Организация налогового контроля

В настоящее время налоговый контроль от имени государства осуществляют специализированные госу­дарственные органы, которым предоставлены полномочия по проведению мероприятий налогового контроля в отношении организаций и физических лиц.

В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь в число участников налоговых отношений включа­ются:

- Министерство по налогам и сборам РБ и инспекции Министерства по налогом и сборам РБ;

- Государственный таможенный комитет РБ и таможни;

- Государственные органы республиканского управления, органы местного управления и самоуправления, а также упол­номоченные организации и должностные лица, осуществляю­щие в установленном порядке помимо налоговых и таможен­ных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин).

- Комитет государственного контроля РБ и его органы Министерство финансов РБ и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы — при решении вопросов, относимых к их компетенции.

В структуру МНС РБ входят:

1) департамент по надзору и контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья, табачных изделий

2) управления, отделы, а также инспекции МНС по областям и г.Минску, районам, городам, районам в городах

Существуют следующие элементы контроля.

1) субъекты налогового контроля. Это

- с одной стороны налогоплательщики - юридические и физические лица, на которых в законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

- с другой стороны государственные налоговые органы.

2) объект и предмет налогового контроля. Это финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

3) формы, методы и мероприятия налогового контроля (рассмотрены ниже)

4) документы налогового контроля;

5) этапы и порядок проведения налогового контроля.

В зависимости от временного фактора можно выделить 3 формы налогового контроля:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения.

Цель - предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово-хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей.

Налоговые органы обеспечивают полный учет в реестре налогоплательщиков, получающих доходы, а также контроль за своевременностью их постановки на учет. Также предварительный налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов по налогам и платежам до наступления срока уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения.

Цель - исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Он непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты. Он позволяет оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.

Последующий контроль осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода.

Цель - проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. В случаях установления нарушений - принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.

Выделяют следующие виды налогового контроля

- проверки;

- обследования;

- опрос налогоплательщиков и других лиц;

- анализ.

Под методом налогового контроля понимается совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд, т. е. при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояние объектов и предметов налогового контроля.

Существует многоуровневая система методов налогового контроля, которая включает в себя следующие виды методов:

- общенаучные методы (анализ, синтез, моделирование, статистический метод и т. д.);

- специальные методы исследования (проверка документов, экономический анализ, экспертиза, инвентаризация, осмотр предметов, помещений, территорий);

- методы воздействия на проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля (убеждение, поощрение, принуждение и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: