Дивизиональная (отделенческая) структура управления

Впервые такой тип структуры управления был применен в США в конце 20-х годов XX в. в автомобильной промышленности и в производстве потребительских товаров. С 60-х годов широко используется в Европе.

Причины появления дивизиональных структур управления:

1.Крупные фирмы, имеющие функциональную организационную структуру, достигли предела своего развития. При их дальнейшем расширении появлялись серьезные проблемы в управлении: очень большое количество уровней управления; огромное количество подразделений, подчиненных одному руководителю.

2.Расширение географических рынков, выход на международную арену большого количества фирм.

3.Усиление диверсификации большого количества крупных фирм.

Управление крупными фирмами, состоящими из множества самостоятельных и полусамостоятельных подразделений, происходит с помощью дивизиональной структуры, основным звеном которой является отделение. Отделение представляет собой обособленную группу предприятий, сбытовых организаций, исследовательских центров и т. п., работа которых подчинена достижению цели организации. В США с 1950—1960-х гг. отделения стали получать статус центров прибыли, как правило, самостоятельных в юридическом и хозяйственном отношении. Они распоряжаются ресурсами, заключают коммерческие сделки, разрабатывают производственные программы для объединяемых хозяйственных единиц, управляют их текущей деятельностью (созданием и внедрением новой продукции, ее сбытом, подбором и расстановкой кадров, определением цен на отдельные товары), осуществляют финансовый контроль, содействуют развитию. В то же время в стратегических вопросах их свобода ограничена. Они, например, не разрабатывают долгосрочные планы (лишь представляет необходимую для этого информацию), без согласования с высшим руководством осуществляют инвестиции лишь в ограниченных пределах, несут перед ним полную ответственность за результаты своей деятельности. На базе отдельных предприятий с 1970-х гг стали создаваться суботделения, осуществляющие управление производством и сбытом продукции ограниченной номенклатуры. Находясь ближе всех к потребителям, лучше зная спрос, они могут быстрее и эффективнее к нему приспособиться. Для этого они наделяются ограниченной хозяйственной самостоятельностью, получая статус центров издержек производства (его могут иметь также отдельные цехи и участки). В свою очередь, в наиболее крупных фирмах, значительная часть деятельности которых осуществляется за рубежом, от 4 до 10 отделений объединяются в группы, называемые суперотделениями. Суперотделения непосредственно подчиняются руководству корпорации и выступают как связующее звено между ним и отделениями. Исходя из общефирменных интересов и стратегии они координируют и контролируют совместное использование отделениями научно-технического, производственного, финансового и другого потенциала в процессе разработки, производства, реализации и технического обслуживания продукции, осуществляют долго срочное планирование и стимулирование НИР.

Обычно руководство суперотделением осуществляет старший вице-президент или вице-президент-распорядитель, в подчинении которого находятся штабные подразделения (научные, плановые, контрольные, кадровые и проч.), выделенные из аппарата высшего уровня. Во главе дивизиональной структуры управления корпорацией находятся штаб-квартира и офис главного руководителя, которые выполняют функции стратегического центра. В штаб-квартире сосредоточены общекорпоративные службы, осуществляющие такие функции, как маркетинг, прогнозирование, планирование, учет, контроль, развитие НИР, обеспечение связей между подразделениями, координация их стратегической деятельности, оказание необходимой помощи и консультаций. К ним сегодня прибавились: развитие корпорации и системы управления ею, планирование процессов централизации и децентрализации и др.

В соответствии с дивизиональной структурой управления организация делится на крупные полуавтономные элементы и блоки (отделения):

• по видам товаров или услуг (продуктовая структура управления);

• по группам покупателей, рынкам (рыночная структура управления);

• по географическим регионам (региональная и глобальная структуры управления).

Здесь в качестве основного структурного элемента выделяется не функциональная служба, а полностью автономное в хозяйственном отношении производственное отделение, выпускающее определенный вид продукции. На эти отделения возлагается вся ответственность за разработку, производство, сбыт более или менее однородной продукции. В них формируются и аппарат управления, и производственные подразделения.

Этот подход способствует повышению гибкости производства и оперативности в управлении. Однако этот подход неизбежно приводит к дублированию функций управления в каждом отделении.

Организационная структура может строиться исходя из ориентации на потребителя в том случае, если группы потребителей значительно различаются.

Например, издательство может иметь следующие подразделения:

•литература для взрослых;

•юношеская литература;

•детская литература.

Региональная (географическая) структура используется, если деятельность организации охватывает большие географические территории. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных со спецификой местного законодательства, обычаями и нуждами потребителей.

Все службы объединены в группы и подчиняются соответствующим вице-президентам, что обеспечивает единство их действий. Рост масштабов и диверсификация производства, территориальная раздробленность, стремительные изменения ситуации на рынке требуют децентрализации таких служб, уменьшения их числа и передачи части их функций отделениям и суперотделениям. Офис главного руководителя является организационной формой, в которой функционируют высшие органы фирмы — совет директоров и правление. Здесь прежде всего разрабатываются политика и стратегия организации, осуществляются контроль над прибыльностью и финансами, руководство стратегическими ресурсами. Сегодня в крупных корпорациях создаются стратегические хозяйственные центры (СХЦ). СХЦ несут ответственность за выработку стратегических позиций фирмы и развитие стратегических зон хозяйствования-(СЗХ), объединяющих несколько стратегических хозяйствующих единиц (СХЕ), которые могут быть предприятиями или отдельными подразделениями.

Все стратегические центры одной компании практически независимы и, ориентируясь на получение прибыли, самостоятельно определяют рыночную нишу, стратегию развития производства, сбыта и проч. СХЦ осуществляют планирование и реализацию крупных дорогостоящих производственно-сбытовых программ, обеспечивают стратегическую направленность научных исследований, разработок, освоение новых технологий, видов продукции, рынков ресурсов. При этом они обладают гораздо более широкими полномочиями и прочными связями, а поэтому эффективнее, чем обычные проектные и программно-целевые структуры.

Описанную идеальную модель СХЦ ни одной компании реализовать не удалось. Сложность их выделения, даже несмотря на наличие четких критериев, приводила к субъективизму, а планирование оставалось формализованным. Сегодня многие фирмы превращаются в глобальные корпорации, не имеющие, по существу, родины, распоряжающиеся огромными материальными ресурсами по всей планете, обладающие глобальной системой информации. В таких корпорациях применяются следующие типы управленческих структур:

• макропирамидальная с высокой степенью централизации принятия решений на стратегическом уровне в «нервном центре», который одновременно является главным исполнительным звеном. Эти решения зачастую игнорируют интересы не только местных властей, но и даже национальных правительств стран пребывания;

• зонтичная предполагает, что отделения фирмы в каждой стране создаются с учетом местных условий и относительно независимы от стратегического центра. Последний определяет лишь главные цели, с учетом которых те ставят и решают собственные задачи, а также оказывает им консультации;

• интергломератная включает в себя центр, осуществляющий финансовое руководство и контроль, и самостоятельные отделения, вырабатывающие и реализующие собственные производственные и рыночные стратегии. Нужно иметь в виду, что наряду с достоинствами структура управления на основе отделений имеет немалые недостатки, к которым относятся:

• отсутствие у подразделений согласованных целей и единства действий. В результате процесс управления остается плохо скоординированным;

• дублирование управленческих функций, что приводит к росту административного персонала (сегодня он уже составляет в среднем 25—30 процентов общей численности работников) и расходов на его содержание;

• излишняя сосредоточенность руководства на решении текущих хозяйственных проблем, отсутствие должного внимания к научным исследованиям и разработкам, их внедрению в практику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: