Структура и элементы налогового механизма

Экономическая сущность налогового механизма.

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Можно выделить как минимум два подхода к рассмотрению налогового механизма.

Первый подход. Когда налоговый механизм рассматривают с двух позиций: как совокупность организационно-правовых норм и совокупность конкретных методов управления налогообложением.

Это практический подход, т. е. здесь речь идет о механизме налогообложения, включающем установление, введение, взимание налогов, осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налоговых нарушений.

Второй, методический подход, когда налоговый механизм рассматривается как область налоговой теории и в этом смысле трактуется как необходимый процесс управления перераспределительными отношениями.

Т.о., налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики. Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Налоговый механизм – это система законодательных форм и методов управления процессом налогообложения, включающим налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость

Таким образом, налоговый механизм следует рассматривать как свод практических налоговых действий и совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов.

Принятие оптимального налогового механизма означает:

· выбор разумных налогов;

· обеспечение норм и правил исчисления налогов и уплаты их в бюджет;

· состав налоговых льгот и санкций (мер), применяемых к нарушителям налогового законодательства.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль. Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий.

В зависимости от периода различают планирование:

· оперативное;

· текущее;

· долгосрочное;

· стратегическое.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов. На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Основная задача общегосударственного планирования и прогнозирования состоит в том, чтобы экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из принятой налоговой концепции.

При планировании налоговых поступлений в бюджет необходимо решить следующие задачи:

– детально изучить позитивные и негативные проявления во взаимоотношениях плательщика с бюджетом;

– провести факторный анализ в системе бюджетно-налоговых отношений с целью выявления влияния отдельных налогов и всей системы в целом на показатели финансово-хозяйственной деятельности;

– выполнить оценку вероятности возникновения непредвиденных бюджетно-налоговых ситуаций.

В настоящее время не существует специфических методик, позволяющих решить все эти задачи в полном объеме, поэтому применяются балансовый метод, метод ранжирования и метод построения хронологических рядов.

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

· экономическая обоснованность;

· финансовая целесообразность;

· сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

· способы — льготы и санкции;

· методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов.

Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней. Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы.

К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

· полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;

· отнесение убытков на доходы будущих периодов;

· применение уменьшенной налоговой ставки;

· освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;

· освобождение от налога отдельных социальных групп;

· отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Применение налоговых льгот не должно носить избирательный характер в зависимости от вида деятельности.

Инвестиционные налоговые кредиты должны предоставляться исключительно группам налогоплательщиков, обеспечивающих выполнение инвестиционных программ общегосударственного назначения.

Применение налоговых льгот не должно наносить ущерб ни доходам бюджета, ни экономическим интересам.

Порядок формирования льготного налогового портфеля определяется на общегосударственном уровне.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов. Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом. Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Т.о., налоговое регулирование является наиболее подвижным элементом налогового механизма и представляет собой комплекс мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: