олигархии», где доказывал неизбежность олигархического перерождения любых организаций, особенно партий. Ту же идею развивал русский ученый М.Острогорский.

Наряду с концепциями одной элиты появляются концепции двух элит общества: одной, находящейся у власти, и другой, борющейся за нее. Возникли теории о существовании в обществе множества элит, которые борются за власть между собой. Это теория заинтересованных групп А.Бентли и концепция полиархии Р.Даля.

Таковы наиболее важные направления, школы и теории нашего века, в которых надо разобраться, чтобы просто не заблудиться в этом сложном мире политики.

Лекция 2а. Современные политические идеологии.

Сам термин идеология появился около 200 лет назад и рассматривался как совокупность идей и взглядов отдельных социальных групп и общностей. В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. Можно дать такое определение: идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Но идеология не только система идей и ценностей, она является и ориентиром для социального действия, мобилизует и руководит людьми.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве. Конкретизируется политическая идеология в политических доктринах, программах партий и заявлениях различных политических сил.

В современном мире существует множество идеологий. Рассмотрим основные из них:

Либерализм (от лат. liberalis – свободный) сформировался в конце XVII – XVIII вв. как идеология восходящей буржуазии. Его основателями были Д.Локк, А.Смит, Дж.Милль. В фундамент либерализма заложен принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности личности как перед самой собой, так и перед обществом, признание права на самореализацию всех людей.

Либерализм всегда отстаивает требование индивидуальной свободы, трактуя свободу, как свободу от ограничений со стороны государства. Например, Милль сформулировал это так: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

Борьба за свободу означала для сторонников либерализма борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека.

На этой основе сформировалась идея «малого государства» или «государства – ночного сторожа», суть которой состоит в том, что государство должно быть наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, для охраны порядка и защиты от внешней опасности.

Идеология либерализма базируется на отождествлении свободы и частной собственности. Частная собственность рассматривается в качестве гаранта политических и гражданских свобод. Самостоятельность и опора на собственные силы, свобода конкуренции – основные установки либерализма.

Либералы привержены парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам.

В процессе развития либерализм претерпел некоторые изменения и сегодня можно говорить о такой его фазе как неолиберализм. Его начало связываю с именем американского президента Ф.Д.Рузвельта, чья политика в во время преодоления экономического кризиса заставила переосмыслить экономическую и социальную роль государства. Неолибералы признают необходимым определенное участие государства в регулировании экономических отношений, проведении активной социальной политики. Они выступают за ограничение власти монополий, перераспределение материальных благ через систему налогов в пользу низших слоев общества.

Консерватизм ( от лат. conservo – сохраняю) появился в конце XVIII в. как реакция на противоестественное сознательное преобразование общества. Основателями консерватизма считаются Э. Берк, Ж. де Местр. Как правило, консерватизм выражает идеи и установки тех классов и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-политического развития. Нередко консерватизм является прибежищем различных слоев, которые испытывают страх перед будущим в силу его неопределенности и непредсказуемости.

Идеология консерватизма базируется на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей. Поэтому в основе консерватизма лежит традиционализм – идея сохранения традиционных ценностей связанных с семьей, религией, сословными разграничениями. Консерваторы отстаивают приоритет в общественном развитии преемственности перед нововведениями. По их мнению, политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся общественным институтам Английский ученый М.Оукшотт пишет: «Быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, действительность - тому, что возможно, ограниченное – безграничному, близкое далекому, достаточное – изобилию, сегодняшнее веселье – утопическому блаженству».

Для консерватора в отличие от либерала интересы государств, нации, общности выше, чем интересы личности или какой-то группы.

В ходе исторического развития консерватизм также претерпел изменения. С утверждением буржуазных отношений консерваторы стали на защиту этих отношений.

В 70-х годах ХХ столетия возникает новая форма консерватизма – неоконсерватизм. Ее утверждение связано с руководителями США – Р.Рейганом, Великобритании – М.Тетчер, ФРГ – Г.Колем. Неоконсерватизм, признав как либерализм необходимость вмешательства государства в экономику, все же требовал ограничения этого вмешательства. Неоконсерваторы выступают против чрезмерного обложения налогами крупного капитала. Будучи ярыми противниками уравнительного распределения, они требуют сокращения государственных социальных программ. Консерваторы убеждены, что превращение государства в «дойную корову» развращает человека. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы. Государство должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов.

В идеологии консерватизма сочетаются старые ценности: семья, религия, мораль с новыми: индивидуализмом, свободой рыночных отношений.

Фашизм – (от итальянского фашио – пучок, союз) – как идеология сформировался в 20-30-х годах ХХ века. Родоначальниками фашизма считают Б.Муссолини и А.Гитлера.

Теоретическим основаниями фашистской или национал-социалистической идеологии являются идеи расизма и элитаризма. Фашизм выдвинул теорию о превосходстве определенных народов над другими. Например, германский фашизм утверждал приоритетное положение арийской расы, отнеся к ней немцев и ряд северных народов. Целостность расы, создание возможностей для ее развития объявлялось непреходящей ценностью. Другие народы они считали неполноценными, подлежащими уничтожению или порабощению.

Фашисты взяли на вооружение теорию немецкого философа Ф.Ницше о праве высшей расы сверхлюдей в своих интересах отвергать нормы общественной морали, обеспечивать господство сильных над слабыми. Фашистские теории служили обоснованием политики геноцида, уничтожения покоренных народов.

Важное место в фашизме занимал принцип вождизма или фюрерства, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю.

Реализация фашистских идей в политической жизни привела к развитию экспансионизма, захвату и покорению других государств.

Во внутренней политике на базе фашистской идеологии были созданы тоталитарные государства, в которых все стороны общественной жизни были поставлены под государственный контроль.

Наиболее яркое выражение фашизм получил в Германии в период правления А.Гитлера. В Италии при Б.Муссолини, в Испании при Ф.Франко, в Португалии при А.Салазаре были созданы более мягкие формы фашистских государств.

В настоящее время фашистская идеология значительно утратила свое влияние, хотя ее рецидивы в виде неофашизма встречаются в различных странах в виде расизма, национализма, антисемитизма и других учений утверждающих превосходств одних этнических общностей над другими.

Социализм (от лат. socialis – общественный) как идеология оформился в глубокой древности. В соответствии с его идеями жили первые раннехристианские общины. Но свое теоретическое и идеологическое оформление социализм получил в Новое время в работах Т.Мора, Т.Кампанеллы, А.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна.

В середине XIX века теоретическое научное обоснование идеологии социализма дали К.Маркс и Ф.Энгельс. На базе их работ сформировалось крупное идеологическое течение марксизм, которое провозгласило себя идеологией пролетариата.

Стержнем марксистской идеологии является учение о классовой борьбе, ориентация на революционные методы достижения целей: установление диктатуры пролетариата, построение бесклассового общества, создание условий для отмирания государства.

Для социалистической идеологии характерен ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на равенстве социальная справедливость, приоритет общественного над личностным, признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулирование общественных отношений.

В начале ХХ века марксизм или социализм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию (социал-реформизм).

Ленинизм (или коммунистическая идеология) сформировался в России в работах В.И.Ленина и послужил идейной основой Великой Октябрьской социалистической революции и построения социализма в СССР и других странах. На основе ленинизма была ликвидирована частная собственность, проведены обобществление производства, коллективизация села, замена рыночных отношений всеобъемлющим государственным планированием.

Развитием коммунистической идеологии в ХХ веке занимались И.В.Сталин, А.Грамши, Мао-Цзедун, Ким Ир-сен.

Однако эта система оказалась не эффективной и прекратила существование в нашей стране в начале 90-х гг. Но, несмотря на поражение, коммунистическая идеология сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в постсоветском обществе. Это обусловлено притягательностью идей социального равенства, справедливости, гарантий со стороны государства на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье.

Второе направление социалистической идеологии – социал-реформизм восходит своим началом к работам Э.Бернштейна, К.Каутского. Социал-демократическая идеология формируется на почве переосмысления марксизма, отказа от его революционно-насильственных установок и утверждения ценностей гуманизма и демократии. В основе социал-демократизма лежит доктрина «демократического социализма», или «социализма с человеческим лицом». С точки зрения социал-демократов, социализм – это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь. Этот процесс не имеет ограничителей и длится вечно. В основе такого понимания социализма лежит формула Э.Бернштейна «движение все, цель – ничто».

Социал-демократы выступают за приоритет мирных, эволюционных средств достижения равенства и социальной справедливости, постепенное реформирование буржуазного общества, сглаживание социально-экономических противоречий. Реализацию этих установок они связывают с активным государственным вмешательством в экономику, перераспределением доходов в пользу неимущих, развитием государственного сектора экономики.

Социал-демократы выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики, отдавая приоритет рыночным отношениям.

Развитием теории социал-демократии занимались В.Брандт, Ф.Миттеран и многие другие представители социалистических и социал-демократических партий.

Кроме названых идеологий существуют идеология анархизма, выступающая за ликвидацию государственной власти (развивали Бакунин, Кропоткин); идеология национализма, отстаивающая приоритет этническому перед государственным, идеология терроризма и экстремизма (Савинков, У.Ладен); религиозного фундаментализма, пытающаяся перестроить общество на основе религиозной идеологии (Хомейни, Омар), идеология ненасилия, выступающая за ненасильственные пути решения политических проблем (Ганди, М.Л.Кинг).

Лекция 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Основные вопросы

1. Политическая власть: сущность и свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: