Требования к организации и его этапы

Тема 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

По принципу отношения личности и общества

По развитию

Возрастная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.

Специальная психология изучает отклонения в развитии психики.

Патопсихологияисследует отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Олигофренопсихологияизучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.

Сурдопсихологияисследует психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты.

Тифлопсихологияизучает психологию развития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни.

Зоопсихологияизучает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Этологияисследует врожденные механизмы поведения животных.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах, социально-психологические явления в малых группах, социально-психологические проявления личности человека.

Психология личности изучает психологические особенности личности.

План Психологическое исследование: требования к организации и его этапы Классификация методов исследования Характеристика основных эмпирических методов психологии

Владение методами изучения психологии учащегося является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности педагога. Педагог, осуществляя учебно-воспитательный процесс, должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индивидуально-психологические особенности личности учащегося, цели его действий и поступков, скрытые мотивы поведения. На изучении этих характеристик педагог сосредоточивает свои усилия в зависимости от конкретных задач обучения и воспитания.

Психологическое исследование:

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности выступает научное исследование. Психологическое исследование - это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

1. Планирование исследованияподразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

1. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.

3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования идолжен обеспечивать их качественную однородность.

5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной.

6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных[6].

Психологическое исследование включает ряд обязательных этапов (рис. 7)[7].


Рис. 7. Основные этапы психологического исследования

Классификация методов исследования

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

В психологии выделяют четыре группы методов (рис. 8)[8].


Рис. 8. Классификация методов психологического исследования

Б.Г. Ананьева

1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный методпредполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.

2. Эмпирические методы. Это прежде всего наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод (рис. 9).

 
 


Рис. 9. Основные эмпирические методы психологии

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный(статистический) и качественный(дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный(выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: