Лекция № 8
В XXI веке пожарная охрана России вступила в новый исторический период развития, связанный с передачей Государственной противопожарной службы (ГПС) в состав МЧС России и преобразованием ее в пожарно-спасательную службу.
Руководством МЧС России поставлена цель создания гармоничной структуры, способной обеспечить защиту населения, объектов, территорий не только от пожаров, но и от всех видов чрезвычайных ситуаций.
В мире ежегодно регистрируется 7~8 млн. пожаров, на которых погибает 70~80 тыс. человек. Еще свыше 6 млн. человек получают увечья, травмы и ожоги.
В мировой статистике Россия является одним из государств, имеющих неблагоприятные показатели. Из возникающих в России пожаров 74% приходится на жилой сектор, в результате чего огнем ежегодно уничтожается жилищный фонд общей площадью, эквивалентный городу с населением 400 тыс. человек. В целом, годовые потери от пожаров превышают 40 млрд. руб.
В создании сложной ситуации с пожарами — немалая роль человеческого фактора, так как на количество возникающих пожаров в первую очередь влияет уровень сознания людей. Такие социальные пороки, как пьянство, отсутствие достаточного количества рабочих мест, неудовлетворенность жизнью, невежество приводят к равнодушию, неосторожности обращения с огнем и намеренно или случайно являются естественными побудителями возникновения пожаров. Наоборот, ответственный и осознанный подход каждого человека к вопросам пожарной безопасности поможет в конечном итоге привести к минимальному количеству пожаров
|
|
Термин «наука о пожарной безопасности» или «пожарная наука» обозначает изучение, научную разработку и получение системы научных знаний о процессах горения, о средствах, способах обнаружения, предупреждения и тушения пожаров, об организации и управлении пожарной охраны, о социально-экономических и экологических проблемах пожарной безопасности.
Целью пожарной науки является приобретение научных знаний, внедрение которых в практическую деятельность повышает уровень пожарной безопасности в обществе, облегчает условия труда пожарных и, в итоге, с развитием технического прогресса и общественного сознания приводит к решению проблемы борьбы с пожарами.
Задачами пожарной науки следует считать научные изыскания по совершенствованию всех направлений деятельности в системе пожарной безопасности.
Все процессы и явления, протекающие при горении и тушении пожара, технические аспекты обнаружения, оповещения и ликвидации пожара, организационно-управленческие и социальные проблемы, и многие другие направления — предметы исследования пожарной науки. Их изучение с каждым годом углубляется, так как общество развивается, и вместе с ним возникают новые объекты, процессы, явления. Используя накопленные знания, пожарная наука внедряет их в практическую деятельность.
|
|
Пожарная наука — сравнительно молодая отрасль знаний. Первые шаги ее становления связаны с развитием таких естественно-технических научных направлений, как теория горения, механика, теплофизика, гидравлика. Самостоятельность она приобрела в середине XX столетия.
Длительное время в практике пожарной науки основным инструментальным методом исследования был эксперимент. Наряду с лабораторными опытами широкое распространение получили полигонные испытания. Накопленные научные факты в сочетании с достижениями в других областях знаний впоследствии явились основой развития методов математического моделирования пожаров, положивших начало теории пожаров.
Сегодня пожарная наука — сложный комплекс научных дисциплин, направлений, тем, задач, решение которых базируется практически на всех накопленных человечеством знаниях. Она, как никакая другая наука, находится на стыке многих фундаментальных и прикладных дисциплин.
Безусловно, свое начало пожарная наука берет из естественно-технических наук. Но в последние десятилетия появились такие направления, как экономика пожарной безопасности, социология, целый блок организационно-управленческих дисциплин, относящиеся к группе общественных наук.
В настоящее время следует выделить следующие блоки научных дисциплин:
1. физико-химические (пожарная опасность веществ материалов, процессы горения, средства пожаротушения, прогнозирование опасных факторов пожара и др.);
2. оперативно-тактические (пожарная тактика, аварийно-спасательные работы, пожарно-строевая и газодымозащитная подготовка и др.);
3. технические и информационные технологии (пожарная техника, связь в пожарной охране, пожарная сигнализация, системы пожаротушения и др.);
4. профилактические (пожарная безопасность в строительстве, здания и сооружения и их устойчивость при пожаре, пожарная профилактика электроустановок, пожарная безопасность технологических процессов и др.);
5. социально-правовые, экономические, экологические(нормативно-правовое обеспечение, статистика, охрана труда, экономика, социология и др.);
6. организационно-управленческие (организация деятельности в области госуд. пожар. надзора, организация и управление пожарной охраны и др.).
Сегодня построить четкую и строгую классификацию пожарной науки по принципу разделения ее дисциплин на естественно-технические и общественные чрезвычайно трудно. В каждой из них, несмотря на приоритетность одного из классификационных признаков, обязательно присутствуют элементы других наук. К примеру, общая тенденция внедрения математических методов исследования и информатизации не обошла и пожарную науку, включая такие, казалось бы, гуманитарные дисциплины, как управление в Государственной противопожарной службе, экология пожаров, социология. Наоборот, социология, экономика, философия и другие общественные науки все чаще «вторгаются» в естественно-технические дисциплины, позволяя найти наиболее эффективное техническое решение. И это далеко не полный перечень взаимосвязей научных направлений.
Можно предположить, что в будущем для решения конкретных практических вопросов возникнет востребованность в использовании одновременно и во взаимосвязи всех дисциплин, направлений, тем пожарной науки, что в итоге должно привести к появлению целостной и единой теории пожарной безопасности, рассматривающей во взаимодействии и взаимовлиянии все вопросы борьбы с огнем.
|
|
В ближайшие годы многие разработки будут представлять комплексные и целостные исследования различных вопросов, нацеленных на оптимизацию решения прикладных задач. Так, к примеру, обеспечение пожарной безопасности какого-либо объекта, будет решаться во взаимовлиянии и взаимосвязи отдельных элементов систем предотвращения пожаров, противопожарной защиты и организационно-технических мероприятий. В основе такого оптимального подхода к обеспечению пожарной безопасности объекта должны лежать объективные данные динамики развития пожара и закономерностей распространения его опасных факторов. В этом случае необходимы достоверные методы исследования, которые в конечном итоге должны стать основой для разработки инженерных методов расчета единой системы противопожарной защиты. Такая постановка проблемы невозможна без совершенствования математических и имитационных моделей развития пожара, построенных на современных научных знаниях.
Не останется без внимания и эксперимент. В настоящее время, когда неполнота математических моделей и физических представлений о процессах горения, тепломассопереноса турбулентных течений ограничивают возможности теоретических моделей, этот метод исследования не только используется для проверки теоретических результатов, но и является собственно инструментом исследования. В первую очередь этот метод незаменим при исследовании пожароопасных свойств веществ и материалов, огнестойкости конструкций, развития пожаров на некоторых объектах и др.
Использование при постановке эксперимента теории подобия - научной основы опыта — позволит существенно расширить качество получаемых результатов. К примеру, существующие в настоящее время стандартизованные методы определения пожарной опасности веществ и материалов, огнестойкости конструкций и т. д. дают сравнительную, по отношению к другим образцам, характеристику пожарной опасности по контролируемому параметру. При научной постановке эксперимента получаемые результаты адекватны условиям поведения материалов (конструкций) на реальном пожаре,
|
|
Ученым предстоит решить ряд важных прикладных задач. На сегодняшний день пожарными подразделениями ликвидируется более 96% пожаров. Однако, невзирая на их самоотверженность и чувство долга, технические возможности не всегда позволяют обуздать огненную стихию без потерь. На современном этапе развития общества, имеющиеся на вооружении пожарной охраны технические средства пожаротушения и тактика их применения, в ряде случаев отстают от научно-технического прогресса. Так, в наше время по-прежнему 95% пожаров ликвидируются с применением воды. Для этого на один среднестатистический пожар расходуется 50 м3 воды. Очевидно, что в XXI веке с возрастанием значимости экологической проблемы, должна появиться альтернатива воде, как средству пожаротушения. Решение этой задачи является актуальной еще и потому, в настоящее время остается нерешенной задача эффективной борьбы с лесными пожарами, не всегда успешно ведется борьба с огнем в подземных сооружениях, на ряде других объектов.
Важным направлением работы следует считать обеспечение пожарной безопасности на объектах и, прежде всего, в части предупреждения пожаров и ликвидацию на стадии, когда пожар не принял угрожающих размеров. В этой связи развитие получат разработки эффективных систем автоматического обнаружения и тушения пожаров, первичных средств пожаротушения, противопожарного нормирования и других технических и нормативных решений, высокомобильных технологий пожаротушения, способствующих снижению пожарного риска.
Еще не исчерпана возможность применения воды как средства пожаротушения: в настоящее время при ликвидации пожара ручными стволами только 5% от ее расхода используется эффективно; имеются трудности в получении и транспортировки качественной высокократной пены (кратностью 1000), что позволило бы решить проблему борьбы с огнем в труднодоступных местах; не получила широкого применения комплексная оценка пожароопасности объекта с учетом многофакторности и взаимовлияния отдельных элементов противопожарной защиты и характеристик защищаемого сооружения и т. д.