При изобилии товара его полезность равна 0. Однако более типичной ситуацией является ограниченность (дефицит) определенных товаров и услуг. Тогда возникает проблема предпочтения тех или иных потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью ограниченного запаса благ.
В этом случае предельная полезность данного блага будет зависеть не только от его количества, но и от наличия и количества других товаров, особенно являющихся заменителями данного товара (такие товары называют субститутами).
Например, предельная полезность воды как средства для утоления жажды зависит не только от количества имеющейся воды, но и от количества молока, кваса, пива или лимонада в вашем распоряжении.
Каждый потребитель устанавливает свой порядок предпочтения по отношению к товарам, имеющимся на рынке.
Пример. Свой день рождения вы решили отпраздновать в кругу 4 самых близких друзей и угостить их набором из двух продуктов: пиво и пицца. Каковы варианты вашего поведения в процессе выбора этого набора?
Вариант 1. Вы рассуждаете о количестве первого и второго продукта. Набор из 1 бутылки пива и 2 пицц (набор А) слишком мал для вас и ваших друзей. Напротив, набор из 16 бутылок пива и 10 пицц (набор В) – очень велик. А набор, состоящий из 8 бутылок пива и 4 пицц (набор С) – это то, что надо. Следовательно, вы как потребитель предпочитаете набор С наборам товаров А, В.
Вариант 2. Вы не можете отдать предпочтение тому или иному набору товаров. Вам подходят набор С1, набор С2, набор С и др. Это говорит о том, что в данный момент вам безразлично, какой из перечисленных наборов использовать. Это ситуация графически может быть отражена в виде кривой безразличия (рис. 4.1).
Кривая безразличия – геометрическое место точек, отражающих те или иные равноценные для данного потребителя наборы из товара «Х» и товара «Y».
А (U = 2, C = 1)
В (U = 10, C = 16)
С (U = 4, C = 8)
С1 (U = 2, C = 16)
С2 (U = 6, C = 6)
С3 (U = 10, C = 4)
|
|
Наборы С, С1, С2, лежат на одной кривой безразличия D1D1. На плоскости можно построить бесчисленное множество непересекающихся кривых безразличия DiDi, отражающих другие сочетания продуктов и . Наборы, лежащие на каждой из этих кривых, равноценны между собой, но наборы, лежащие, например, на кривой D1D1, не равноценны наборам на кривой D2D2 и наборам на кривой D3D3 (рис. 4.2).
На кривой D2D2 имеются точки, содержащие одновременно большее количество, как товара , так и товара по сравнению с точкой С на кривой D1D1. Пример, точка Е.
Предполагается, что поведение потребителя «отличается умом и сообразительностью», т.е. обладает свойствами рациональности и последовательности в совершаемых действиях. А значит, потребитель предпочтет каждый набор кривой D3D3 каждому набору кривой D2D2, а каждый набор кривой D2D2 – каждому набору кривой D1D1. Иначе говоря, вводится аксиома предпочтения.
Аксиома предпочтения. Большее количество товаров, входящих в набор, всегда предпочитается меньшему их количеству, т.е. существует определенная иерархия предпочтений.
Несомненно, что при прочих равных условиях мы предпочитаем купить всего побольше. А результат упирается в наши возможности. Рынок определяет цены товаров, а наше предпочтение зависит от величины наших доходов. На наши предпочтения накладывается так называемое бюджетное ограничение.