Введение. Стиль педагогического общения преподавателя и студентов

Стиль педагогического общения преподавателя и студентов

Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии

Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям.

«КИНОРЕЖИССЕРЫ»

Чтобы добиться успеха, преподаватель должен в определенной степени обладать следующими знаниями, умениями и способностями:

1.Быть образованным, эрудированным в различных областях психологических знаний, а также в других науках.

2.Хорошо знать преподаваемый предмет.

3.Уметь самостоятельно подбирать учебный материал.

4.Определять оптимальные средства и эффективные методы обучения.

5.Уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение.

6.Уметь создать мотивацию для усвоения учебного материала.

7.Обладать требовательностью к знаниям и умениям студентов.

8.Обладать коммуникативными и организаторскими способностями и педагогическим тактом.

9.Владеть логикой и иметь хороший словарный запас.

10.Владеть выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями.

11.Быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности.

Конечно, дефицит определенных умений и качеств не является противопоказанием для преподавательской деятельности. Существуют разные индивидуальные стили преподавания. Например, у одного преподавателя могут быть ярко выражены артистические и ораторские способности, у другого – способность к логическому и систематическому изложению учебного материала.

В профессиональной деятельности преподавателя значительное время отводится самостоятельной работе, включающей в себя: систематическую подготовку к каждому учебному занятию; по­стоянную работу с новинками учебной литературы, извлечение из них нового, требующего практической проверки и примене­ния; изучение опыта коллег и заимствование всего лучшего, по­лезного, действительно необходимого; отказ от стереотипов в своем труде; выработку индивидуальных приемов (постановка голоса, техника речи, грамматическая правильность, дикция, ин­тонация сила звука и т.п.); саморегуляцию физического и психо­логического состояния.

У преподавателя в процессе его педагогической деятельности обычно вырабатывается определенная совокупность относительно устойчивых приемов и методов взаимодействия со студентами. Она называется стилем педагогического общения.

Для преподавателя с авторитарным стилем общения характерно то, что он занимает директивную позицию, оставляя студентам роль пассивных исполнителей в учебном процессе. Четкость инструкций и заданий, своевременный контроль их выполнения являются хорошими организующими факторами учебной деятельности. Однако часто недостаточно обосновывается необходимость тех или иных заданий в рамках общих целей учебной деятельности. Недооценивается положительное значение таких качеств как осознанность, самостоятельность и инициативность. Студент для такого преподавателя – объект обучения. К учащимся предъявляется высокий уровень требований, однако преподавателю часто недостает уважения к их личности. Авторитарный преподаватель некритичен по отношению к своей педагогической деятельности и не умеет признавать свои ошибки.

Для преподавателя с демократическим стилем общения характерно то, что, проявляя активность и инициативность, он в то же время дает студентам возможность для проявления собственной активности в учебном процессе. Такой преподаватель аргументирует значение отдельных заданий в рамках общих целей учебного курса. В организации учебных занятий опирается на специфику потребностей и возможностей студентов. Студент – субъект учебной деятельности. Требовательность сочетается с уважением к личности, при этом сохраняются равные общие требования для всех студентов. Акцент делает на организации содержательной и целесообразной учебной деятельности, а не на отметках. Способен к объективной критике собственной деятельности, умеет признавать допущенные ошибки и исправлять их, не теряя при этом собственного достоинства.

Для преподавателя с либеральным стилем общения характерно то, что он занимает довольно пассивную и попустительскую позицию в организации учебных занятий, является недостаточно требовательным. На занятиях часто ощущается недостаток организующей функции преподавателя. В результате имеет место анархия в организации учебных занятий или проявляет недостаточно целесообразную аргументацию. Характерны ситуативность и непоследовательность в оценках студентов, часто имеет место необъективность. Склонен к учету индивидуальности студента и пониманию его особых обстоятельств и, соответственно, чрезмерному снижению требовательности к нему. Проявления самокритичности имеют ситуативный характер; признает свои ошибки, однако обычно не исправляет их.

Представленную выше характеристику стилей следует рассматривать только как схему признаков, описывающих типичные способы педагогического общения. Доминирование одного из стилей может иметь место. В то же время один и тот же преподаватель в разных педагогических ситуациях и по отношению к разным студентам может демонстрировать элементы разных стилей.

Сказать однозначно, какой из рассмотренных стилей является оптимальным, довольно трудно. Предпочтение того или иного стиля зависит от многих факторов: от возраста учащихся; от типа учебного заведения; от особенностей данного класса; от особенностей учебной ситуации. Поэтому гибкость в организации педагогического общения является важной характеристикой педагогического мастерства преподавателя.

Вопросы: Место предмета в системе экономических знаний в условиях рыночных отношений, его содержание, связь с другими предметами. Значение и задачи курса в системе подготовки специалистов со средним специальным образованием. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь. Ключевые понятия курса.

Становление рыночной экономики в Республике Беларусь вносит существенные изменения в механизм хозяйственной деятельности. На первый план выдвигаются проблемы макроэкономической стабилизации и создания условий для возобновления экономического роста, постоянно идут поиски и ведется разработка перспективных направлений развития экономики. Значительно расширилась правовая основа экономических преобразований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: