Экономическая сущность налога на добавленную стоимость

Экономические основы и принципы обложения имущества, капитала и собственности

Корпорационный налог.

Корпорационный налог - налог на доходы (прибыль) юридических лиц (объединений капиталов), взимаемый практически во всех развитых странах и подавляющем большинстве развивающихся.

Налог может иметь названия:

а) налог на прибыль обществ (акционерных обществ);

б) налог на общества;

в) налог на доходы юридических лиц.

Корпорационный налог - налог на доходы (прибыль) юридических лиц (объединений капиталов), взимаемый практически во всех развитых странах и подавляющем большинстве развивающихся. Налог может иметь названия: а) налог на прибыль обществ (акционерных обществ); б) налог на общества; в) налог на доходы юридических лиц.

Объект налогообложения — облагаемая прибыль компаний (корпораций), равная валовой прибыли за минусом суммы установленных налоговым законодательством освобождений (изъятий), налоговых вычетов и скидок. Как правило, к вычету допускаются:

- производственные, коммерческие, транспортные издержки;

- расходы на оплату труда персонала (с возможными ограничениями для высшего управленческого звена);

- проценты по задолженности (кредитам, ссудам, как правило, с установленными ограничениями);

- убытки текущего года и убытки прошлых лет (в соответствии с установленными правилами);

- расходы на рекламу, представительство, НИОКР (с учетом возможных ограничений).

В налоговых законодательствах могут быть предусмотрены значительные возможности по применению налоговых льгот в форме налоговых кредитов.

Налог взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным ставкам. Налоговый период, как правило, составляет календарный либо финансовый год. Налоговый период подразделяется на отчетные периоды (квартал, месяц, а для отдельных налогоплательщиков декада либо неделя).

По окончании отчетных периодов обычно уплачиваются авансовые платежи налога, зачитываемые впоследствии при уплате налога по декларации после окончания налогового периода.

В большинстве стран корпорационный налог построен по принципу зачетной системы, в то время как в отдельных странах применяется классическая (каскадная) система налогообложения доходов юридических лиц и распределяемых дивидендов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из типов налога на потребление, который налагается на товары и услуги на каждом уровне производства. Механизм работы налога на добавленную стоимость достаточно сложен, поскольку его целью является распределение налогового бремени. Его использование обычно приводит к высоким налоговым поступлениям, не воздействуя при этом на некоторые социальные группы больше, чем на другие.

Механизм действия налога на добавленную стоимость состоит в том, что на каждой стадии от процесса создания товаров или услуг до их продажи конечному потребителю, они облагаются налогом. Налоговое обязательство равняется проценту от стоимости товаров или услуг за вычетом НДС, уже оплаченного предыдущим участникам в цепи.

Основное место в белорусской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль. В настоящее время НДС - один из важнейших республиканских налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. НДС традиционно относят к категории универсальных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Это самый молодой из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов большинства развитых стран. Во Франции он стал применяться с 1958г. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период НЭП.

Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957г. о создании Европейского экономического сообщества предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения. Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены Европейского союза. Шестая директива Совета ЕС от 17 мая 1997г. стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с целью унификации базы НДС во всех странах ЕС. Сейчас НДС взимается в 137 странах [13].

Налог на добавленную стоимость - налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.

Основная функция НДС - фискальная. Доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах - 24% [12].

Для функционирования НДС необходимы соответствующие информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги, но не в виде заработной платы или жалованья. Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: