Б) Порядок публикации
Таким образом, приоритет закона может сложиться тогда, когда в обществе, и в частности у законодателя, появляется представление о социальной изменчивости в ходе исторического развития и мысль о возможности влияния на этот процесс.
Связь установления и развития системы публикации законодательных актов с системообразующим фактором — изменением соотношения закона и обычая как источников права вполне очевидна.
Пока основным источником права был обычай, вряд ли нужны были специальные меры для ознакомления подданных с указами.
Система публикации законодательных актов складывается по мере утверждения принципа: «незнание закона не освобождает от ответственности». Ведь законодатель был заинтересован в исполнении законов, а не в наказании за их неисполнение, хотя бы и из-за незнания о той или иной норме.
Порядок публикации вновь принимаемых законодательных актов был установлен именным, объявленным из Сената указом от 16 марта 1714 г. «О обнародовании всех именных указов и Сенатских приговоров по Государственным генеральным делам». Этим указом предусматривалась не только рассылка указов «в Губернии к Губернаторам, и в приказы к Судьям», но и говорилось, что «... для всенародного объявления велеть в Типографии печатать и продавать всем, дабы были о том сведомы...».
|
|
Предусматривалась и повторная публикация законодательного акта в случае внесения в него исправлений. Например, 22 февраля 1723 г. Петр I издает именной, данный Сенату указ «О перепечатании табели о рангах, по случаю определения вновь классов для Генерал-Фискала, Обер-Фискала Государственного, Обер-Фискалов и Фискалов». Этот указ, кроме требования перепечатать табель о рангах в связи с некоторыми изменениями в ней, устанавливает и общую норму: «Таковым же образом все указы надлежит в народ публиковать, ежели которые для какой нужды исправлены будут».
Публикация предусматривалась и в том случае, если вносились дополнения в какой-либо законодательный акт. Например, 2 июня 1758 г. был издан сенатский указ «О публиковании во всенародное известие указов, выдаваемых в пополнение инструкции о размежевании земель». Надо подчеркнуть, что предполагалась не просто публикация указов, изданных в дополнение инструкции, но они должны были быть приобщены к ней.
По-видимому, к началу 1720-х годов практика публикации актов верховной власти утвердилась настолько, что правительству пришлось даже принять определенные контрмеры, о чем свидетельствует сенатский указ «О присылке в Сенат, для апробации, из Коллегий и Канцелярий с состоявшихся указов копий; о непечатании и непубликовании Коллегиям и Канцеляриям своих приговоров и Именных указов, без доклада Сенату» от 5 июля 1721 г. Констатировав тот факт, что Коллегии и Канцелярии свои приговоры без апробации Сената «для исполнения и в народ публикования в печать предают...», Сенат приговорил: «...ежели когда в Коллегиях и Канцеляриях какой Его Царского Величества Именной указ записан будет, такие для каких ни есть причин по благоизобретению, или партикулярно приговором определится о таких делах, которые во установлении вновь какого дела, или действительную силу имеют в пополонку к Регламентам и Уложенью и Уставам или к Коллежским и прочим Инструктциям и указам, утвержденным в Сенате, и вновь о сборах, и по таким состоявшимся в тех Коллегиях и Канцеляриях указам никаких во всенародное публикование указов не печатать, и в Губернии и Провинции не посылать, а взносить оные для апробации в Сенат, где подпискою всего Сената утверждено, и в книгу записано подлинно, и потом печатать и публиковать и исполнять по силе тех указов определено будет, а без того таковых отнюдь в действо не производить...». Таким образом, устанавливается роль Сената как регистратора и публикатора законодательных актов.
|
|
Основными формами публикации законодательных актов были:
· чтение в церквах после службы,
· чтение и вывешивание отдельными печатными листами в торговых местах,
· в ряде случаев указывалось лишь, что законодательный акт должен быть напечатан.
Итог складывания системы публикации законодательных актов в XVIII в. подведен был в «Предисловии» к первому Полному собранию законов Российской империи, где говорится: «Законы, от Самодержавной Власти исходящие, и общия постановления, Именем Ея от учрежденных мест издаваемыя, двумя путями достигают общаго сведения и исполнения: 1) через объявление и обнародование каждого из них в свое время, посредством мест и властей, для сего установленных; и 2) чрез издание их, уже по обнародовании, в виде собраний».
В начале XIX в. значительные успехи в кодификации были достигнуты во Франции, где издаются пять кодексов:
1. Гражданский кодекс 1804 г. (или кодекс НАполеона)
2. Гражданский процессуальный кодекс 1806 г.;
3. Торговый кодекс 1808 г.;
4. Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г.;
5. Уголовный кодекс 1810 г.
В России в XIX в. попытки провести кодификацию сначала воплотились в создании Свода законов Российской империи. Свод законов создан в 1832 г., вступил в действие в 1835 г.
Структура была определена М.М. Сперанским, состояла из 8 отделов, разделенных на 15 томов:
I. Основные государственные законы (т.1.Ч.1.)
II. Учреждения:
а) центральные (т.1.ч.2);
б) местные (т.2);
уставы о службе государственной (т.3)
III. Законы правительственных сил: а) уставы о повинностях (Т. IV); б) уставы о податях и пошлинах (Т. V); в) устав таможенный (Т. VI); г) уставы монетный, горный и о соли (Т. VII); д) уставы лесной, оброчных статей, арендных старостинских имений (Т. VIII).
IV. Законы о состояниях (Т. IX).
V. Законы гражданские и межевые (Т. X).
VI. Уставы государственного благоустройства: а) уставы кредит ный, торговый, промышленности (Т. XI); б) уставы путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о
благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи (Т. XII).
VII. Уставы благочиния (законы полиции): а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный (Т. XIII); б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении
преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (Т. XIV).
VIII.Законы уголовные (Т. XV. Кн. 1) и уголовно-процессуальные (Т. XV. Кн. 2).
Свод законов не может рассматриваться как кодекс, поскольку он не снимал действия предшествующего законодательства.
|
|
В манифесте от 31 января 1833 г., объявлявшем об издании Свода законов, говорилось: «Свод законов ничего не изменяет в силе и действии их, но приводит их только в единообразие и порядок...». Составители Свода (работу возглавлял М. М. Сперанский) при систематизации законодательства отбирали действующие нормы и приняли следующие правила передачи их текста: «а) те статьи свода, кои основаны на одном действующем указе или постановлении, излагать теми самыми словами, какие стоят в тексте, без малейшего их изменения; б) те статьи, кои составлены из двух и более указов, излагать словами указа главного, с присоединением из других тех слов, кои служат ему дополнением или пояснением: в) статьи, составленные из соображения многих указов, излагать по тому смыслу, какой они представляют в их совокупности»11.