Понятийное словесно – логическое мышление формируется в процессе практики и опыта. Важную роль в процессе формирования этого вида мышление играет школьное обучение

Основная единица – понятие

У взрослого человека представлены все три формы мышления, наиболее развита словесно-логическая.

Развитие мышления в онтогенезе:

В процессе развития мышления в онтогенезе мышление проходит стадии:

допонятийное мышление (мышление, при котором оперирование понятиями носит случайный, неосознанный характер. На этой стадии мышления отражение действительности характеризуется конкретностью и непосредственностью)

Свойства:

эгоцентризм (ребенку трудно абстрагироваться от субъективных отношений)

сенкритизм (поверхностные признаки, не отражающие сущности, могут объединяться в какой-то комплекс)

Допонятийное мышление в своем развитии проходит две фазы, сменяющие друг друга:

первый период – наглядно–действенное (связано с манипулированием предметами, продолжительность этого периода до 3х лет

второй период – наглядно-образное (манипулирование образами, родолжительность 2-3 года, до школьного возраста)

Эмпирические характеристики допонятийного мышления (по Пиаже):

эгоцентризм (ребенок воспринимает ситуации только со своей позиции)

несогласованность объема и содержания в предпонятийных структурах

трансдуктивный характер связи (от частного к частному)

синкретизм и господство соединительных конструкций (предмет осмысливается по несущественному признаку)

несогласованность инвариантных и вариантных компонентов.

неполнота необратимости операции. (а+в=с; а=с-в., маленькие дети этого не понимают)

нечувствительность к логическому противоречию и переносному смыслу

понятийное мышление (ведущий вид мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Начинает формироваться этот вид в мышления в 7 лет. Предполагает словесно – логическое мышление.)

понятие (единица мышления, выражающая общие и наиболее существенные признаки предметов)

Допонятийное мышление Понятийное мышление

Эгоцентризм – помещение себя в точку отсчета, вследствие этого носитель мысли выпадает из сферы отображения Перецентрация – возможность изменять точку отсчета + интеллектуальная децентрация – научных подход, сознательный уход от фиксированной точки отсчета, в следствии чего человек может посмотреть на ситуацию глазами другого человека
Синкритизм – тенденция связывать между собой разнородные явления + преобладание соединительных конструкций Иерархизованность + преобладание конструкций подчинения – причинно-следственные связи, родовидовые отношения
Трансдуктивный характер связей – движение мысли от частного в частному. Индуктивно-дедуктивый характер связей – от частного к общему, от общего к частному
Несовпадение объема и содержания понятий (пример с цветами) Полное совпадение
Неполнота обратимости операций Сформированность ансамблей обратимых операций: анализ-синтез, обобщение-конкретизация
Нечувствительность к логическому противоречию и переносному смыслу Высший уровень и полнота понимания
Несогласованность инвариантных и вариативных компонентов Адекватное соотношение инвариантных и вариативных компонентов

Развитие мышление мышления в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже:

Стадии:

первая стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 лет. Врожденная двигательная основа, обеспечивающая развитие мышления)

упражнения рефлексов (до одного месяца).

Новая информация уподобляется врожденным схемам. Процесс называет ассимиляция.

стадия первичных круговых рефлексов (от одного до двух месяцев).

Схемы приспосабливаются к новой информации, происходит процесс аккомодации. Возникает связь слуха и зрения, но только тогда, когда объект в поле зрения.

стадия вторичных круговых движений (до 8 месяцев).

Происходит координация различных схем. Моторная активность связана с внешними предметами.

координация вторичных схем (от 8 месяцев до 2 лет.

Происходит координация цели и средства деятельности.

вторая стадия (стадия дооперационального мышления, от 2 до 8 лет. Ребенок начинает пользоваться языком для сообщений. Мышление конкретное и непосредственное.)

третья стадия (период конкретных операций – от 7 до 12 лет. Ребенок постигает объективные отношения между предметами, начинает мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам с учетом иерархий классов)

четвертая стадия (период формальных операций. 12 лет и старше. Возможность анализировать решение конкретной задачи как конкретного так и абстрактного содержания. Возможность рассуждать по аналогии и мыслить метафорически)

В процессе онтогенетического развития происходит постепенный переход от допонятийного мышления к понятийному и от эгоцентризма к децентрации.

Для преодоления эгоцентризма мышления необходимо 2 условия:

осознавание себя в качестве субъекта и отделение субъекта от объекта

координация своей собственной точки зрения с другими (развитие знаний о себе у ребенка возникает в процессе социального взаимодействия)

отношение принуждения

отношение коопераций между детьми

Три уровня, на которых осуществляет децентрация (процесс преодоления эгоцентризма мышления):

предпосылки децентрации (на уровне сенсомоторного интеллекта – к 2м годам)

дооперациональная стадия (имеет места недостаток различия между собственной и другой точкой зрения, но на этой стадии ребенок строит межличностные отношения в форме коопераций., что является предпосылкой к преодолению эгоцентризма. До 7 лет)

к 11-14 годам развитие децентрации.

Методики для диагностики мышления: исключение лишнего, простые аналогии (формировать словосочетания по аналогии),сложные аналогии(необходимо устанавливать тип логической связи),классификации,отнесение фраз к пословицам, методика пиктограмм.

Речь

Язык – это система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления.

Язык – это общественно необходимое исторически обусловленное явление.

Язык – это система условных знаков, воспринимаемых человеком как имеющих определенный смысл.

Язык предполагает не обязательно вербальное общение.

Речь – это исторически сложившаяся форма людей посредством языка.

Общение – это взаимодействие двух или более людей состоящее в обмене между ними информацией. (Информацией познавательного или аффективно-оценочного характера).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: