Мелодико-интонационный строй Диала

Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика. — М.: Астрель, 2012. — 320 с. C. 163-174.

Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Самоучитель игры на извилинах. — М.: АСТ, 2013. — 320 с. C. 163-175.

Куликов В.В., Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Язык креативного мышления и парадоксов (авторская рукопись учебника), 1994.

См. также: Куликов В.В., Гаврилов Д.А. Переход в иное измерение: мелодико-интонационный строй языка Диал // Информационно-аналитический вестник «Аномалия», 2011. — № 4. — С. 35–37.

Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер, (кто не знает великого комбинатора) пал жертвой собственной неосторожности. Его зарезал, хоть и не насмерть, Ипполит Воробьянинов. Он же, цитируя Бендера:

"Уездный предводитель команчей, или просто предводитель, барон-изгнанник, товарищ фельдмаршал, гражданин Михельсон, Конрад Карлович, гигант мысли, отец русской демократии, наконец, особа, приближенная к государю-императору или, по-приятельски, Киса. "

Возьмем на себя смелость заявить, что на преступление фельдмаршала подтолкнули, кроме всего прочего, постоянные издевки О. Бендера. Чаша терпения переполнилась. Произошел прорыв меры.

Действительно, нечто подобное мы имеем и в Диале, когда выходим по иерархическому стволу операторов на уровень соотношение бесконечностей, "бесконечного числа бесконечного".

Одно и то же количество может быть в различных состояниях: дискретном и непрерывном (лед и вода), следующего за отношением операторов бесконечностей изменение высоты тона как раз связано в языке с возникновением меры и ее изменениями.

Быстрое чередование повторений как в физике звука, так и в физиологии речи ведет к изменению (повышению) тона речи. Тут же мы должны взять и обратный процесс понижения тона.

Понятное дело, все, что выше сказано о ритме, в неменьшей степени справедливо и для, собственно, интонации как переходов тональности речи. Тона речи, как и в музыкальной мелодии, обычно колеблются вокруг так называемой тоники (базового, опорного звука, основного тона голоса). Рождаться и исчезать теперь может не просто звук, а тон звука (будь то один и тот же звук или разные звуки одного слова или предложения). Тон звука может быть как ниже тоники (О), что можно обозначить как O\ со стрелочкой вниз или O (жирным шрифтом), так и выше ее – обозначим это так: O/ или О (курсивом). На самом деле, в реальной мелодике речи встречается множество разных уровней музыкальных тонов, которые представляют собой выражение универсалии рекурсии-удвоения в области тона, но письменность имеет свои ограничения, неведомые устной речи, а тем более, пению.

Рождение одного тона из другого, скажем, низкого тона из тоники, отобразится в Диале как О О или OO\, а например, тоники из высокого тона как О/О или OO т.п. Какой смысл отображают в Диале переходы тонов? Уже из того, что нами сказано об универсалиях в первых параграфах читатель может об этом догадаться: поскольку сам звук (например, та же фонема О) при таких переходах не исчезает, речь идет лишь об изменении качества звука, его, так сказать, “формы” его существования, в том же самом смысле, как мы говорим о жидкой, газообразной или твердой форме существования вещества.

Можно строго показать, что вариации высоты тона звука естественным образом отображают изменение состояний объекта (молодой-взрослый-старый “А/АА\”, твердый-жидкий-газообразный “О\ОО/” и пр., отсюда и соответствующие приемы ТРИЗ). Количественные соотношения и переходы во времени длительностей и тональностей приводят нас к музыке (которая, кстати, издревле характеризовалась как “искусство интонаций”, а в речевой деятельности – к пению.

Итак, если нам нужно отобразить изменения, преобразования в существующем объекте без явного превращения его в какой-то иной, мы выражаем это изменением тона. Скажем, простейшая форма выражения закона сохранения энергии описывается возвращением к тонике (сохранение тоники, память). Или, если нам нужно сказать: “Теперь это просто другой человек” (а о нем мы уже говорили, как об А), мы скажем: АА\, или, например, А/А (стал хуже-безвольнее, лучше-энергичнее или, скажем, стал как все, “впал в тонику”, “вошел в русло, успокоился”).

Сын Ходжи Насреддина увидел свое отражение в сосуде с водой и закричал: - Отец, там кто-то сидит! Ходжа подошел, заглянул в сосуд, увидел там свое отражение и сказал: - Успокойся, сынок, там всего-навсего глупый старик, который любит пугать маленьких детей.

И точно так же, как и в случае с ритмом, обработка интонаций речи до наполнения ее прямым смыслом (словами) имеет огромное значение для успеха сказанного. Некоторым это удается интуитивно – мы знаем таких людей как завораживающих своей речью рассказчиков, берущих за душу певцов или внушающих к себе подсознательное уважение лидеров, вождей, вожаков и атаманов. Тем же, кто хочет добиться результата сознательно, требуется серьезная работа над собой и своей речью. Диал дает здесь карт-бланш всем, у кого есть воля его применить.

После всего сказанного и вовсе не трудно понять, какую роль в речи (обычно поэтической) играет рифма. Рифма есть все та же универсалия рекурсии-удвоения (см. стихотворные формы сонета и т.п.), применению которой для диктовки смысла через подсознание мешает привычка нашего сознания замечать явные рифмы. В обычной речи, однако, встречаются и так называемые скрытые (“бедные”) рифмы, то есть, созвучия слогов того или иного рода. Это надо учитывать, подходя к рифме так же, как это должно быть сделано в ритме и интонации. С другой стороны, наше сознание, даже в случае чисто поэтической речи, отслеживая рифмы и восхищаясь их красотой, вовсе не способно проникнуть в смысл сочетания тех же самых рифм, вновь доступный лишь подсознанию. Это канал эффективного воздействия через поэтическую и песенную речь. В Диале этот канал влияния и налаживания взаимодействия людей способен стать особенно эффективным.

Это дает нам и новые подходы к гипнозу, нейролингвистическому программированию и даже к практической магии (традиционно считавшейся ненаучной на том простом основании, что наука ранее не могла подыскать объяснение этим феноменам).

Цель обучения Диалу – не просто стать на целую голову выше всех прочих в понимании строения мира, в умении отыскивать неожиданные, парадоксальные, революционно новые решения “неразрешимых” проблем, в умении изобретать невероятное. Цель обучения Диалу – стать новым, волевым человеком, вожаком, за которым идут, не раздумывая, личностью которой восхищаются и которой стремятся подражать.

Теперь несколько примеров.

Необходимо сказать фразу "Волк "У" сожрал овцу", не переобозначая второго участника этой трагедии. Это просто, если представить овцу, как базовое, "нулевое" состояние волка. Мясо овцы – это жизнь хищника, если волк не пообедает, он умрет.

Х – любая произвольная гласная произнесенная на базовом, основном тоне.

Х/ – повышение тона

Х// – двукратное повышение тона

Х\ – понижение тона

Тем самым искомая фаза звучит как у\у, т. е. съедая овцу волк утрачивает чувство голода и некоторым образом становится на место овцы, насыщаясь. Пока он не проголодается вновь – его хищническая природа в полной мере не проявится.

Как ни парадоксально, но единственный возможный способ существования вещи в относительном неизменном состоянии – это непрерывный переход потребления иного в производство самой себя, что выражается вариацией высоты тона с последующим возвратом к исходному состоянию /\. Это "обмен веществ" вещи. Мы приносим, конечно, извинение за злоупотребление биологической терминологией, которая, будет, к сожалению, встречаться и в дальнейшем. Дело в том, что диалектика развития "неживых" вещей пока еще не осознана в науке настолько, чтобы можно было бы легко подобрать соответствующие понятия, лучше отражающие суть. Так в физике пространства-времени подобное превращение называют "событием", что вряд ли лучше предыдущего названия. Обратный переход /\/, т. е. вместо "потребление-производство"-"производство-потребление" \/\, будучи изначально неотличим по смыслу, в дальнейшем отделяется, образуя новый тип превращения состояний, который по аналогии с экономикой можно назвать "обменом" /\/\ = \/, а с физикой – механическим перемещением, где движение квантов происходит путем обмена "местами" с другими квантами, просто, путем преобразования их друг в друга.

Сфера обмена т. е. область "механического перемещения" есть сфера производства состояний вещи, поскольку во время такого обмена собственная "внутренняя жизнь"вещи останавливается. Именно отсюда следует, что различные "точки-мест а ", в которых находится вещь в процессе своего движения, являются, по сути лишь ее собственными различными состояниями! Это напрочь срывает мистический покров с понятия пространства-поля и еще раз показывает, что оно лишь одна из всеобщих форм существования материи.

Существует ещё и теория, восходящая к самому Вернеру Гейзенбергу, согласно которой все частицы мира, все его кванты — это трансформированная одна единственная «прачастица-Вселенная», родоначальница всех имеющихся частиц, как известных науке, так как и пока неоткрытых!

Продемонстрируем, как изменение уровня тона «работает» в контекстах Диала. Пусть О — зрелое, настоящее, устойчивое. Тогда, в зависимости от контекста:

оО/ — далекое будущее; прекрасное далёко; оO\ — ближайшее будущее; незавидное будущее; Оо\ — недалекое прошлое, мрачное прошлое; Оо/ — далекое прошлое, золотой век.

Или же, пусть «ог» — Срединный мир, земля или вода, тогда «ог\» — Нижний мир, подземный или подводный, а также лёд, а «ог/» — Вышний, воздушный мир.

Пусть «уб» — звуковая информация, тогда «уб/» — зрительная, а «уб\» — тактильная.

Если, например, ОоО — пространство, то ОоО / — активное, агрессивное пространство, а ОоО \ — инертная среда. Подействуем на последний оператор «инертного пространства» оператором смерти, вывернем его наизнанку и получим оператор оОо/ — длительной, качественно новой, «успешной» жизни, оператор качественно иного «лучшего» или же «будущего» времени.

Вот, наконец, несколько еще достаточно абстрактных фраз:

1) Медведь "О" лег в спячку оо\

2) Ударил Мороз "У", вода "А" замерзла уУуаА\ или УаА\

3) Буря разбила лед, а мороз сковал его заново. аАа\ А\ А\ А\ уУу А\

Теперь, пример сложный, но он показывает: как можно совмещать интонацию и амплитудную структуры:

4) Гости гуляли и побили много хрустальных бокалов (за базовое состояние принят хрусталь "И"): иИи И\ И\ И\

Вот как работает прием "сделай наоборот", "переверни проблему" на уровне фазовых состояний.

Читатель наш слышит каждый день — "погоду передают"?! А ведь мало кто задумывается, что честь изобретения стоградусной шкалы термометра принадлежит шведскому геофизику и астроному Андреасу Цельсию — профессору Упсальского университета. Правда, Цельсий принял за ноль градусов температуру кипения воды при нормальном атмосферном давлении, а за сто градусов — температуру таяния льда. Когда же стали использовать термометры оказалось удобнее шкалу перевернуть, поменять местами 0 и 100 градусов, принять таяние льда за ноль. Эту идею выдвинул великий шведский натуралист Карл Линней — он в те же годы — первая половина 18 века — преподавал в Упсальском университете медицину и естествознание.

Кстати, когда физик Фаренгейт изобрел новый инструмент, который он назвал ртутным термометром идея использовать его для измерения температуры человеческого тела пришла к нему не сразу, а когда Фаренгейт докладывал в Академии наук в пользе своего прибора, и в Академии ему сказали, что пусть он лучше это свое изобретение себе в з… засунет. С тех пор это в самом деле способ измерения температуры тела домашних животных.

Далее все происходит точно таким же образом, как и ранее, когда мы знакомили нашего читателя с универсалиями и их преобразованиями.

Вариации высоты тона, соответствующие переходам: "производство-обмен-производство" /\/\ и "обмен-производство-обмен" \/\/ где потребление включено в само производство, имеют смысл дискретного и непрерывного состояния вещи. В применении к биологии это имеет смысл женского и мужского полов. Мужской пол обеспечивает перенос генов, а женский их воспроизводство.

Приведем еще один пример вероятного перевода абстрактных категории, связанных с движением т. е. переходов "производство-обмен" и "обмен – производство". Как фазы движения /скачка!/ это суть "отталкивание" от одного и "притяжение" к другому, от единства к разрыву, от разрыва к непрерывности. В звуковой интерпретации это переходы от вариации тона к тонической "паузе" и обратно.

Так же, как и состояния вещи во времени, меняется ее состояние и в смысле пространственных отношений. Иными словами при движении вещь "вращается", образуя циклы. С различием тонов, фаз и состояний происходит разделение Пространства на внешнее и внутреннее, что неизбежно порождает разные качества, а значит, и свойства, как переходы качеств.

В этой связи вспомним один исторический эпизод. В 1654 году в Оксфорде бок о бок трудились два выдающихся учёных своей эпохи — Роберт Бойль (1627–1691) и его ассистент Роберт Гук (1635–1703). В 1660 Бойль усовершенствовал воздушный насос немца Герике и поставил с его помощью ряд опытов: продемонстрировал упругость воздуха, определил его удельный вес. Роберт Гук в 1658 году изобрёл и построил воздушный насос; экспериментируя с ним, открыл знаменитый закон газового состояния pV = const. Cообщение об этом законе с указанием имени автора впервые опубликовал в 1660 году Бойль. Но в курсах физики он называется законом Бойля: первопубликатор зачастую заметнее первооткрывателя. В работах самого Бойля появился первый действенный способ решения проблемы происхождения свойств вещества. Исследования Бойля показали, что качества и свойства тел не имеют абсолютного характера и зависят от того, из каких химических элементов эти тела составлены.

В 1662 г. вернувшийся на трон английский король Карл II специальной грамотой легализировал Общество для распространения физико-математических экспериментальных наук, существовавшее в стране уже несколько лет, присвоил ему наименование “Королевское общество” и даровал герб с девизом Nullius in Verba (“Ничто словами”). Так возникла британская Академия наук.

Куратором экспериментальных работ был назначен 27‑летний учёный Роберт Гук. По существу в современной классической физике Гук известен только как автор закона упругой деформации: “Каково удлинение, такова и сила” (1660 г.) Между тем он имел самое прямое отношение и к открытию другого всеобъемлющего закона физики — закона всемирного тяготения, связанного теперь с именем великого Исаака Нъютона. К концу жизни Р. Гук сделал около 500 научных и технических открытий. Они составляют основу современной науки, но по разным причинам приписываются другим людям. В числе этих открытий — клеточная структура растений, красное пятно на поверхности Юпитера, волновая природа света. В силу особенностей характера и из-за чрезвычайно широкого круга интересов Гук часто не доводил свои открытия до конца и утрачивал приоритет. Талантливейший экспериментатор и конструктор научных приборов, учёный вёл биологические, географические, геологические и физические исследования и считался одним из главных авторитетов своего времени. Он изобрёл основные метеорологические приборы, установил зависимость барометрического давления от состояния погоды, впервые оценил высоту атмосферы. Первые 35 лет Королевское общество жило трудами Гука: он не только написал устав общества и регулярно составлял планы исследований и программы работ, но своими лекциями, экспериментами и докладами почти полностью заполнял часы и дни заседаний. Более того, его контракт с обществом обязал его еженедельно демонстрировать коллегам какое-либо новое явление природы — то есть совершать открытие. И он ни разу не нарушил своих обязательств.

Лишь после смерти Гука Исаак Нъютон согласился принять на себя обязанности президента Королевского общества, от чего постоянно отказывался при жизни своего великого соперника.

Итак, переход качеств т. е. рождение свойства, описывается оператором рождения одного внутреннего измерения. В физике элементарных частиц это носит общепринятое название заряд (масса покоя в частности). Например, если о/ – это фермион-электрон, то о\ – уже позитрон, а движение (связь) между, взаимодействие между ними, бозон-носитель этой связи есть ни что иное, как фотон о/о\. [1]

Заряд — это оператор, вектор связи во внутреннем пространстве вещи. Исходя из этих соображений, попробуйте вообразить себе нейтрино, с учетом, что оно существует в нейтральном зарядовом состоянии? Частицы могут существовать в различных «зарядовых фазах». У электрона она единственная «отрицательная», у его антипода, античастицы позитрона, такое состояние тоже одно — «положительное». В общих чертах утверждение, что частица существует в различных зарядовых состояниях, означает следующее: частицы, имеющие разные заряды, в остальном близки друг к другу, что вполне логично рассматривать их как некие различные проявления «одной и той же» частицы.

Для полного знакомства с частицей необходимо иметь данные о её взаимодействиях со всеми другими частицами. Свойства этих взаимодействий, а на сегодня известны четыре из них: сильное, гравитационное, электромагнитное и слабое, пока ещё достаточно не изучены и служат предметом интересных исследований. Наиболее поразительной развязкой взаимодействия частицы служит её превращение в другие частицы, вездесущие преобразования симметрии.

Английский математик Уильям Кингдон Клиффорд (1845–1879) в статье «О пространственной теории материи» писал: «Я считаю: 1. Что малые участки пространства действительно аналогичны небольшим холмам на поверхности, которая в среднем является плоской, а именно: там несправедливы обычные законы геометрии. 2. Что это свойство искривленности или деформации непрерывно переходит с одного участка пространства на другой, наподобие волны. 3. Что такое изменение кривизны пространства и есть то, что реально происходит в явлении, которое мы называем движением материи, будь она весомая или эфирная. 4. Что в физическом мире не происходит ничего, кроме таких изменений».

Эту программу уже на основе общей теории относительности развил великий американский физик-теоретик Джон Арчибальд Уилер[2] (1911–2008), коему, кстати, принадлежат пионерские разработки по части «чёрных дыр» и «кротовьих нор» Вселенной, равно как и эти термины, ныне широко распространённые. Уилер предполагал, «в мире нет ничего, кроме пустого искривленного пространства. Материя, заряд, электромагнетизм и другие поля являются лишь проявлением искривленного пространства. Или, иначе говоря, физика есть геометрия». Эту программу он воплотил в теорию, названную им «геометродинамикой».

Но там, где есть «заряд», предполагается и «поле» — причём в самом широком смысле этого слова «поле действия сил». В ТРИЗ это находит отражение в специальном разделе — учении о веполях (Ве щество– Пол е).

В Диале простейший «веполь» представлен таким оператором:

Интонации и ритм речи образуют истинный фундамент самой речи, не только создавая “фон” (интонационно-ритмический контекст) речи, но и формируя, как мы скоро увидим, саму ткань языковой артикуляции, фонемно-слоговую систему языка. Законы же грамматики Диала, как говорилось уже не раз, едины на всех уровнях языка.


[1] Из фундаментальной физики известен следующий факт: "тождественность квантовых частиц с одинаковыми свойствами приводит к выводу – волновая функция системы включающей несколько таких частиц, обладает определенной симметрией по отношению к перестановке их координат". Свойства симметрии при этом – функция от спина частицы: если спин S – целый или нулевой, квантовую частицу называют – бозоном, если дробный – фермионом. При перестановке координат частиц – бозонов волновая функция остается неизменной, т. е. нам безразлично), произошла такая перестановка или нет. Если волновая функция меняет свой знак, нарушается симметрия. Известный физикам и химикам принцип Паули вытекает из этих же соображений: "Тождественные друг-другу фермионы не могут в одной системе занимать одинаковые состояния". Напомним, что волновой функцией называют нечто, позволяющее описать состояние квантовой системы и охарактеризовать ее. Волновая функция – тоже "вектор", иногда квадрат его модуля называют вероятностью состояния, а саму волновую функцию, что не вполне правильно – амплитудой вероятности.

[2] В 1990 году Уилер писал так: «Всё из бита («It from bit»). Иными словами, всё сущее — каждая частица, каждое силовое поле, даже сам пространственно-временной континуум — получает свою функцию, свой смысл и, в конечном счёте, самое своё существование — даже если в каких-то ситуациях не напрямую — из ответов, извлекаемых нами с помощью физических приборов, на вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет», из бинарных альтернатив, из битов. «Всё из бита» («It from bit») символизирует идею, что всякий предмет и событие физического мира имеет в своей основе — в большинстве случаев в весьма глубокой основе — нематериальный источник и объяснение; и что то, что мы называем реальностью, вырастает в конечном счёте из постановки «да–или–нет»–вопросов и регистрации ответов на них при помощи аппаратуры; коротко говоря, что все физические сущности в своей основе являются информационно-теоретическими и что Вселенная требует нашего участия…».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: