Попытки трансформации СССР. С 1990 г. в СССР начался «парад суверенитетов».
Декларации о суверенитете приняли большинство республик. В этот процесс внесла свою лепту
и Россия. 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день – национальный праздник Российской Федерации. Декларацией закреплялся приоритет республиканских законов над союзными.
Лидеры национальных движений активно пропагандировали идеи о том, что процветание возможно лишь в результате независимости и выхода из Советского Союза. В этих условиях руководство страны приняло решение о начале разработки нового союзного договора,
который должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром. Было ясно, что в рамках старых отношений, определенных союзным договором 1922 г., существование Союза ССР невозможно.
24 июля 1990 г. был опубликован проект нового Союзного договора. Он был пронизан идеей перехода к рынку и отказа от централизованного планирования, расширял права союзных республик, заменял существующие центральные структуры власти и вертикальные связи прямыми горизонтальными отношениями между республиками без посредничества центра. Тем
самым делалась попытка предотвратить распад СССР.
Летом и осенью 1990 г. происходило усиление центробежных тенденций в СССР. В Грузии на выборах победили националисты, и парламент под руководством Гамсахурдиа одобрил программу перехода «к суверенной и полностью независимой Грузии». 6 октября 1990 г. в Москве прошли переговоры с литовским руководством о достижении независимости. Сепаратистские настроения в национальных регионах, прежде всего в Прибалтике, энергично поддерживались российским руководством.
23 ноября 1990 г. республикам был представлен очередной вариант Союзного договора.
Грузия и Прибалтийские республики отказались его обсуждать. Было предложено новое название Союза (Союз Советских Суверенных Республик), но в нём господство центра над республиками и регионами сохранялось.
IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за преобразование СССР в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях:
равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность.
Альтернативная центру модель нового союза, крайнее обострение отношений российского и союзного руководства сыграли свою роль в подготовке нового проекта договора.
Но конфликты между республиками и центром продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принимала законы, направленные на правовое оформление независимости. Политический ультиматум М.С. Горбачёва и попытка военно-силовым давлением на местные власти вернуть под контроль Прибалтику привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек.
Действия центральных властей вызвали обратную реакцию: против М.С. Горбачёва выступили объединённым фронтом российская и региональная демократические оппозиции.
В отставку, в знак протеста против нового курса правительства, подали такие сподвижники Горбачева, как А. Яковлев, Е. Примаков, Л. Абалкин.
Для обеспечения мандата на сохранение Союза 17 марта 1991 г. в СССР был проведен референдум, на котором большинство граждан страны (76,4 %) высказались за сохранение обновленного Союза. Шесть республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдавия) бойкотировали референдум. Жители России поддержали решение парламента о необходимости введения поста Президента РСФСР (70 % проголосовали «за»). Выборы первого Президента России состоялись 12 июня 1991 г., победил Б.Н. Ельцин, получивший 57,3 % голосов.
В подмосковной резиденции Новоогарево в апреле 1991 г. начались консультации М.С. Горбачёва и руководителей союзных республик об условиях сохранения СССР («Заявление9+1). Они проходили очень трудно. Проект Союзного договора выявил разногласия: руководители одних республик хотели конфедерацию, а другие – федерацию. Была достигнута
договорённость о принципах нового союзного договора и создана комиссия по его подготовке. Ценой серьёзных уступок М.С. Горбачёва лидерам республик к концу июля 1991 г. был подготовлен текст нового Союзного договора, содержание которого носило противоречивый характер. Объединение республик в новом Союзе Суверенных Государств предполагалось на конфедеративной основе. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г., но оно не состоялось.
Августовский путч 1991 года. Консервативная часть высшего партийно-государственного руководства восприняла возможность подписания нового Союзного договора как угрозу существованию единого государства и себе лично, так как имелась информация о кадровых изменениях после 20 августа 1991 г.
19–21 августа 1991 г. была совершена попытка государственного переворота. В отсутствие М.С. Горбачёва (отдыхал в Крыму) 19 августа был учреждён Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП) под председательством вице-президента Г.И. Янаева. ГКЧП фактически отстранил М.С. Горбачёва от выполнения президентских функций, блокируя его в резиденции Форос.
ГКЧП объявил о следующих мерах:
– введение чрезвычайного положения в ряде районов СССР;
– расформирование структур власти, противоречащих Конституции СССР;
– приостановка деятельности оппозиционных партий;
– запрет митингов и демонстраций;
– проведение экономических реформ.
Заявления ГКЧП были подкреплены вводом войск в ряд населённых пунктов, в том числе в Москву. На этом активные действия ГКЧП прекратились, и инициатива стала переходить к оппозиции, организовавшей митинги в Москве и Ленинграде.
Руководство РСФСР расценило действия ГКЧП как государственный переворот и объявило их незаконными. Заговорщики бездействовали. 21 августа 1991 г. депутатская группа во главе с вице-президентом России А.В. Руцким вылетела в Крым и освободила М.С. Горбачёва из изоляции. Президент СССР вернулся в Москву, а лидеры ГКЧП были арестованы.
Причины провала августовского путча:
1) недооценка ГКЧП демократических сил страны;
2) решительность действий Б.Н. Ельцина и его сторонников;
3) переоценка степени готовности к участию в перевороте.
После подавления путча процесс распада СССР принимает необратимый характер.
Попытки М.С. Горбачева вновь взять управление в стране в свои руки наталкиваются на сопротивление руководителей республик. Высший орган власти – Съезд народных депутатов СССР – 5 сентября 1991 г. объявил о самороспуске и передаче властных полномочий Госсовету в составе руководителей республик. М.С. Горбачёв как глава единого государства стал лишним.
Пытаясь реанимировать союзный договор, Горбачёв согласился на серьёзные уступки со стороны центра в пользу республик, признал независимость трёх прибалтийских республик (6 сентября 1991 г.) и предпринял попытку создания нового демократического союзного правительства, куда пригласил известных демократов Э.А. Шеварднадзе, В.В.Бакатина и др. В сентябре продолжалась разработка нового
договора об образовании конфедеративного Союза вместо СССР.
8 декабря 1991 г. лидеры России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук), и Белоруссии (Шушкевич) объявили о создании Содружества Независимых Государств (СНГ ) и прекращении деятельности СССР.
21 декабря к СНГ присоединились руководители еще восьми республик (Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана). Прибалтийские республики и Грузия, приветствовав распад СССР, войти в СНГ отказались. После декабрьского переворота и прихода к власти Э.А. Шеварднадзе Грузия вступила в СНГ.
25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев подал в отставку с поста президента СССР.
Был ли такой итог неизбежным и закономерным?
Существуют разные ответы на этот вопрос. Проблема причин распада СССР остается дискуссионной. Рассмотрим лишь некоторые причины:
1. Зарождение национального сепаратизма и регионального экономического изоляционизма вследствие неэффективности советской экономической системы и неудачи экономических реформ в период перестройки.
2. Кризис коммунистической идеологии, ослабление роли КПСС и последующая ликвидация тоталитарной системы и партийно-политической монополии на власть, составляющих основу СССР.
3. Борьба за власть между центральными, национально-региональными политическими элитами.
4. Отсутствие разумного баланса в полномочиях центра и национальных республик. Диктат центральной власти в отношении национально-государственных образований.
Таким образом, распад СССР и образование СНГ были скорее закономерностью, а не случайностью развития. Менее вероятным был процесс трансформации СССР в ССР (Союз Суверенных Республик, конфедеративное образование), защищаемый тогда Горбачёвым.