Подзаконные НПА

Законы

Понятие, признаки, виды.

Правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права, имеющий официальный характер и обладающий юридической силой, выражающий властные предписания и направленный на регулирование общественных отношений в общем или индивидуальном порядке.

Правовые акты подразделяются нормативные правовые акты и ненормативные правовые акты.

Ненормативные правовые акты не содержат норм права и распространяются на конкретных, индивидуально определённых субъектов. Это, например, судебные решения, приказы руководителей, протоколы об административных правонарушениях, различные предписания, предупреждения, распоряжения …

Нормативные правовые акты (НПА) содержат нормы права и распространяются на неопределённый круг лиц (на всех). Они подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Закон – это обладающий высшей юридической силой НПА, принятый в особом порядке выс­шим законодательным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Высшая юридическая сила закона означает то, что все подзаконные НПА должны соответствовать закону, не противоречить ему, а в случае противоречия приоритетом будет пользоваться закон.

Характерные признаки закона:

1. Закон – это правовой акт, содержащий нормы права. То есть это нормативный правовой акт.

2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего законодательного органа государ­ственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

4. Закон обладает высшей юридиче­ской силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявше­го, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные правовые акты.

5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов.

6. Принимается в соответствии со специально регламентированной процедурой.

Виды (классификация) законов:

1. в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства:

- кон­ституционные (органические) (закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание) В Российской Федерации это Конституция РФ, Закон РФ о внесении поправок в Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Конституции (уставы) субъектов,

- текущие или обычные (принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее за­конодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны). К ним относятся федеральные законы РФ, законы субъектов РФ. Особой разновидностью текущих законов являются кодифицированные и чрезвычайные законы. Кодифицированные законы – юридически цельные, внутренне согла­сованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни (Основы законодатель­ства и кодексы). Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

2. В федеративном государстве, каким явля­ется и Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации.

3. Деление за­конов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые и меж­отраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, за­коны о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права).

4. По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их дейст­вие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих).

5. По субъектам при­нятия на принятые на референдуме, Федеральным Собранием РФ и представительными ор­ганами субъектов.

6. По сроку действия делятся на постоянные и временные.

Подзаконные НПА – это НПА, обладающие меньшей юридической силой, чем закон, принятые достаточно широким кругом субъектов на основании и во исполнение законов.

Все нормативные правовые акты, кроме законов, называются подзаконными. По юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Они издаются на основании и во исполнение законов (то есть регулируют порядок реализации закона). Они исходят от достаточно большого круга субъектов. Как правило, носят более специальный характер, т.е. направлены на регулирование какого-то конкретного вопроса, который в более общей форме урегулирован в законе. Могут носить локальный характер действия (например, акты органов местного самоуправления, локальные акты).

Признаки подзаконных нормативных правовых актов:

1. носят нормативный характер (в них формально закрепляются нормы права, т.е. правила поведения, распространяющиеся на неопределённый круг лиц)

2. принимаются на основании и во исполнение закона (т.е. в них закрепляются непосредственно вопросы о полномочиях органов государственной власти и других субъектов по реализации положений закона)

3. обладают меньшей юридической силой, чем законы (т.е. в случае противоречия предпочтение отдаётся закону)

4. принимаются достаточно широким кругом субъектов (например, главой государства, Правительством, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления)

В зависимости от органа, принявшего подзаконный НПА, их подразделяют на:

1. общие (принимаемые органами общей компетенции – Президентом, Правительством).

2. ведомственные (акты органов исполнительной власти)

3. местные (акты органов местного самоуправления)

4. локальные (принимаются и действуют в рамках организаций)

Виды подзаконных актов: 1) указы (нормативные и могут быть ненормативными) Президента РФ; 2) постановления (нормативные правовые акты) Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, государственных служб, агентств регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры (ведомственные нормативные правовые акты); 4) решения и постановления органов государственной власти субъектов (например, Указы или Постановления главы субъекта РФ, акты Правительства субъекта РФ, ведомственные нормативные правовые акты на уровне субъекта РФ); 5) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов, которым относятся решения представительного органа местного самоуправления, акты местной администрации; 7) локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

– нормативные акты государственных органов;

– нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

– нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

– общефедеральные;

– нормативные акты субъектов Российской Федерации;

– нормативные акты органов местного самоуправления;

– локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:

– нормативные акты неопределенно-длительного действия;

– временные нормативные акты (например, принимаемые и действующие в период чрезвычайных ситуаций, либо программы, разработанные на определённый период времени).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: