Модели рынка

Виды конкуренции

Конкуренция. Модели рынка

Теория поведения потребителя и потребительское равновесие

1. Поведение потребителя

2. Кривая безразличия

3. Полезность

4. Предельная полезность

5. Карта безразличия

6. Бюджетная линия

7. Равновесие потребителя

8. Потребительская рента

9. Потребительский излишек

Конкуренция – это с одной стороны соперничество между продавцами или между покупателями за наиболее выгодные условия сделок. С другой стороны конкуренция – это система экономических отношений с развитием рынка или денежных отношений с повышением эффективности субъектов рынка.

По отношению к отраслям экономики или по масштабам разделяют:

1. Внутриотраслевую конкуренцию между фирмами одной отрасли за рынок сбыта

2. Межотраслевую – соперничество фирм разных отраслей за общие ресурсы

3. Международную конкуренцию – соперничество фирм разных стран.

По отношению к цене разделяют:

1. Ценовую конкуренцию

2. Неценовую конкуренцию

По отношению к товару:

1. Конкуренция между однородными товарами

2. Субститутная конкуренция

По степени добросовестности:

1. Добросовестная (ценовая и неценовая)

2. Недобросовестная (неценовая - соглашение о разделе рынка между продавцами; ценовая – демпинг)

Демпинг – это продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

I. Совершенная конкуренция – идеальное состояние рынка, при котором существует бесконечное множество продавцов и покупателей. Отсутствует контроль над ценами и ценовая конкуренция, отсутствуют барьеры для входа на рынок. Товар на рынке совершенной конкуренции однородный

II. Несовершенная конкуренция – реальная модель, с ограниченным продавцом продавцов и покупателей, с контролем над ценой, с барьерами входа на рынок.

К рыночным барьерам относятся:

а) большие затраты капитала.

б) интеллектуальные барьеры – необходимость в покупке патента, защиты авторских прав

в) административные барьеры – создаются государством (лицензирование, контроль)

По силе рыночных барьеров принято выделять 3 частные модели несовершенной конкуренции:

1. Монополия – модель рынка с ограниченным или с небольшим числом продавцов, с уникальным характером товара, с максимальными барьерами.

Виды монополии:

- чистая монополия (на рынке 1 продавец)

- дуополия (на рынке 2 продавца)

- монопсония (на рынке 1 покупатель)

Принято различать естественные и искусственные монополии. Естественные монополии – существуют там, где развитие конкуренции невозможно или нецелесообразно. Там где это невозможно, связано со специфическими производствами в данных отраслях (производство электроэнергии, добыча и транспортировка нефти, газа).

Искусственные монополии – возникают там, где конкуренция в принципе возможна и монополия вызвана концентрацией капитала, высокой экономической эффективностью, инновациями, недобросовестной конкуренцией.

2. Олигополия – модель рынка, для которой характерны несколько крупных фирм и большое число мелких предприятий. Барьеры на рынке олигополии умеренные, товар стандартизированный, контроль над ценой принадлежит крупным фирмам (ценовым лидерам).

Отрасли олигополии: машиностроение, добывающая промышленность, строительство, легкая, пищевая промышленность.

Обратная сторона олигополии – олигопсония – это наличие крупного покупателя.

3. Монополистическая конкуренция – модель рынка с большим числом продавцов и покупателей. Контроль над ценой минимальный, барьеры минимальные, товар дифференцированный по цене, качеству. Отрасли монополистической конкуренции – это мелкое товарное производство, сфера услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: