Создание эффективных публикаций

Классификация шрифтов по способам воспроизведения

Как и любой объект графического дизайна, шрифт зависит от инструмента, с помощью которого он воспроизводится. По способу воспроизведения шрифты делятся на рисованные и наборные.

Рисованными называют шрифты, выполненные вручную. Каждый выгравиро­ванный, написанный от руки или нарисованный пером шрифт несет печать индивидуальности художника. Это не компоновка готовых знаков алфавита, а создание новой текстовой композиции. Вручную невозможно абсолютно точ­но повторить рисунок буквы, поэтому даже в одном слове повторяющиеся символы различаются. Рукописные шрифты очень выразительны: нажим пе­ра, качество чернил, наклон, мягкость или угловатость букв отражают харак­тер человека, написавшего текст, передают его эмоциональное состояние. Это придает текстам, написанным от руки, особый шарм.

Наборные шрифты — комплект текстовых знаков определенного рисунка для набора любого типа, например литер для типографского набора, симво­лов в шрифтовом файле для компьютерного набора и т. д. Наборные тексты выглядят строго и гармонично, все буквы и знаки выверены и согласованы по начертанию.

Обычно при чтении люди не обращают внимания на шрифт, не замечают формы отдельных букв. Это значит, что шрифт спроектирован правильно: внимание не отвлекается от текста, а значит, информация воспринимается лучше. Для того чтобы читатель "не видел" шрифт, разработчику нужно серь­езно потрудиться: соблюсти стиль, пропорции, ритм, продумать детали. Од­ним из основателей систематического подхода к разработке шрифтов был Альбрехт Дюрер. Сохранились его записи, датированные 1525 годом: "Когда рисуешь в квадрате букву, сделай ширину ее толстой ножки равной одной десятой части стороны квадрата, тонкий же штрих буквы сделай равным тре­тей части толстого". Систематизация пропорций типографских литер и пра­вил их монтажа продолжалась два столетия. В середине XVIII века в Англии жил замечательный дизайнер шрифтов Джон Баскервиль. Он разрабатывал шрифты, учитывая особенности применявшихся в то время технологий, в том числе и свойства металлов, которые использовались для отливки литер. При­мерно в это же время в Италии работал Джамбаттиста Бодони, разработав­ший 265 латинских, греческих и восточных шрифтов. С появлением компью­теров начался новый виток развития шрифтового искусства.

Основные элементы шрифта обозначены на рис. 4.16.

Кегль — размер шрифта; определяется расстоянием между верхним и ниж­ним выносными элементами. Здесь же учитываются и заплечики — неболь­шой зазор над верхним и под нижним выносными элементами (понятие досталось нам "в наследство" от металлических литер).

Линия шрифта — базовая линия, по которой выравнивается нижний край основной части буквы (не считая свисающих элементов и нижнего вынос­ного элемента).

Штрихи, образующие формы букв, делятся на основные (обычно вертикаль­ные, более толстые) и соединительные (более тонкие). В буквах треугольной формы (А, У) основным штрихом считается идущий сверху слева вниз на­право (нисходящий штрих), а соединительным — идущий снизу слева вверх направо (восходящий штрих). Соотношение между толщинами основных и соединительных штрихов называется контрастностью шрифта.

Засечки — поперечные элементы на концах штрихов букв. Короткие горизон­тальные штрихи визуально соединяют буквы и выстраивают из них слова, облегчая процесс чтения текста. Шрифты с засечками получили наибольшее распространение, так как засечки помогают взгляду передвигаться вдоль строки, и буквы при этом не сливаются друг с другом. С течением времени начертание шрифтов менялось, в частности, изменялись формы засечек. В ста­рых антиквенных шрифтах сохраняется легкий эффект рукописного начерта­ния. Засечки чуть изогнуты и плавно утолщаются при переходе к основным штрихам, приближаясь по форме к треугольнику, ось овалов круглых букв слегка наклонена влево (рис. 4.17, а). В антиквах более позднего времени за­сечки становятся более прямыми, ось овалов вертикальна (рис. 4.17, б). Во многих современных антиквах засечки прямые (рис. 4.17, в).

Брусковые шрифты характеризуются прямоугольными и квадратными за­сечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Толщина засечек, основных и соединительных штри­хов различаются незначительно (рис. 4.17, г).

Шрифты без засечек называют рублеными или гротесками. Толщина основ­ных и соединительных штрихов в них практически одинакова (рис. 4.17, д). Буквы без засечек легче читать в шрифтах очень большого и, в особенности, очень малого кегля.

Гармоничность наборного шрифта обеспечивается тем, что композиция ка­ждого знака заранее продумана, размеры просчитаны, графическое изобра­жение всех букв алфавита подчинено единой закономерности. Целостность гарнитуры определяется зрительно равными высотами знаков, постоянством пропорций, выверенной шириной вертикальных элементов и засечек. Как правило, наборные гарнитуры универсальны, они могут применяться для текстов различного характера и назначения. Очевидно, что работа по созда­нию наборной гарнитуры очень сложна и ответственна. Часто бывает так, что хороший шрифт при увеличении или уменьшении кегля выглядит неук­люже. Поэтому для разных групп кеглей иногда создаются разные рисунки знаков. Чем мельче шрифт, тем меньше контраст тонких и толстых штри­хов, короче выносные элементы, проще формы букв сложного начертания. Для одной гарнитуры могут быть разработаны десятки начертаний.

Тот или иной стиль шрифта определяется единым принципом построения букв. Так, если буква О выполнена циркулем, то другим буквам округлых очертаний (В, Ю и др.) нельзя придавать овальную форму; или, например, буква Н имеет прямоугольную форму, значит, букву П нельзя вписывать в квадрат и т. д.

Конструкцию и стилевые особенности шрифта легко проследить по наибо­лее простым и ясным формам:

· по контурам цифр;

· по формам характерных букв (например. У, Л, М);

· по вопросительному знаку;

· по округлым частям букв Р и В, наплывам;

· по контрасту между основными и соединительными штрихами;

· по форме засечек и свисающего элемента букв Ц и Щ.

Лучше всего форма читается у шрифтов с прямым светлым начертанием (рис. 4.18).

В зависимости от соотношения горизонтальных размеров (ширин) различ­ных знаков, шрифты делятся на моноширинные (например, Courier) и про­порциональные, такие как Times (рис. 4.19).

В моноширинных шрифтах все знаки имеют одинаковую ширину. Как пра­вило, они применяются для набора таблиц, листингов программ и т. д.

Пропорциональные шрифты более читаемы, поэтому они значительно по­пулярнее. В пропорциональных шрифтах буквы делятся на узкие (I, J), нормальные (О, Н, В) и широкие (М, Щ, Ф, Ж). Лучше всего воспринима­ется шрифт, в котором высота и ширина нормальных букв соотносятся в пропорции золотого сечения.

Главное для шрифта — хорошее восприятие, а глаз человека несовершенен. В первой главе шла речь об устойчивых визуальных искажениях. Шрифт -это искусство оптической иллюзии. Когда говорят о точности графики шрифта, речь идет не о геометрической точности, а о визуальной. В частно­сти, графические иллюзии проявляются в начертаниях букв:

· горизонтальная средняя линия буквы Н, расположенная строго в гео­метрическом центре, кажется смещенной вниз;

· буква О кажется ниже Н;

· горизонтальные штрихи, равные по толщине вертикальным, выглядят тоньше.

Для визуального выравнивая параметров шрифта (оптической компенсации) приходится целенаправленно вносить искажения в геометрически точные формы шрифта.

Начертание. Для выделения части текста или как декоративный прием используют курсив­ные и наклонные начертания. Наклонные шрифты образуются путем измене­ния угла наклона знаков прямых начертаний, при этом буквы и цифры прак­тически не изменяют рисунка. Курсивные шрифты отличаются от наклонных тем, что знаки в них меняют очертания, приобретают вид "рукописных". От основного начертания курсивы отличаются рисунком, пропорциями, насы­щенностью (рис. 4.20). Обычно курсив используют для выделения в шрифтах типа антиква, а наклонное начертание — в шрифтах типа гротеск.

Еще один способ выделения текста — полужирное и жирное начертания. Впервые жирные шрифты были разработаны в начале XIX века. Они ис­пользовались для набора заголовков, объявлений, афиш. Позднее литеры жирного и полужирного начертаний разрабатывались как вариант обычного светлого шрифта для выделения части текста.

Конструирование курсивного и жирного начертаний в дополнение к основ­ному привело к тому, что появились комплекты шрифтов, одинаковых по характеру рисунка, но отличающихся размером, наклоном и насыщенно­стью. Такой комплект называется гарнитурой.

Шрифты одной гарнитуры имеют одну графическую основу и носят общее название, например, Arial, Arial Black, Arial Rounded MT Bold, Arial Narrow и т. д. В пределах одной гарнитуры шрифты могут отличаться не только на­сыщенностью и наклоном, но и пропорциями. В зависимости от начерта­ния, шрифт в гарнитуре может быть светлым, жирным, полужирным, пря­мым, наклонным, узким, широким и т. д. Если гарнитура имеет большое число начертаний, это позволяет легко подбирать нужные шрифты для раз­личных элементов публикации. Чем больше начертаний, тем легче добиться выразительности при составлении текстового документа без изменения гар­нитуры (рис. 4.21).

Характеристики наборного шрифта. Для описания структуры и размеров наборного шрифта существуют специ­альные термины.

Пункты. В пунктах измеряют высоту шрифта (кегль). Один пункт равен 1/72 дюйма (в технике англо-американский пункт принимается равным 0,353 мм).

Цицеро — единица измерения ширины печатных строк. В одном дюйме 6 ци­церо, а в одном цицеро — 12 пунктов.

Интерлиньяж — расстояние между базовыми линиями соседних строк. Из­меряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояний между строками. Интерлиньяж 10/12 (десять на двенадцать) означает, что при вы­соте шрифта в 10 пунктов расстояние между базовыми линиями соседних строк — 12 пунктов. Интерлиньяж может быть большим, плотным, сплош­ным. Сплошным называют интерлиньяж, при котором значения кегля и интерлиньяжа совпадают (рис. 4.22).

Апрош — межбуквенное расстояние. Изначально при наборе с помощью метал­лических литер межбуквенные расстояния определялись зазором между краем литеры и очком (самой буквой). Точнее говоря, это расстояние складывалось из двух полуапрошей, так как для составления слова литеры располагались вплотную друг к другу. Расстояния между буквами в большой степени опре­деляют восприятие шрифта. Каждый знак, в зависимости от его формы, должен иметь собственные фиксированные значения левого и правого ап­роша. Прекрасно прорисованные буквы могут не сложиться в хороший шрифт, если апроши выверены неточно. При жирном начертании или при узких буквах апроши должны быть меньше. Кроме того, величина апрошей зависит от кегля: чем крупнее шрифт — тем плотнее кажется текст при од­ном и том же значении апроша.

Трекинг — коррекция межбуквенных пробелов в зависимости от кегля. При трекинге одинаково и одновременно меняется расстояние между всеми бук­вами. Чем больше кегль, тем более плотным должен быть трекинг, иначе крупный шрифт выглядит разреженным (особенно, если рядом на странице есть мелкий шрифт).

Кернинг — изменение расстояния между отдельными парами букв для визу­ального выравнивания апрошей, например, для пары WA. Кернинг приме­няют в случае, если нужно улучшить внешний вид фрагмента текста, т. е. для достижения оптического равновесия текста на строке.

Классификация наборных шрифтов. Для оформления текстовых документов можно использовать несколько шрифтов. Профессионалы обычно берут набор из трех-четырех основных гарнитур (антиквы, брусковых, рубленых). Хорошо сочетающиеся гарниту­ры дизайнеры объединяют в собственные шрифтовые каталоги и использу­ют в дальнейшем при создании документов одной серии.

В соответствии с назначением, гарнитуры подразделяются на текстовые — для печати основного текста книг, журналов и газет; титульные — для набора обложек, титульных листов, газетных заголовков; акцидентные — для при­дания выразительности плакатам и афишам (гарнитуры преимущественно декоративные).

При всем разнообразии гарнитур, можно выделить следующие основные группы, в которых рисунки символов объединены общими графическими признаками (рис. 4.23):

· шрифты с засечками или антиква (serif);

· шрифты без засечек или гротески (sans serif);

· брусковые (square serif);

· рукописные (script);

· декоративные (ornamental).

В настоящее время существует множество гарнитур, имитирующих руко­писную технику. Их часто используют для придания документам нефор­мального характера: в поздравительных письмах, приглашениях, рекламных документах. Однако неповторимость и красоту настоящего рукописного шрифта, в котором ни одна буква не может быть повторена в точности, не­возможно воспроизвести техническими средствами, поэтому слишком час­тое использование гарнитур типа script раздражает.

Декоративные шрифты — своеобразный рекламный прием. В деловых бума­гах они, как правило, неуместны. Есть отдельные издания, набранные ак­цидентными шрифтами, но в этом случае текст читать практически невоз­можно. Обычно, даже если текст обложки или заголовок рекламного документа выполнен акцидентным шрифтом, основная информация бывает напечатана подходящим рубленым или антиквой.

Типографика — искусство относительно молодое. Пятьсот лет назад толчок к его появлению дало изобретение Гуттенбергом металлического набора. В компьютерную эру развитие типографики сделало революционный ска­чок. Основываясь на классических правилах набора, компьютерная верстка дает массу новых возможностей, а это стимулирует появление свежих ди­зайнерских решений.

Впечатление, которое производит оформление текстового документа, зави­сит от многих факторов: используемых гарнитур, членения абзацев, шири­ны колонок, расположения иллюстраций и т. д. Большое влияние на вос­приятие оказывает даже качество бумаги. На рыхлой грубой бумаге ручного изготовления форма знаков выглядит мягкой и нечеткой, буквы кажутся жирнее. На гладкой мелованной бумаге те же самые знаки будут четко очерчены, резкие линии подчеркнут динамику, изменится весь характер до­кумента. В типографике нет мелочей.

Оформление текстовой страницы — композиция, в которой основная идея передается минимальными средствами. Объекты, составляющие компози­цию страницы — графическое начертание букв, массив текста, пространство листа. В то же время, это композиция с полным набором основных харак­теристик: формой, ритмом, членением, взаимодействием элементов, глуби­ной и т. д.

Объект типографики как носитель информации. Основная задача типографики — воспроизведение и тиражирование информации. Один из основателей Международного центра типографиче­ских искусств в Нью-Йорке Эмиль Рудер говорил: "Печатное произведение, которое нельзя прочесть, не имеет смысла". Но увлечение дизайном стра­ницы иногда приводит к тому, что прочитать текст очень трудно. Компью­терные технологии в полиграфии и мода на оригинальность породили ради­кальные направления в типографском искусстве. Зачастую шрифтовой документ создается не столько для чтения, сколько для рассматривания.

Тем не менее, цель большинства публикаций — донести информацию через текст, и дизайн должен облегчать, а не затруднять эту задачу.

Выделим следующие виды печатных документов:

· информационные — справочники, буклеты, бюллетени, ведомости, от­четы, планы, прайс-листы;

· рекламные — приглашения, объявления, плакаты, листовки, проспекты, рекламные каталоги;

· идентификационные — визитные карточки, этикетки, фирменные кон­верты, папки;

· обучающие — руководства, пособия, инструкции, самоучители;

· документы деловой переписки — письма, бланки, опросные листы.

Огромный поток текстовой информации сделал людей менее восприимчи­выми к печатной продукции. Для того чтобы заставить пользователя прочи­тать документ, нужно его заинтересовать, а чтобы заинтересовать - нужно понять его потребности и вкусы. Скучное, вялое оформление облож­ки не привлекает и не вызывает желания прочитать брошюру, невырази­тельный, плохо оформленный рекламный листок, скорее всего, будет сразу выброшен, и информация, которую Вы хотите донести, просто не дойдет до потребителя. С другой стороны, экстравагантная, слишком выразительная форма печатных страниц документа затрудняет чтение. Печатные произве­дения должны быть в высшей степени целесообразны.

Повышение интереса к текстовому документу. Четкая грамотная речь и вялое бормотание вызывают противоположные ре­акции слушателей, то же самое относится и к оформлению печатного доку­мента. Перечислим основные требования, которые необходимо выполнить для того, чтобы побудить людей прочесть текст.

Аудиторию можно привлечь хорошо оформленными текстовыми страница­ми, иллюстрациями, общим видом издания, но для разных категорий чита­телей, разных социальных, профессиональных, возрастных групп характер оформления документов должен быть различным. Очень важно определить, какое впечатление должен произвести печатный документ, какой образ сформируется в сознании читателя на этапе первого знакомства, при беглом взгляде: стабильности и надежности, легкости и беззаботности, изысканной элегантности, внимательной заботливости, детской непосредственности, или какое-то иное. В соответствии с этим выбирается стиль оформления текста, качество бумаги, компоновка материала. В первую очередь, дизайн зависит от характера публикации и от аудитории, для которой эта публика­ция создается.

Необходимо, чтобы объем материала был оптимальным, текст не должен быть слишком подробным или слишком сжатым. При этом информацию нужно передавать тем языком, который наиболее близок и понятен именно вашему читателю: для деловых партнеров и молодежной аудитории нужно использовать разные стили изложения.

Большинство людей, прежде чем начать внимательно изучать текст, пыта­ются уловить суть изложенного материала, т. е. просматривают текст по диагонали, следовательно, нужно оформить его так, чтобы ключевые мо­менты сразу бросались в глаза.

Отдельные виды документов различаются по структуре включаемой в них информации:

· рекламный листок содержит коротко изложенные убедительные факты, название фирмы и ее координаты;

· каталог выставки содержит перечень фирм-участниц, их адреса и теле­фоны, характеристики выставленных образцов, план размещения стен­дов, время работы;

· информационные бюллетени зачастую включают в себя схемы, диа­граммы, таблицы и т. д.

Для каждого вида публикации нужно собрать и структурировать все необхо­димые материалы и, в зависимости от их набора, создать макет.

Создаваемый документ может быть связан с другими печатными материала­ми. Если это буклет для выставки, стоит подумать о продолжении реклам­ной кампании, а для того, чтобы фирма запомнилась, необходим повторяе­мый образ. Если это часть деловой документации — нужно выдержать общий фирменный стиль, отдельные виды документов (отчеты, бланки за­казов, письма) должны создаваться по единому шаблону.

Все особенности дизайна печатной страницы определяются в макете, по­этому, приступая к созданию публикации, необходимо представлять себе ее будущий внешний вид. Нужно определить, какие элементы оформления необходимо использовать: заголовки и подзаголовки, врезки, подрисуночные подписи и т. д. Как правило, в процессе работы в первоначальный замысел вносятся коррективы, но исходный эскиз должен быть непременно.

Обязательные требования к текстовому документу — членение материала и упорядочение элементов. Охватывая взглядом страницу, мы видим в первую очередь структуру, форму документа. Беглость чтения зависит от ширины полосы набора и интерлиньяжа, от количества колонок и табуляций, от вы­носок и колонтитулов, от яркости текста и качества бумаги, от свободного пространства на странице — то есть, от композиционного построения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: