Инфляция
Инфляция – это процесс роста цен, сопровождающийся снижением покупательной способности денег.
Виды инфляции:
По источникам возникновения инфляция делится на:
– инфляцию спроса – рост цен, вызванный опережающим ростом спроса над предложением, что может быть вызвано следующим:
1. Быстрый рост доходов покупателей (т.н. инфляция доходов)
2. Выпуск государством в обращение новых денег, не обеспеченных произведенными товарами и услугами (монетарная инфляция). Также государство может выпускать новые деньги для финансирования дефицита государственного бюджета, что также ведет к монетарной инфляции.
– инфляцию предложения – рост цен по мере увеличения предложения товара. Причины инфляции предложения:
1. Снижение производительности труда и увеличение затрат на выпуск единицы продукции (инфляция издержек)
2. Усиление монополии в экономике (снижение конкуренции), т.н. монопольная инфляция.
3. Увеличение налогов и перенос производителями налогового бремени на цену.
4. Рост импорта. При этом происходит перенос инфляции на товары в стране производителя (экспортера) в страну потребителя (импортера). (импортированная инфляция)
5. Инфляционные ожидания. Если ожидается рост цен в будущем, то продавцы благ добавляют надбавку к цене товара с целью компенсации будущего обесценивания капиталовложений. Это ускоряет инфляцию в настоящем времени.
По отношению к разным товарам выделяют инфляцию:
– Абсолютных цен – это увеличение цен на большую часть благ, производимых в экономике.
– Относительных цен – увеличение разрыва в ценах на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые товары.
По критерию влияния государства на инфляцию выделяют:
– Открытую инфляцию – рост цен по мере действия факторов или причин инфляции, благодаря минимальному контролю государства над ценами.
– Закрытую инфляцию(подавленную) – ситуация, при которой действие факторов инфляции не вызывает роста цен. Это следствие сильного контроля государства над ценами. Проявлением подавленной инфляции служит дефицит товаров и услуг.
Для оценки темпов инфляции органы государственной статистики используют индекс Пааше, который учитывает как изменения цен на товары и услуги, так и изменение объёмов их производства за определенный период.

– индекс цен
– цена товара k в рассматриваемом периоде
– в начале периода
– объём производства товара k в конце рассматриваемого периода
объём производства товара k в начале рассматриваемого периода
n – число товаров и услуг, включаемых в расчет индекс цен
Органы гос. статистики рассчитывают индекс цен в среднем по экономике и для каждого региона ежеквартально раз в полгода и за год.






