I. Общее положение трудового права

2.

Каждый работник имеет право:

- на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, здоровья и безопасные условия труда;

- социальное страхование;

- гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности;

- на рабочее место, соответствующее правилам по охране труда, защитное от воздействия опасных и вредных факторов;

- обучение, инструктированное безопасным методом и приемом труда;

- обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты;

- получение от нанимателя или государственных или общественных органов достоверной информации о состоянии техники, безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению;

- проведение проверок по охране труда на рабочем месте соответствующими органами, имеющими на то право, в том числе по запросу работника и с его участием;

- отказ от выполнения поручений работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставленными ему средств индивидуальной защиты.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на нанимателя.

Наниматель обязан:

- обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ;

- должен обеспечить условия труда на каждом рабочем месте в соответствии с требованием технической безопасности и производственной санитарии;

- организовывать в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников;

- обеспечить режим труда и отдыха работников;

- обеспечить выдачу работникам, занятым на производстве с вредными или опасными условиями труда на работах, связанных с загрязнением, перевыполняемых в неблагоприятных температурных условиях специальной одежды и другими средствами защиты;

- контроль за уровнями опасности и за вредными производственными факторами;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, проводить подготовку: инструктаж, проверку знаний работников по вопросам охраны труда;

- проведение обязательных, предварительных, периодических медицинских осмотров работников;

- информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер их профилактике;

- обязанность возместить вред, причиненный жизни и здоровью работников, в том числе выплату единовременного пособия работнику, утратившему трудоспособность;

- обязан обеспечить допуск представителей соответствующих органов, имеющих на то право в проведении проверки и предоставление сведений по охране труда.

Обязанности работника:

- соблюдать требования соответствующих инструкций, правил и других нормативно-правовых актов по охране труда;

- выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашение, трудовым договором и ПВТР;

- правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия уведомлять об этом руководителя;

- проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

- оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в обеспечении безопасных условий труда, немедленно сообщать руководителю о несчастных случаях на производстве, о ситуациях, которые создают угрозу здоровью и жизни для него и окружающих.

Важное место в обеспечении охраны труда занимает обучение и инструктирование работников по охране труда. Инструктажи по безопасности труда подразделяются на виды.

Виды инструктажей по безопасности труда:

1. Вводный проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от образования, стажа работы, с временными работами, командировками, студентами на производственной практике. О проведении делается запись в журнале, и ставятся подписи обоих сторон;

2. Первичный проводят на рабочем месте до начала работы со всеми вновь принятыми, переводимыми из 1-го подразделения в другое, с работниками, выполняющими новую для них работу. Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, ремонтом оборудования, хранения и применения сырья и материалов первичный инструктаж на рабочем месте не проходят;

3. Повторный – не реже 1 раза в полугодие все работники, с которыми проводился первичный инструктаж;

4. Внеплановый проводится при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, изменений, при нарушении рабочим требований инструкций;

5. Целевой проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территорий), ликвидировании последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф.

Тема 16: Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения.

План:

1. Понятие трудовых споров. Рассмотрение индивидуально-трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС).

2. Рассмотрение и порядок разрешения споров в суде.

1. Трудовые споры – неурегулированные разногласия между сторонами трудового договора по вопросам применения норм трудового законодательства или установления новых или изменения существующих условий труда. Причины возникновения – те юридические факты, которые непосредственно вызвали разногласия между субъектами трудового права.

Индивидуальные трудовые споры – споры, возникающие между работником и нанимателем по вопросам применения законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, условий трудового договора.

Предмет индивидуального трудового спора – права и законные интересы работника (в том числе обязанности по возмещению материального вреда), нарушение, по его мнению, нанимателем при применении трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, коллективного договора и трудового договора.

Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров - комиссия по трудовым спорам. Они рассматривают споры по вопросам применения установленных условий труда. Индивидуальные трудовые споры некоторых категорий работников рассматриваются в особенном порядке.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС.

Причины возникновения трудовых споров:

- недостаточное знание работниками трудовых прав и обязанностей нанимателя;

- нежелание многих руководителей соблюдать трудовое законодательство и нарушение ими трудовых прав работников;

- споры, возникающие по вине отдельных работников, недобросовестно относящихся к своим трудовым обязанностям.

По общему правилу трудовые споры первоначально должны рассматриваться в КТС, а при несогласии с ее решениями заинтересованная сторона в праве обратиться в суд. Существует и ряд трудовых споров, рассмотрение которых отнесено к непосредственной компетенции суда без обращения в КТС.

КТС может образоваться у всех нанимателей независимо от наименования и организационно-правовой формы, где имеются профсоюзы. КТС образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя. Количество постоянных представителей КТС законом не установлено и определяется по соглашению между ними в зависимости от численности работающих и количества трудовых споров.

Если на предприятии действует 2 и более профсоюза, то все они должны участвовать в формировании комиссии. Представители сторон избираются в комиссию сроком на 1 год. В каждом заседании КТС должен принимать участие равное количество представителей от каждой стороны.

Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании выполняются поочередно представителями сторон. КТС – обязательный первичный орган по рассмотрению трудовых споров, возникающих между работником и нанимателем.

Трудовой кодекс содержит перечень вопросов, споры по которым отнесены к компетенции КТС:

- споры об установленных расценках и нормах труда;

- о переводе на другую работу и перемещении;

- об оплате труда;

- о совмещении профессий и заместительстве;

- об оплате труда за работу в сверхурочное и ночное время;

- о выплате компенсаций и предоставлении гарантий;

- о возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;

- о предоставлении отпусков;

- о применении дисциплинарных взысканий.

Работнику, не члену профсоюза, предоставлено право выбора, обратиться за разрешением трудового спора в КТС или в суд. Суд не в праве отказать в принятии заявления в связи с несоблюдением предварительного внесудебного порядка разрешения спора. Правом на обращение в КТС пользоваться только работники. Нанимателю такого права не предоставлено.

Заявления должны приниматься от всех работников, которые находились или находятся в трудовых отношениях с нанимателем. Право на обращение в КТС имеют и уволившиеся работники, если их требование основано на отношениях, возникших до прекращения трудового договора.

Форма и содержание заявления в КТС законом не установлена. Заявление подается в комиссию в письменном виде, но работник может обратиться и с устным заявлением. В этом случае содержание требований записывается в специальном журнале.

В заявлении должно быть указано:

- наименование комиссии с указанием предприятия, учреждения, организации;

- ФИО заявителя;

- место работы и его должность;

- место жительства;

- существо споров.

Комиссия не в праве отказать работнику в приеме заявления из-за неподведомственности спора. Если спор не подлежит рассмотрению в КТС, то комиссия должна внести решение об отказе в рассмотрении спора. Отказ в приеме заявления допускается только в случае, если данный спор уже являлся предметом решения комиссии и по нему вынесено решение либо комиссия не пришла к соглашению.

Принятое заявление комиссия должна рассмотреть в 10-дневный срок. После поступления заявления в комиссию наниматель и профсоюз должны определить, сколько членов КТС и кто конкретно будут рассматривать данный спор. Участие всех членов комиссии при рассмотрении конкретного трудового спора не обязательно, но количество представителей должно быть одинаково от обеих сторон. Выделенные члены комиссии должны подготовить заявление к рассмотрению:

- собрать необходимые документы, материалы;

- поручить сделать определенные расчеты;

- выяснить, не требуется ли приглашение на заседание КТС свидетелей и специалистов.

КТС извещает о времени рассмотрения спора работника и нанимателя. Спор должен рассматриваться в присутствии работника. Рассмотрение спора в отсутствии работника допускается только при наличии его письменного согласия с просьбой о рассмотрении заявления без него. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. При вторичной неявке без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения комиссией. Такое решение не лишает работника права в пределах срока показать заявление вновь.

КТС в праве вызывать на заседание свидетелей, приглашенных специалистов, председателей профсоюзов и других общественных организаций.

В решении КТС указываются:

- наниматель;

- ФИО работника;

- дата обращения в КТС;

- дата рассмотрения спора;

- существо спора;

- фамилии членов комиссии, присутствующих на заседании;

- мотивированное решение комиссии.

Решение КТС принимается по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза. Оно должно быть мотивировано и основано на законодательстве о труде. Комиссия может отказать работнику, если он обратился в КТС, пропустив срок, если требования работника не входят в компетенцию комиссии. Решение должно быть изложено четко и легко. Такое решение имеет обязательную силу и утверждению нанимателем и профсоюзом не подлежит.

Копия решения в 3-х дневный срок вручается работнику и нанимателю. Работник и наниматель могут обжаловать решение комиссии в суд в течение 10 дней со дня вручения им копии решения. Основания и мотивы обращения в суд могут быть разнообразны.

2. Суд рассматривает те споры, которые не подлежат первичному рассмотрению в КТС:

- о недействительности трудового договора

- об отказе в заключении трудового договора

- споры работников, уволенных с работы в связи с неудовлетворенными результатами испытания

- споры работников, работающих по трудовым договорам у граждан

- о возмещении материального ущерба работнику в связи с несвоевременным представлением нанимателем документов в отдел социальной защиты для назначения пенсий.

Суд рассматривает трудовые споры по заявлению работников, обратившихся в суд за защитой своих нарушенных трудовых прав и по заявлениям нанимателя о возмещении материального ущерба, причиненного работниками при исполнении своих трудовых обязанностей. Заявление работника о разрешении трудового спора подается в суд по месту нахождения ответчика – организации, указанной в уставе или ином учредительном документе. Иски нанимателя к работникам о возмещении материального ущерба предъявляется по месту жительства ответчика – работника. Профсоюзы могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов их членов.

К заявлению должны быть приложены необходимые документы: копии приказов, выписки из протоколов заседаний КТС, должностные инструкции, справки о заработной плате.

Закон предъявляет определенные требования к содержанию искового заявления. Должно быть указано:

- наименование суда, в котором оно подается;

- наименование и место жительства (место нахождения истца);

- сущность заявленного требования, а если требования являются имущественными, то и цена иска;

- факты, которыми истец обосновывал свои требования, доказательства;

- перечень приложений;

- подписи заявителя, дата подачи.

Кроме того, исковое заявление может задержать требование об обеспечении иска по совершении судьей действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству. Если исковое заявление не соответствует предъявленным требованиям, судья выносит мотивированное определение об оставлении документа без движения, о чем извещает подателя документа и предъявляет ему срок для исправления недостатков.

Исключительное заявление о возбуждении дела судья рассматривает в 3-х дневный срок после поступления дела в суд. Если отсутствуют основания для отказа, судья выносит определение о возбуждении дела и подготовке его к судебному разбирательству. Судья отказывает в возбуждении дела, в связи с отсутствием у заявителя права на обращение в суд:

- если исковое заявление не подлежит рассмотрению в суде в виду неподведомственности;

- после смерти гражданина, в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося одной стороной по делу, если спорное отношение не допускает правопреемства;

- если имеется вступивший в законную силу вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда либо утверждение мирного соглашения.

После принятия заявления к производству суда необходимо провести подготовку дела к судебному разбирательству. Суд должен уточнить требования истца, обстоятельства, обосновывающие их, возражения сторон.

Судья уточняет позиции, имеющих интерес в исходе дела лиц, разъясняет им их права и обязанности, решает вопрос о дополнении или ином уменьшении состава юридически заинтересованных в исходе дела лиц, принимающих меры для того, чтобы во время разбирательства дела, суд имел все необходимые доказательства, определяет какие доказательства предоставляются каждой стороной, привлекает к делу или разрешает вступать в него соистцам, соответчикам, третьим лицам; принимает меры к замене неподлежащей или выбывшей из дела стороны.

По трудовым спорам о восстановлении на работу, о незаконном переводе, судья разрешает вопрос по привлечению к делу в качестве третьего лица на стороне ответчика должностное лицо, по распоряжению которого было произведено увольнение или перевоз работника.

Если для судебного заседания необходимы факты и доказательства, находящиеся не только в данном городе (районе), то судья в праве поручить соответствующему суду, произвести определенные процессуальные действия. Об этом выносится соответствующее определение. Это определение обязательно для судьи, которому оно адресовано.

При подготовке дела судья разрешает вопрос о вызове свидетелей в судебное заседание или о допросе их в месте их пребывания, обязательно обсуждению подлежит вопрос об участии в деле прокурора. Судьей выносится определение о подготовке дела к судебному разбирательству, если совершение тех или иных действий требует дополнительной мотивировки, судья выносит отдельное материальное определение. Признав дело подготовленным, судья выносит определение о назначении его к судебному разбирательству, извещает стороны и других юридических заинтересованных в исходе дела лиц о времени и месте рассмотрения дела.

Тема 17: Коллективные трудовые споры.

План:

1. Понятие коллективных трудовых споров и примирительная комиссия.

2. Посредничество.

3. Трудовой арбитраж.

1. Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия в коллективных трудовых отношениях по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работника; заключения, изменения, прекращения коллективного договора, а также его исполнения.

Предмет коллективного спора – вопросы процедурного характера, касающиеся порядка заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных соглашений.

Существующие разногласия между сторонами коллективных трудовых отношений могут называться коллективным трудовым спором при наличии следующих условий:

- если стороны не смогли их урегулировать путем коллективных переговоров;

- требования нанимателю были утверждены на собрании либо конференции большинством голосов присутствующих работников;

- если эти требования наниматель отказывается удовлетворять.

Коллективный трудовой спор считается возникшим с момента получения представительным органом работников сообщения нанимателя об отклонении требования, а также истечения 10-дневного срока на такое уведомление. При отказе нанимателя от удовлетворения требований работника или неуведомление о своем решении в 3-х дневный срок создается примирительная комиссия.

Примирение – это процедура выработки сторонами спора согласованного решения путем взаимных уступок. Примирительная комиссия создается сторонами спора на паритетной основе. Члены комиссии могут быть определены предварительно в коллективном договоре.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом разрешения коллективных трудовых споров. Члены комиссии – это представители сторон в течение 3-х дней большинством голосов избираются в состав комиссии, нейтрального члена, не входящего в данный представительный орган работников и не работающий у данного нанимателя.

Способ избирания нейтрального члена определяется комиссией. Размер и порядок выплаты ему вознаграждения определяется соглашением между сторонами. Процедура избрания нейтрального члена оформляется протоколом заседания представителей сторон. Его права и обязанности, порядок выплаты рассматривается в положении «О нейтральном члене примирительной комиссии».

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен комиссией не позднее 5 дней с момента избрания нейтрального члена. Протокол заседания комиссии отражает присутствие членов, избрание председательствующего, обсуждаемые вопросы, мнения сторон, результаты голосования, содержание решений по каждому требованию работника. Для выработки предложения по урегулированию споров примирительная комиссия проводит консультации с предварительным органом работником, нанимателем, собственником.

Наниматель и профсоюз обязаны предоставлять комиссии информацию, необходимую для ее работы. Предложения примирительная комиссия по разрешению спора принимается большинством голосов членов комиссии. Предложения примирительной комиссии подписываются представителями и направляются сторонам для принятия решения по спору.

Если стороны выразили письменное согласие с предложениями, спор прекращается. Несогласие сторон спора с предложением комиссии оформляется протоколом разногласий, где указывается намерение продолжить примирительную процедуру либо забастовка.

2. Важной примирительной процедурой является рассмотрение коллективного трудового спора при участии посредника. При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению могут обратиться к посреднику, который после консультации вносит не позднее, чем в 5-дневный срок предложение о разрешении спора.

Посредник может быть приглашен по предложению сторон независимо от посредничества в организации, по их рекомендации. По заявлению сторон посредник может быть назначен Республиканским трудовым арбитражем. Соглашение сторон об участии конкретного лица и условиях его участия в разрешении коллективных споров после соглашения с этим лицом и руководителем организации следует оформить протокол. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами.

Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного спора, проводить совместные и раздельные заседания с представителями сторон, предлагать свои варианты разрешения спора.

Порядок процедуры посредничества:

1. Подготовительная работа: получение необходимой информации, налаживание коммуникации с представителями каждой из сторон;

2. Аналитическая работа: анализ характера спорных отношений, проверка их соответствие понятию коллективного трудового спора, выработка тактики и стратегии поведения посредника, исходя из анализа интересов сторон;

3. Дискуссия представителей сторон и посредника по поводу выяснения позиций и вариантов урегулирования разногласий; подготовка основы для соглашения интересов сторон спора, поиск путей заключения соглашения;

4. Формализация итогов: придание результатам проведения процедуры рассмотрения спора при участии посредника в форме соглашения или в форме протокола разногласий сторон.

Если стороны спора согласны с предложениями посредника, то спор на этом прекращается, при несогласии одной из сторон стороны могут обратиться в трудовой арбитраж.

3. Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров, республиканским трудовым арбитражем, сторонами спора, государственными органами и другими нанимателями. Трудовой арбитраж создается сторонами спора, если между ними заключено соглашение или такое условие есть в коллективном договоре.

Трудовые арбитражи могут создаваться Республиканским трудовым арбитражем после письменного обращения сторон с просьбой о его создании, государственные органы и другие наниматели могут создавать трудовые арбитражи в отношение подчиненных им организациях. Соглашение сторон о передаче спора в трудовой арбитраж оформляется письменным соглашением и должен содержать сведения о дате и месте составления соглашения, наименование сторон, предмет спора, решение о передаче спора в трудовой арбитраж. Создание рудового арбитража, его состав, регламент работы оформляется протоколом, подписанным представителями нанимателя и работником либо решением органа, создавшего трудовой арбитраж.

Трудовые арбитражи должны быть зарегистрированы в Республиканском трудовом арбитраже. Для регистрации стороны составляют:

- заявление с просьбой о регистрации;

- копию соглашения сторон о передаче спора;

- копии документов, подтверждающие правоспособность сторон.

Республиканский трудовой арбитраж в 5-дневный срок с момента подачи заявления и необходимых документов принимает решение о регистрации трудового арбитража, о чем уведомляет стороны и делает соответствующую запись в специальном журнале.

Республиканский трудовой арбитраж в праве отказать в регистрации трудового арбитража в случае непредоставления необходимых документов либо несоответствия представленных документов требованиям законодательства. Мотивированный отказ в письменной форме в 3-х дневный срок направляется Республиканским трудовым арбитражем сторонами.

Трудовой арбитраж создается в составе 1 или нескольких арбитров. Количественный состав трудового арбитража определяется в коллективном договоре, по соглашению сторон в зависимости от сложности спора. Персональный состав формируется из научных работников, общественных деятелей, работников государственных органов, иных лиц, определяющих сторонами, имеющие высшее юридическое ил экономическое образование и опыт работы по специальности не менее 3-х лет.

Список лиц, которые могут выдвигаться в качестве трудовых арбитров, составляется Республиканским трудовым арбитражем с учетом предложений государственного орган, нанимателя по согласованию с лицами, рекомендованными в качестве трудовых арбитров.

В число трудовых арбитров, привлекающихся для рассмотрения спора, не могут входить представители сторон по рассмотренным спорам. Освобождение трудового арбитра, выполняющего обязанности на внештатной работе от выполнения обязанностей по основному месту работы на период рассмотрения спора проводится по ходатайству председателя Республиканского трудового арбитража. Коллективные трудовые споры рассматриваются трудовым арбитражем с участием сторон; при необходимости эксперт, специалист, переводчик.

Доказательства по делу – любые фактические данные, на основании которых трудовой арбитраж устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон спора.

Рассмотрение спора в трудовом арбитраже осуществляется на государственном языке, в открытом заседании за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной или коммерческой тайны либо при наличии ходатайства одной из сторон. Трудовой арбитраж в праве приостановить рассмотрение спора по ходатайству сторон или по своей инициативе.

В случае назначения экспертизы, невозможности рассмотрения спора данным составом арбитров, рассмотрение спора возобновляется арбитром после устранения причин, вызвавших его приостановление. Решение по спору выносится в срок до 5 дней со дня создания трудового арбитража. Оно принимается большинством голосов арбитров, участвовавших в рассмотрении спора.

Арбитр, не согласный с решением по спору, в праве письменно изложить особое мнение, которое приобщает к делу. Решение носит рекомендательный характер, оформляется протоколом и приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения в письменной форме.

Части решения трудового арбитража:

1. Вводная: - дата;

- место;

- ФИО лиц, участвовавших в деле, указание их полномочий;

2. Описательная: - краткое содержание требований;

- объяснения и ходатайства сторон спора, представителей;

3. Мотивированная: - обстоятельства дела;

- причина возникновения спора;

- доказательства, на основаниях которых принято решение;

- содержание письменного соглашения сторон, если оно достигнуто;

- законодательство, которым трудовой арбитраж руководствовался;

4. Резолютивная: - вывод трудового арбитража по существу предъявленных требований.

Возможность подписания всеми трудовыми арбитрами, участвовавшими в рассмотрении спора. В 5-дневный срок вручается сторонам и направляется в Республиканский трудовой арбитраж. При невыполнении обязательного решения трудового арбитража каждый из сторон может обратиться в суд для его принудительного исполнения. Республиканский трудовой арбитраж – постоянно действующий трудовой арбитраж. Создается для:

- рассмотрения коллективных споров;

- координации деятельности органов государственного управления, других нанимателей и представителей органов работника по урегулированию коллективных трудовых споров на стадии примирения;

- введения кадрового реестра трудовых арбитров, организации их обучения;

- методичного руководства системой примирения, посредничества и арбитража;

- регистрацией трудовых арбитражей;

- ведение учета коллективных трудовых споров, рассмотренных трудовыми арбитражами;

- обмен арбитражной практики;

- изучение причин и условий возникновения спора;

- подготовка предложений по них устранению.
Арбитраж в соответствии с возложенными на него задачами:

-принимает по вопросам, относящимся к его компетенции постоянные, обязательные для трудовых арбитражей;

- издает в пределах своей компетенции методические рекомендации и другие документы по применению законодательства и урегулированию споров;

- организует совместно с Министерством труда и социальной защиты, Министерством финансов, местными исполнительными и распорядительными органами повышение квалификации трудовых арбитров;

- оказывает консультационную помощь сторонам коллективного спора при возникновении разногласий между ними;

- в случаях, предусмотренных законодательством, назначает нейтральных членов примирительной комиссии;

- вносит предложения руководителям по устранению причин и условий возникновения спора;

- вносит предложения по совершению законодательства по вопросам, отнесенным к его компетенции;

- информирует в случае необходимости Президента, Правительство и другие органы государственного управления о возможности социальных последствий спора;

- в соответствие с законодательством определяет расходы сторон по рассматриваемому спору;

- осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество;

- осуществляет контроль за исполнением своих решений.

Арбитраж может выполнять и другие функции, предусмотренные законодательством. Имеет право в пределах своей компетенции:

- получать от сторон необходимые для разрешения спора информацию;

- приглашать для участия должностных лиц, экспертов, консультантов;

- давать правовую оценку нормам, содержащимся в коллективном договоре;

- создавать трудовые арбитражи для рассмотрения спора;

- в пределах своей компетенции принимать обязательства для сторон спора решения;

- проводить конференции, семинары и совещания с трудовыми арбитрами по вопросам коллективных трудовых отношений.

Общее руководство деятельностью арбитража осуществляется Министерством юстиции.

Работники арбитража – государственные служащие, за исключением лиц, занимаемых должности по техническому обслуживанию и обеспечению деятельности арбитража. Арбитраж возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом по представлению Министерством юстиции.

Состав арбитража:

- трудовые арбитры – арбитры по должности;

- трудовые арбитры, которые выполняют обязанности на внештатной основе.

Коллективные трудовые споры рассматриваются Республиканским трудовым арбитражем в составе 3-х арбитров, избираемых по соглашению сторон из числа трудовых арбитров, рекомендуемых председателем Республиканского трудового арбитража или предложенными сторонами. Заявление в арбитраж подается в 5- дневный срок при несогласии стороны с предложениями примирительной комиссии, посредников.

К заявлению прилагаются:

- протокол разногласия сторон при коллективных договорах;

- копия коллективного договора или его проекта;

- требования к нанимателю, утвержденные на общем собрании членов профсоюза или работников;

- предложения примирительной комиссии по спору;

- другие материалы, имеющие значение для разрешения спора.

Арбитраж может отказать в принятии заявления, если оно не подлежит рассмотрению в арбитраже, если сторонами спора не были проведены, предусмотренные законом примирительные процедуры, если по данному спору имеется решение трудового арбитража, если пропущены сроки.

Арбитраж оставляет заявление без движения, если оно подписано лицом, чьи полномочия не указаны или не подтверждены в установленном законом порядке, если отсутствуют необходимые документы. Арбитраж, принимаемый заявление к производству, в 3-х дневный срок направляет сторонам постановление о возбуждении производства по данному спору.

В постановлении указываются: - стороны

- сущность спора

- трудовые арбитры

При наличии обстоятельств, свидетельствующих о личной заинтересованности трудового арбитра в исходе дела, он обязан отказаться от рассмотрения спора. По тем же основаниям любая из сторон в праве заявить ходатайство об отводе арбитра. В целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения спора трудовые арбитры выполняют следующие действия:

- изучает представленные заявителем материалы;

- вызывают представителей сторон спора для выяснения отдельных обстоятельств спора и требуют от них предоставления дополнительной информации по делу;
- решают вопрос с учетом мнения сторон о производстве эксперту;

- по согласованию со сторонами и на основе дающего законодательства определяют порядок и размер возмещения расходов по рассмотрению спора;

- осуществляют другие действия по подготовке рассмотрения спора в арбитражном заседании.

Арбитраж, признав дело подготовленным к рассмотрению, принимает постановление о проведении арбитражного заседания. Каждая из сторон пользуется равными правами. Стороны имеют право предлагать трудовых арбитров из состава арбитража; знакомиться с материалами арбитражного производства; давать разъяснения по вопросам спора; обжаловать решения арбитража представителю арбитража или в суд; заключать соглашения о прекращении спора; предоставлять доказательства; заявлять ходатайства.

После исследования всех доказательств, заслушиваются эксперты. Председательствующий разъясняет сторонам спора их право заявлять ходатайство о дополнении материалов дела. При отсутствии ходатайств, председательствующий объявляет об окончании спора, и арбитры удаляются для принятия решения.

Решение принимается большинством голосов, излагается в письменной форме, подписывается арбитрами и заверяется печатью. Решение арбитража не позднее 3-х дней со дня его вынесения направляется сторонам. Заявление о пересмотре решения арбитража подается заинтересованной стороной спора в 7-дневный срок со дня его вынесения.

Решения арбитража обязательно для исполнения. Имеет силу исполнительного листа. При неисполнении решения в добровольном порядке в месячный срок со дня получения, заинтересованная сторона может обратиться в суд для принудительного его исполнения.

Трудовое право – самостоятельная отрасль права РФ, регулирующая общественные отношения, возникающие между работников и работодателем при осуществлении трудовой деятельности.

Предмет трудового права – совокупность общественных отношений, урегулируемых данной отраслью.

Метод трудового права – совокупность способов или средств, при помощи которых регулируется трудовые отношения.

Для трудового права характерно сочетание государственного и договорного методов правового регулирования.

Государственный метод применяется в принятии госорганами различных нормативно- правовых актов, устанавливающих min уровень госгарантий работнику и работодателю.

Договорной метод – регулирование трудовых отношений, совместно работника и работодателя посредством заключения договора.

Принципы трудового права – базовые положения, лежащие в основе регулирования трудового положения. Определены ст37 РФ и ст.2 ТК (учить!) (первые 10 страниц)

Функции трудового права – это основные направления воздействия норм трудового права.

1. Общеправовые функции:

- регулятивная;

-охранительная.

2. Специальные функции:

- производственные (хоз.);

-социальная (обеспечивает занятость населения)

-воспитательная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: