Лекция №7 11 страница

Технология обучения предполагает различные активные и творческие методы обучения, отказ от засилья фронтальных форм работы и классно-урочной системы, появление в школе новых информационных технологий, пересмотр существующей системы оценки результатов обучения. Должна быть пересмотрена система воспитания, в частности путем интеграции в образовательную систему различных форм дополнительного образования, семейного воспитания, действительных, а не мнимых форм ученического (и вообще детского) самоуправления.

"Устремленность школы в жизнь - залог обновления содержания и способов образования, открывающего путь:

от нивелировки личности к ее разностороннему развитию;

от заучивания догм к познанию и преобразованию мира;

от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству".

Заявляется необходимость децентрализации управления образованием, участия общественности в таком управлении, финансовой самостоятельности школы и, главное, приоритетного, а не остаточного финансирования образования.

Нет необходимости лишний раз указывать на преемственность всех этих идей с педагогическими концепциями ведущих российских педагогов двух последних столетий (мы выбрали в этом разделе для анализа лишь отдельные, наиболее целостные концепции; например, мы не привели положения С.Т.Шацкого о том, что на каждой стадии развития педагогу необходимо создавать максимально благоприятные условия для раскрытия духовных и физических сил и способностей ребенка, идеи В.И.Чарнолуского об автономии школ и децентрализации управления образованием и мн.др.). Ясно, что это одно и то же направление педагогической мысли, причем направление прогрессивное и в социальном, и в собственно педагогическом аспекте.

После того как основные документы ВНИКа были одобрены Всесоюзным съездом работников образования (1989 г.), был обновлен руководящий состав Министерства образования РФ (1990 г.) и на месте упраздненной Академии педагогических наук СССР возникла Российская академия образования (1991-1992 гг.), началась реализация перечисленных выше и других положений, разработанных ВНИКом. Она началась с принятия (1991 г.) знаменитого указа №1 Президента РФ, посвященного именно образованию (к сожалению, заявленная там приоритетность образования до сих пор не реализована и осталась декларацией), и Закона РФ "Об образовании" (1992 г., вторично принят с изменениями и дополнениями в:996 г.). Таким образом, была создана основная законодательная база 1ля реформы образования. Конечно, далеко не все положения, содержащиеся в документах ВНИКа, вошли в Закон "Об образовании" и выходившие в 1990-1999 гг. инструктивные документы Министерства образования.

Точно так же не все они могли за это десятилетие быть реализованы практике системы образования, тем более что многие идеи ВНИКа встретили ожесточенную критику и несогласие не только среди законодателей например, в Комитете по образованию и науке Государственной думы РФ) и представителей исполнительной ветви власти, включая некоторых ответственных сотрудников Министерства образования РФ, но и среди некоторых педагогов-практиков. Так, совсем недавно (конец 1999 г.) директор одной из московских школ дал интервью, где ставились под сомнение запрет Минобразования на конкурсный отбор учащихся в первый класс и их право самостоятельно выбирать свою образовательную траекторию. К счастью, таких директоров немного.

Что же реально вошло в жизнь современной школы? Покажем это, во-первых, на двух государственных документах, принятых за последние годы, а именно упомянутом выше Законе РФ "Об образовании" и "Национальной доктрине образования в Российской Федерации". Во-вторых, опишем сложившуюся к началу 2000 года реальную систему российского образования и обрисуем некоторые перспективы ее дальнейшего развития.

5. Прогрессивные педагогические идеи в законодательстве РФ об образовании.

Уже первая фраза Закона РФ "Об образовании" достаточно характерна: "Под образованием... понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства..." (выделено нами. - Авт.). Обратите внимание на расстановку приоритетов: на первом месте стоят интересы самого человека, на втором -интересы общества и только на третьем - интересы государства. Этим образование с самого начала определяется как личностно ориентированная общественно-государственная система.

Статья 2 Закона описывает принципы государственной политики в области образования. Это: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, культурных региональных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Другая важнейшая статья Закона - это статья 14, называющаяся "Общие требования к содержанию образования".

Она открывается программным заявлением, что "содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества". Это содержание должно быть ориентировано на следующие цели (снова следует обратить внимание на порядок, в котором они перечислены):

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; наконец, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Далее, содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Очень важно, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении (школе, вузе и т.п.) определяется образовательной программой или образовательными программами, которую (которые) это образовательное учреждение разрабатывает, принимает и реализует самостоятельно. Участие же государственных органов ограничивается разработкой на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, примерных учебных планов и программ курсов (дисциплин). При этом образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги. Оно самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся (ст. 15); за итоговую (государственную) аттестацию отвечают государственные органы образования.

В пределах законодательства РФ, типового положения об образовательном учреждении и своего устава образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности (ст.32).

Прогрессивна, но не действует на практике статья 40, посвященная государственным гарантиям приоритетности образования. Она предусматривает ежегодное бюджетное финансирование образования в размере не менее 10% национального дохода (а высшего образования - не менее 3% расходной части федерального бюджета), освобождение образовательных учреждений (естественно, в рамках их непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом) от уплаты всех видов налогов, систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам (включая иностранных граждан), вкладывающим средства в развитие системы образования РФ, и т.д.

Родители или иные законные представители несовершеннолетних детей до получения ими основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением (ст. 52); эта статья Закона развита указом Президента РФ (1999 г.) о попечительских советах образовательных учреждений. К сожалению, в отличие от многих развитых европейских стран, в России не существуют и не предусмотрены законодательством родительские организации на уровне региона и на национальном (федеральном) уровне. Создание таких организаций (типа германского Федерального родительского совета и его отделений в отдельных землях ФРГ) могло бы обеспечить еще большее участие общественности в деятельности системы российского образования.

Подводя итоги основному содержанию Закона (ко многим не менее важным его положениям мы еще вернемся в третьем разделе настоящей статьи при описании действующей сейчас в России системы образования), можно констатировать, что идеология этого Закона органично вырастает из охарактеризованной выше российской педагогической традиции. Другой вопрос, что в силу тех или иных причин многие положения Закона оказались не обеспеченными (законодательно, в материально-финансовом отношении и пр.). Но пока этот Закон действует (кстати, неоднократно делались попытки корректировать его в сторону возврата к старой системе образования), развитие российского образования в направлении его дальнейшей демократизации и гуманизации, вообще в направлениях, одобренных в 1989 году Всесоюзным съездом работников образования, можно считать гарантированным.

Дополнением и развитием Закона РФ "Об образовании" можно считать Национальную доктрину развития образования в Российской федерации, подготовленную в 1999 году Государственной комиссией во главе с премьером В.В.Путиным, принятую в январе 2000 г. Всероссийским совещанием работников образования. Мы цитируем ее по опубликованному проекту. Она вновь устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.

Образование рассматривается доктриной как основа социально-экономического и духовного развития России. В качестве основных целей и задач образования, которые призвана обеспечить российская образовательная система, доктрина называет:

историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

разностороннее развитие детей и молодежи, формирование у них навыков самообразования, самореализацию личности;

формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношений;

систематическое обновление содержания образования, прежде всего гуманитарного и профессионального, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

непрерывность образования в течение всей жизни человека;

многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;

преемственность уровней и ступеней образования;

развитие дистанционного обучения, создание программных продуктов, реализующих информационные технологии в образовании;

академическую мобильность обучающихся;

развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью;

подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

экологическое воспитание, бережное отношение населения к природе.

В числе перечисленных далее задач государства в сфере образования отметим только некоторые, с нашей точки зрения, наиболее принципиальные. В их числе реализация конституционного права и равных стартовых возможностей граждан на получение бесплатного образования высокого качества, сохранение и развитие единого образовательного пространства России, формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства, бесплатность учебников, государственная поддержка образовательных учреждений всех форм собственности, реализация условий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами, поддержка различных форм самоорганизации детей и подростков как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций и многие другие позиции.

Естественно, что в таком государственном документе, как доктрина, акценты расставлены иначе, чем, например, в решениях Всесоюзного съезда работников образования 1989 года, отражающих позицию передовой педагогической общественности. Ведь по существу доктрина - это перечень обязательств, которые берет на себя государство перед системой образования. В то же время по своему основному содержанию Национальная доктрина образования в Российской Федерации не только не противоречит педагогическим идеям, высказывавшимся ранее и кратко описанным в настоящем разделе, но и углубляет те тенденции, которые характерны для отечественного образования и отражены, в частности, в Законе РФ "Об образовании".

Перейдем к описанию системы образования в современной России, как она сложилась к началу 2000 года, и характеристике основных направлений ее дальнейшего развития, отраженных в доктрине и в некоторых других документах.

6. Что такое образование.

Как мы уже говорили, в Законе РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Он сопровождается констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Обратим, однако, внимание на то, что это определение сопровождается оговоркой: "...в настоящем Законе понимается..." Близкое, хотя и более широкое определение дается Российской педагогической энциклопедией: "...процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества" (Т. 2, 1999, с.62).

7. Уровни и виды образования в современной России.

Прежде всего необходимо разделить общее и профессиональное образование. Общее образование предполагает такое содержание образования, которое является единым для всех учащихся независимо от их будущей профессии. Профессиональное же образование ориентировано по содержанию как раз на потребности, содержание и условия той или иной профессиональной деятельности. Естественно, в содержание институционального профессионального образования обязательно входит и общеобразовательный компонент. Так, учащийся любого учреждения среднего профессионального образования одновременно с профессиональным получает и полноценное общее образование; даже в учебном плане вуза независимо от его профиля обязательно присутствуют общеобразовательные дисциплины (философия, экономика, право, педагогика, психология, иностранный язык и др.). В Законе об образовании введено понятие общеобразовательных и профессиональных образовательных программ; согласно Закону, именно эти образовательные программы вместе с образовательными стандартами (см. ниже), сетью реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и конституируют систему образования РФ.

По уровню общее образование в РФ делится на дошкольное, начальное, основное общее, среднее полное (общее) образование. Наряду с ним (параллельно) существуют начальное и среднее профессиональное образование. Следующая ступень, доступ к которой открыт получившим как среднее общее, так и среднее профессиональное образование, - это высшее профессиональное образование. За ним может следовать послевузовское профессиональное образование (например, аспирантура или докторантура).

Факультативные виды образования (необязательные предметы в школе, внешкольные кружки по интересам, курсы и кружки для взрослых, учреждения, обеспечивающие повышение профессиональной квалификации) объединяются понятием дополнительного образования.

В российской системе образования существуют следующие виды образовательных учреждений.

Дошкольные учреждения (ясли, детские сады). Они, однако, не охватывают всех детей дошкольного возраста - по данным 1995 года, их посещает около 45% детей. Поэтому основная ответственность на этом возрастном этапе ложится на семейное воспитание и обучение.

Школы, т.е. образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего или полного общего образования. Под общим названием "школа" здесь объединены не только собственно школы, но и гимназии, прогимназии, лицеи и мн.др. В настоящее время (1997/98 уч.год) в России 67,9 тыс. школ, в том числе 16,4 тыс. начальных, 13,4 тыс. основных, 36,2 тыс. полных. В них учится 21,7 тыс. учащихся, в том числе 519 тыс. в начальных, 1 млн 268 тыс. в основных и 19 млн. 379 тыс. в полных. Есть более 900 гимназий и около 600 лицеев, свыше 7,5 тыс. школ имеют классы с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, существуют школы для детей с ограниченными возможностями (в Законе "Об образовании" они названы школами для учащихся с отклонениями в развитии). Их в России примерно 1900, учатся в них 487 тыс. детей.

Профессионально-технические училища и другие учреждения начального профессионального образования. Их сейчас 4050 с 1 млн.667 тыс. учащихся.

Колледжи и другие учреждения среднего профессионального образования. Их 2593 с 2 млн. 011 тыс. учащихся.

Высших учебных заведений (вузов, учреждений высшего профессионального образования) в РФ 578. В них обучаются 3 млн. 046 тыс. студентов. Из них на дневных отделениях - 1 млн 902 тыс., на вечерних- 178 тыс., на заочных - 964 тыс.

Учреждения дополнительного образования взрослых и детей. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детдома, интернаты и пр.). Их около 150.Нередко звучат утверждения о "разрушении" системы образования в России в результате демократических реформ. Они не соответствуют действительности. Высокий уровень образованности населения остался тем же и даже еще более вырос (например, число студентов на 10000 чел. населения возросло с 1993/94 до 1997/98 уч.года с 171 до 208). Естественно, отдельные виды образовательных учреждений уступали место другим: например, упало число учреждений начального профобразования и студентов в них, но зато выросло число учреждений среднего профессионального образования и студентов в них. Это совершенно понятно, так как сейчас промышленность требует квалифицированных рабочих с более высоким уровнем подготовки. Количество общеобразовательных школ за 1996-98 гг. увеличилось на 3 тыс., доля выпускников девятых классов, продолживших обучение в десятых, возросла на 7%. Постоянно растет число школьных учителей (их сейчас 1 млн 748 тыс.); хотя процент учителей с высшим образованием в 4-11-х классах несколько снизился (с 97% в 1989 г. до 93% в 1995 г.), но зато их доля заметно выросла среди учителей начальных классов (с 38,3 до 44,9%).

Конечно, в российском образовании есть острейшие проблемы. Так, по данным международного исследования уровня знаний школьников по математике и естественным наукам, Россия опустилась с 4-5-го места в мире на 16-е место. Но это только означает, что необходим серьезный пересмотр содержания, методики и дидактики школьного образования, -он как раз и происходит сейчас. Огромные задолженности государства перед работниками образования по заработной плате, аварийное состояние школ (42,5% школьников учатся в зданиях, требующих капитального ремонта, а 7% - в аварийных зданиях) и многие другие факторы, связанные не с самим образованием, а с финансовым состоянием государства, конечно, не способствуют нормальному функционированию системы образования. Но нельзя не заметить, что государство стремится сохранять расходы на образование на примерно одинаковом уровне, а когда возможно - и увеличивать долю ВВП, идущую на образовательные расходы (например, в 2000 году расходы на оплату труда работников образования предполагается увеличить на 20%).

8. Формы образования.

Основной формой образования (как среднего, так и высшего) является дневное. Наряду с ним существует среднее и высшее вечернее образование; в середине 90-х гг. в России было 1,8 тыс. вечерних школ с 470 тыс. учащихся. Как уже говорилось, на вечерних отделениях вузов учатся 178 тыс. студентов. Сравнительно новой формой обучения является экстернат: любопытно, что такой термин отсутствует даже в "Российской педагогической энциклопедии". Если раньше сдавать экзамены экстерном могли только больные дети и некоторые другие категории школьников, то сейчас доступ к экстернату значительно расширен.

Традиционно в России пользовалось большой популярностью заочное образование, особенно высшее профессиональное. Число студентов-заочников продолжает расти и сейчас. "Это свидетельствует о том, что интерес к высшему образованию характерен не только для выпускников школ, но также для работающей части молодежи, причем для части последней - к получению второго высшего образования" (Образование и развитие человеческого потенциала в России// Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской федерации за 1999 год. М.: Права человека, 1999, с.83). Новой формой образования, иногда смешиваемой с заочным образованием, является дистанционное образование, использующее компьютерные сети, спутниковое телевидение и другие современные технологии. Расширение сферы использования дистанционного образования связано с процессом компьютеризации образовательных учреждений и информатизации содержания образования.

9. Вариативность образования, обязательность образования и понятие государственного стандарта.

Как уже говорилось, идея вариативности образования и свободного выбора учащимся любой образовательной траектории (т.е. любого из видов и любой из форм образования, предлагаемых государством и обществом на данном этапе, включая выбор школы и специализированных или профильных классов в данной школе, содержания и форм дополнительного образования и т.п.) является основополагающей для российского образования 90-х годов. Вариативность образования - это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Это - одна из основных тенденций развития российской системы образования. Другая, по видимости противоположно направленная, но по существу неразделимая с первой, - это стандартизация образования, о которой ниже.

Вариативность образования направлена на расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора ею жизненного пути. Мы уже не раз говорили о ней выше (например, выбор на определенном этапе общеобразовательной или профессиональной траектории, поступление в определенную школу или в профильный класс - это тоже вариативность). Осталось сказать о появлении в России негосударственных учебных заведений. К началу 1998/99 уч.года в Российской федерации было 578 негосударственных средних школ и 334 негосударственных вуза. Ясно видно, что в системе среднего образования негосударственное почти не заметно; что касается высшего, то, хотя число негосударственных вузов сопоставимо с числом государственных (344 и 578), в них обучается незначительное число студентов (250 тысяч при более чем 3 миллионах в государственных).

Говоря о негосударственных образовательных учреждениях, необходимо обратить внимание на несколько важных моментов. Во-первых, на то, что они в подавляющем большинстве являются не частными, а негосударственными некоммерческими, т.е. хотя и платными, но вся плата за обучение уходит на обеспечение существования и на развитие данного образовательного учреждения - на заработную плату преподавателям и сотрудникам, аренду помещений, закупку оборудования и учебной литературы и т.п. Иными словами, с них никто не имеет и не может иметь прибыли. Во-вторых, они находятся под неусыпным государственным контролем: так, ни одно негосударственное образовательное учреждение не может получить аттестации и государственной аккредитации, если оно не выполняет требований к учебному процессу, общих для всех учебных заведений данного этапа образования в России. Иначе его выпускники не получат аттестата или диплома государственного образца. В-третьих, само появление негосударственных школ и вузов есть гибкий отклик на вновь возникающие потребности общества, которые одна только государственная система удовлетворить не может (новые профессии, интегрированная подготовка по нескольким специальностям и пр.). В-четвертых, для большинства негосударственных образовательных учреждений характерна другая, более гуманистичная и индивидуализованная, модель отношений между вузом (школой) и учеником или студентом, чем та, которая в предшествующие десятилетия сложилась в государственной системе образования. В известном смысле негосударственные школы и вузы - важнейший канал проникновения в систему образования прогрессивных педагогических идей. Кстати, это одна из причин того, что число учащихся в негосударственных школах и вузах, в том числе наполняемость классов и учебных групп, как правило, меньше, чем в аналогичных государственных.

В прессе, особенно оппозиционной, часты утверждения о том, что-де российская система образования из бесплатной все более становится платной. Эти утверждения не имеют под собой никакой реальной основы. Во-первых, доля негосударственных (платных, так сказать, по определению) образовательных учреждений, как мы видели, исчезающе мала на фоне государственных. Во-вторых, именно в рамках государственных школ и вузов все более распространяется платность - незаконные поборы с родителей в школах, "коммерческие" группы в вузах. При этом "купить" диплом гораздо легче в государственном вузе, где к "коммерческим" студентам часто относятся, как к баранам, которые существуют для того, чтобы их стригли, чем в вузе негосударственном, который, как правило, очень заботится о своей репутации и поэтому стремится дать своим выпускникам действительно качественное образование (есть, конечно, и исключения...). В-третьих, бесплатным российское образование никогда и не было. Его оплачивал все тот же налогоплательщик, но он никогда не знал, на что пошли его деньги, - решения о содержании, формах, средствах образования принимались помимо него. То, что происходит в системе образования сейчас, - это совершенно естественный процесс интеграции обязательного "бесплатного" образования для всех и небесплатного образования по выбору учащегося или его родителей. По крайней мере, родители сейчас точно знают, за что именно они платят, и получают то, что хотят иметь. Но даже если они не в состоянии платить, их детям все равно гарантируется определенный уровень образования. В этом и состоит главная проблема -что это за уровень, и насколько он в действительности гарантируется.

Согласно Закону "Об образовании" в настоящее время обязательным является основное общее образование, т.е. 9 классов. Именно этот уровень и гарантируется государством. Дальнейшее обучение осуществляется при желании учащегося; при этом, если он намерен продолжать обучение в 10-11-м классах (т.е. получить полное общее образование), школа не вправе ему препятствовать. Оно также гарантирует бесплатность и доступность начального общего, основного общего, среднего общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Выше мы говорили о тенденции к стандартизации. В Законе "Об образовании" в качестве объектов стандартизации образования рассматриваются обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Стандарты могут быть общенациональными (именно они обычно называются государственными образовательными стандартами; однако Ю.Г. Татур в книге "К формированию концептуально-методологических основ согласованности государственных образовательных стандартов в системе общего и профессионального образования" (М.,1998, с.9) прав в том, что единые стандарты для РФ нужны не только для государства, но и для общества и личности, и предлагает называть их российскими); национально-региональными; наконец, образовательное учреждение может само задавать для себя нормы, правила и требования к учебному процессу - в той части содержания образования, которая не регулируется государственным и национально-региональным стандартом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: