Виды конкуренции
Конкуренция. Модели рынка
Теория поведения потребителя и потребительское равновесие
1. Поведение потребителя
2. Кривая безразличия
3. Полезность
4. Предельная полезность
5. Карта безразличия
6. Бюджетная линия
7. Равновесие потребителя
8. Потребительская рента
9. Потребительский излишек
Конкуренция – это с одной стороны соперничество между продавцами или между покупателями за наиболее выгодные условия сделок. С другой стороны конкуренция – это система экономических отношений с развитием рынка или денежных отношений с повышением эффективности субъектов рынка.
По отношению к отраслям экономики или по масштабам разделяют:
1. Внутриотраслевую конкуренцию между фирмами одной отрасли за рынок сбыта
2. Межотраслевую – соперничество фирм разных отраслей за общие ресурсы
3. Международную конкуренцию – соперничество фирм разных стран.
По отношению к цене разделяют:
1. Ценовую конкуренцию
2. Неценовую конкуренцию
По отношению к товару:
1. Конкуренция между однородными товарами
2. Субститутная конкуренция
По степени добросовестности:
1. Добросовестная (ценовая и неценовая)
2. Недобросовестная (неценовая - соглашение о разделе рынка между продавцами; ценовая – демпинг)
Демпинг – это продажа товаров по искусственно заниженным ценам.
I. Совершенная конкуренция – идеальное состояние рынка, при котором существует бесконечное множество продавцов и покупателей. Отсутствует контроль над ценами и ценовая конкуренция, отсутствуют барьеры для входа на рынок. Товар на рынке совершенной конкуренции однородный
II. Несовершенная конкуренция – реальная модель, с ограниченным продавцом продавцов и покупателей, с контролем над ценой, с барьерами входа на рынок.
К рыночным барьерам относятся:
а) большие затраты капитала.
б) интеллектуальные барьеры – необходимость в покупке патента, защиты авторских прав
в) административные барьеры – создаются государством (лицензирование, контроль)
По силе рыночных барьеров принято выделять 3 частные модели несовершенной конкуренции:
1. Монополия – модель рынка с ограниченным или с небольшим числом продавцов, с уникальным характером товара, с максимальными барьерами.
Виды монополии:
- чистая монополия (на рынке 1 продавец)
- дуополия (на рынке 2 продавца)
- монопсония (на рынке 1 покупатель)
Принято различать естественные и искусственные монополии. Естественные монополии – существуют там, где развитие конкуренции невозможно или нецелесообразно. Там где это невозможно, связано со специфическими производствами в данных отраслях (производство электроэнергии, добыча и транспортировка нефти, газа).
Искусственные монополии – возникают там, где конкуренция в принципе возможна и монополия вызвана концентрацией капитала, высокой экономической эффективностью, инновациями, недобросовестной конкуренцией.
2. Олигополия – модель рынка, для которой характерны несколько крупных фирм и большое число мелких предприятий. Барьеры на рынке олигополии умеренные, товар стандартизированный, контроль над ценой принадлежит крупным фирмам (ценовым лидерам).
Отрасли олигополии: машиностроение, добывающая промышленность, строительство, легкая, пищевая промышленность.
Обратная сторона олигополии – олигопсония – это наличие крупного покупателя.
3. Монополистическая конкуренция – модель рынка с большим числом продавцов и покупателей. Контроль над ценой минимальный, барьеры минимальные, товар дифференцированный по цене, качеству. Отрасли монополистической конкуренции – это мелкое товарное производство, сфера услуг.