Контроль качества

Рис. 2.1. Иерархия потребностей человека (по Маслоу)

Мотивация работников может предусматривать проведение самых разных мероприятий: повышение зарплаты и выплату премий, защита от ухудшения материального положения, улучшение условий работы, социальные контакты, распространение акций предприятия среди работников, присвоение почетных званий, повышение статуса, продвижение по службе, предоставление более интересной работы, возможность получения образования и занятия научной деятельностью, свободное распределение рабочего времени и многое другое.

Для получения желаемого эффекта от мотивации необходимо не только представлять себе общую характеристику персонала, но и хорошо знать личные цели и стремления каждого работника.

В настоящее время в СНГ основой мотивации, без сомнения, является уровень заработной платы и удовлетворение социальных потребностей. Тем не менее, даже в нынешних условиях нельзя забывать и о более высоких уровнях мотивации – об открытом и гласном признании достижений конкретных работников, о предоставлении возможностей для их самовыражения. В зависимости от контингента работников в качестве мотивации может в той или иной форме использоваться так называемый партисипативный метод управления, заключающийся в привлечении работников к активному участию в управлении предприятием.

Важной особенностью работы по мотивации персонала на предприятиях является необходимость тесного взаимодействия с профсоюзами и юридической службой.

Учитывая большое значение качества для экономики в целом, в ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется на государственном уровне путем присуждения премий по качеству.

Контроль качества – одна из основных функций в процессе управления качеством. Это также наиболее объемная функция по применяемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знания. Значение контроля качества заключается в том, что он позволяет установить соответствие продукции заданным требованиям или выявить допущенные отступления, чтобы исправить их перед поставкой продукции заказчику.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000 контроль – процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой.

В свою очередь ГОСТ Р ИСО 9000 дает следующие определения терминов, используемых при идентификации понятия «контроль»:

Процесс измерения – совокупность операций для установления значения величины.

Испытание – определение одной или нескольких характеристик согласно установленной процедуре.

Калибровка (наряду с юстировкой, ремонтом и последующей перекалибровкой) – одна из операций, необходимых для метрологического подтверждения пригодности измерительного средства.

Метрологическое подтверждение пригодности – совокупность операций, необходимая для того, чтобы обеспечить соответствие измерительного оборудования требованиям, отвечающим его назначению.

В машиностроении используют большое число различных методов контроля. Они могут быть классифицированы:

- по этапу производства (на складах отдела снабжения, в заготовительных, механических и механосборочных цехах, в цехах общей сборки, в испытательных подразделениях);

- по стадии проектирования и изготовления на каждом из этапов производства (контроль проектирования, входной контроль материалов и комплектующих изделий, контроль состояния технологического оборудования, операционный контроль при изготовлении, приемочный контроль готовой продукции, контроль монтажа, а в некоторых случаях и при эксплуатации изделия);

- по объектам контроля (параметров пространства и времени, в том числе линейных размеров, расположения и формы поверхностей, их шероховатости, комплексный контроль геометрических параметров резьбовых, зубчатых и других поверхностей; механических, электрических, магнитных, тепловых, акустических, световых, электромагнитных, оптических, периодических величин, ионизирующих излучений, технического состояния, функционирования, работоспособности, надежности и др.);

- по объему охвата контролируемой продукции (сплошной или выборочный либо статистический контроль);

- по степени изменения состояния объекта при изучении его физико-механических свойств (разрушающий, неразрушающий);

- по виду неразрушающего контроля (акустический, ультразвуковой, вихре-токовый, магнитный, оптический, радиационный, радиоволновой, тепловой, электрический, рентгенографический, проникающими веществами и др.);

- по виду разрушающего контроля (испытания на растяжение-сжатие, на удар, усталостные испытания, исследования износостойкости, твердости и др.).

Контроль на производстве могут осуществлять как контролеры ОТК (особенно при необходимости использования сложного оборудования и больших затрат времени), так и сами исполнители. При внедрении СМК на базе стандартов серии ИСО 9000 с использованием элементов TQM все большие объемы контроля выполняют исполнители работ. Информация о методах, средствах, исполнителях и результатах контроля должна быть документирована. Это позволяет при необходимости в любой момент времени после изготовления продукции определить, кто изготовил, проконтролировал и принял решение о выпуске продукции (как изделия в целом, так и всех его комплектующих). Это необходимо как для совершенствования СМК, так и для конкретизации ответственности в случае появления брака.

В случае выявления неисправимых дефектов при производстве несоответствующая продукция должна быть изолирована, а информацию о дефектах и утилизации несоответствующей продукции необходимо задокументировать в соответствии с требованиями специальной процедуры «Управление несоответствующей продукцией». Это одна из 6 документированных процедур, предусмотренных в СМК (ГОСТ Р ИСО 9001).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: