Эволюция жанровой живописи Федотова – от образа карикатурного к трагическому, от перегруженности в деталях к предельному лаконизму

Всего несколько лет своей короткой трагической жизни посвятил он живописи, но сумел выразить сам дух России 1840-х годов. Федотов ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию, критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни, в поздних работах — с острым чувством одиночества и обреченности человека.

Родился в семье титулярного советника. Отец художника, в прошлом суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. Мальчика определили в 1826 в Первый московский кадетский корпус, который он окончил с отличием в 1833 и был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. Еще будучи кадетом, Федотов увлеченно зарисовывал своих сверсников; став офицером, посещал рисовальные классы Академии художеств (1835-45). К этому, раннему периоду относятся обстоятельные, тщательно детализованные акварельные портреты сослуживцев и сцены из полковой жизни («Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка», 1841-42, ГРМ); в некоторых из них нарастают сатирические нотки («Брань под Смоленским (кладбищем)», около 1840, ГТГ).

Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 в отставку. Сначала, учась в батальном классе А.И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи, но затем всецело отдается «страсти к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни» (из «Записки П. А. Федотова о его жизни», написанной около 1849 года). Федотову предстояло стать ярким в русском искусстве живописцем бытового жанра, но не бытописателем, а критиком современных нравов.

Федотов пользовался советами К. П. Брюллова, но особое значение для формирования его таланта имели искусство У. Хогарта, голландская бытовая живописи «золотого» XVII века, но более всего – сама русская жизнь, открытая взору талантливого художника во всей ее дисгармонии и противоречивости.

Творческое кредо художника закрепляется в сатирических сепиях из жизни Фидельки, барыниной собачки, почившей в бозе и оплаканной хозяйкой, исполненных в 1844-46, по выходе в отставку («Кончина Фидельки», «СЛЕДСТВИЕ КОНЧИНЫ ФИДЕЛЬКИ», 1844, ГТГ).

Помимо серии о Фидельке в это время создаются сепии «Модный магазин» (1844–1846, ГТГ), «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» (1844, ГТГ) и другие.

Главное в творчестве Федотова – бытовая живопись. В первой картине маслом «СВЕЖИЙ КАВАЛЕР. УТРО ЧИНОВНИКА, ПОЛУЧИВШЕГО ПЕРВЫЙ КРЕСТИК» (1846, ГТГ) — сцене с мелким чиновником, который с похмелья кичится своей наградой перед девкой-сожительницей, — ирония достаточно добродушна, сочетаясь, как у старых голландцев, с умением (по выражению самого художника из его записных книжек) «ожемчуживать равно и слезу горести, и слезу радости», — поэтически детализировать среду действия, не впадая в злой гротеск.

То же добродушие живописного анекдота господствует в картине «СВАТОВСТВО МАЙОРА» (1848, ГТГ) и «ЗАВТРАКЕ АРИСТОКРАТА» (1849-50, ГТГ). В обоих случаях комизм ситуации возникает из мелкого тщеславия, заставляющего «антигероев» картин маскировать свою социальную сущность: средней руки купчишка, желая «облагородиться», выдает дочь за майора, обедневший дворянин спешно прячет свой убогий завтрак, заслышав стук в дверь.

Бытовая мельтешня обретает уже не комический, а трагикомический характер в сцене сватовства горбуна в картине «РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА», написанной на сюжет басни Крылова (1847, ГТГ).

В картине «ВДОВУШКА» (1851, Ивановский художественный музей, вариант–ГТГ, ГРМ) живописная режиссура отнюдь не анекдотична, претворяясь в меланхолически-сентиментальную поэму о женском одиночестве.

Чувством роковой безысходности, трагического ощущения бессмысленности существования полна картина «АНКОР, ЕЩЕ АНКОР!» (1851-1852, ГТГ), где отупевший от скуки офицер убивает время в пустой игре с пуделем. Атмосфера духовного тупика сгущена до предела благодаря мастерскому тональному решению тесного, сумрачного интерьера избы, озаренного неверным пламенем свечи.

То же сумрачно-тупиковое настроение царит в картине «ИГРОКИ» (1852, Киевский музей русского искусства); картежники-полуночники уподоблены гротескным манекенам, что особенно остро ощущается в подготовительных набросках, где фигуры лишены голов.

Особый раздел составляет портретное творчество Федотова, в котором ирония уступая место спокойному, созерцательному вниманию к внутренней жизни модели. К шедеврам русской живописи середины XIX века принадлежит «ПОРТРЕТ Н. П. ЖДАНОВИЧ ЗА КЛАВЕСИНОМ» (1849, ГРМ), полный светлой, лирической грации.

Федотов окончил жизнь душевнобольным в «доме скорби» на роковом 37-м году жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: