Учебная конференция

Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов с максимумом самостоятельности, активности, ини­циативы последних. Конференция, как правило, проводится с не­сколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепле­ние и совершенствование знаний. Обычно конференции в учеб­ном процессе применятся редко, однако следует помнить о боль­ших воспитательных возможностях этой формы обучения. Она дает широкие возможности студентам для самовыражения. Через систему общения и организацию коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, шлифуются ее позиции, убеждения, профессиональное мышление.

При подготовке и в процессе проведения конференции ак­цент делают на всемерное развитие самостоятельности студен­тов, подготовку их к самообразованию. Этого достигают двойной целенаправленностью учебно-познавательной деятельности сту­дентов:

а) самостоятельным добыванием новых знаний из разных ис­точников;

б) самостоятельным применением уже имеющихся знаний в новых условиях учебной деятельности.

Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, раскрывающих в совокупности выбранную тему. В практике используются тематические конференции, за­ключительные, обзорные.

Главное в конференции — свободное, откровенное обсужде­ние проблемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференции сходна с методикой проведения семи­наров. Требования к подготовке рефератов и докладов для кон­ференции значительно выше, чем для семинаров, так как их ис­пользуют как средство формирования у студентов опыта творче­ской деятельности и предусматривают нарастание трудностей в самом содержании заданий.

Учебные конференции в педагогических училищах прово­дятся также в связи с организацией производственной практики. Например, для организации непосредственной подготовки к ней, цель вводной учебной конференции дать нравственную зарядку студентам, мобилизовать их на активную производственную и общественную работу. Студентов знакомят с задачами, содержа­нием и организацией практики. Особое внимание обращают на трудности, которые могут возникнуть в ходе практики.

На заключительной конференции подводят итоги практики, анализируют учебно-педагогическую работу студентов, характе­ризуют лучший опыт. В своих выступлениях студенты должны показать глубокие знания теории и практики, подготовленность к решению производственных задач, умение профессионально мыслить, самостоятельно оценивать факты и явления.

На заключительной конференции желательно приглашать студентов младших курсов. Их ознакомление с работой практи­кантов способствует воспитанию положительного отношения к приобретаемой специальности, стимулирует активную учебную работу по освоению теоретических предметов.

3. Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа - планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве пре­подавателя, но без его непосредственного участия. Самостоя­тельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимо планирование и контроль со стороны преподавателей.

Преподаватель высшей школы лишь организует познава­тельную деятельность студентов. Студент сам осуществляет по­знание. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной дея­тельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значе­ние: она формирует самостоятельность не только как совокуп­ность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специа­листа. Поэтому в вузе тщательно отбирается материал для само­стоятельной работы студентов под руководством преподавателя. Ее формы различны: подготовка к лекциям, семинарам, лабора­торным работам, зачетам, экзаменам; выполнение рефератов, курсовых работ, дипломных проектов. Самостоятельная работа углубляет и расширяет знания, фор­мирует интерес к познавательной деятельности, развивает позна­вательные способности. Все виды занятий в вузе обуславливают различные формы самостоятельной работы.

На лекциях преподаватель рекомендует студентам литерату­ру, разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками. Особые возможности имеются у вводных и установочных лек­ций, на которых раскрывается проблематика темы, логика овла­дения ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельного изучения.

Семинарские и лабораторные занятия позволяют совершен­ствовать профессиональные умения, навыки, помогают составле­нию планов, тезисов, аннотаций.

Курсовые и дипломные проекты требуют анализа проблем­ной ситуации, получения новой информации, выбора средств и методов решения поставленных задач.

Успешность выполнения самостоятельной работы зависит от использования опорных дидактических материалов, которые раз­рабатываются кафедрами:

- система заданий для самостоятельной работы;

- темы рефератов и докладов;

- методические указания к выполнению лабораторных работ: тематика курсовых и дипломных работ;

- списки обязательной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер, в связи с чем можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания.

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм выполнения работы студентом.

4. Определение форм отчетности и сроков ее представления.

5. Консультативная помощь преподавателя.

6. Виды и формы контроля (контрольная работа, тест, семи­нар, коллоквиум).

7. Оценочный компонент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: