Эластичность спроса и предложения. Общественная выгода от конкурентно равновесия

Тема 4.

Общественная выгода от конкурентно равновесия

Излишек потребителя и излишек производителя

Впервые сформулировал Альфред Маршалл.

*график 3.9: общественная выгода*

Излишек потребителя — это разница между ценой спроса, то есть максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за товар и рыночной ценой, которую они в действительности уплатили. Аналогично, излишек производителя.

Излишек производителя — это разница между рыночной ценой, которую получили за свой товар и ценами предложений, то есть теми ценами, по которым готовы были его предложить. Сумма излишков (треугольник, м.б. равнобедренный) и характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия. Конкурентное равновесие позволяет обеспечить максимальный выигрыш для обоих участников рыночных отношений. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем предполагали вначале, а производители продали больше и дороже, чем были готовы. Точка равновесия на конкурентном рынке эффективна по Паретто, т.к. не возможно повышение благосостояния одних участников рыночного процесса без ущерба для других. Итак, если существует свободный рынок, экономика эффективно распределяет ресурсы, но с точки зрения общественного оптиума (благосостояния), это условие необходимое, но не достаточное, т.к. существует несправедливость в распределении.

Изложенные элементы теории спроса и предложения позволяют понять на качественном уровне изменения, которые возникают при изменении условий спроса/предложения. Тема оценки эластичности позволяет оценить размеры изменений, чувствительность спроса/предложения к ряду факторов.

Эластичность — это мера реагирования одной переменной в процентах в ответ на изменение другой переменной в процентах.

Прямая эластичности спроса по цене. Степень реакции величины спроса на изменение цены во-первых, различна для разных товаров и во-вторых, для одного и того же товара в различных диапазонах изменения цены. Для измерения степени воздействия изменения цены на количество покупаемого товара применяется показатель «коэффициент прямой эластичности спроса». Обозначается как Ed и рассчитывается как отношение процентного изменения количества товара к процентному изменению цены.

Ed = %∆Q/%∆P = |(∆P/P) * (∆Q/Q)|

Коэффициент всегда отрицателен, поэтому значение берется по модулю.

Использование процентных отношений, а не абсолютных позволяет исключить представление об эластичности под воздействием выбора единицы измерения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: