На сегодняшний день необходимым условием повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов различного профиля является использование оптимальных, с точки зрения решаемых специалистом задач, информационных технологий, обладающих достаточной гибкостью, мобильностью и адаптивностью к воздействиям внешней и внутренней профессиональной среды.
Информационные технологии условно разделяют на следующие классы:
- сберегающие (направлены на экономию трудовых, материальных и временных ресурсов;
- рационализирующие (реализуют процессы обработки информации и повышают точность расчетных процедур);
- созидающие (системы переработки и использования информации, включающие человека как составную часть, в основном предназначены для переработки семантической информации).
Информационная технология включает следующие компоненты:
1. Технические средства.
2. Знания и профессиональные навыки реализации соответствующего процесса.
3. Специализированная организационная структура, т.е. организация, соответствующая уровню и специфике реализуемых данной технологией и в данных условиях применения принципов и функций.
|
|
Указанные компоненты системной структуры технологии следует рассматривать в их тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. Технические средства взаимодействуют с организационными компонентами на всех этапах проведения технологического процесса.
Структура информационной технологии - это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов, объединенных в две большие группы: опорную технологию и базу знаний. Опорная технология - совокупность аппаратных средств автоматизации, системного и инструментального программного обеспечения, на основе которых реализуются подсистемы обработки информации. База знаний представляет собой совокупность фактов и правил в определенной предметной (проблемной) области, специальным образом организованную и хранящуюся в ЭВМ. Таким образом, база знаний представляет собой отображение предметной области. Базу знаний можно разделить на интенсиональную (т.е. знания о чем-то "вообще") и экстенсиональную (т.е. знания о чем-то "конкретно") части. В интенсиональной хранятся универсальные оболочки, а в экстенсиональной - оболочки с запоминанием, основу которых составляют базы данных.
Информационная технология базируется и зависит от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения.
Техническое обеспечение - это комплекс технических средств реализации ИТ: персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей. Вид информационной технологии, зависящий от технической оснащенности (ручной, автоматизированный, удаленный) влияет на сбор, обработку и передачу информации.
|
|
Информационное обеспечение - совокупность данных, представленных в определенной форме для последующей обработки.
Программное обеспечение, находящееся в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения, предназначено для реализации функции накопления, обработки, анализа, хранения, организации интерфейса пользователя.
Организационное обеспечение определяет компоненты технологии, специально предназначенные для выполнения включения в технологическую систему человека с его профессиональными навыками; обеспечение системного использования технических средств и методов организации процесса; организация взаимодействия технологической системы с другими объектами и системами.
В экономических информационных системах в качестве объекта, подвергающегося преобразованиям, выступают различного рода данные, которые характеризуют те или иные экономические явления. Комплексы взаимосвязанных операций, протекающих в установленной последовательности, называются технологическими процессами и представляют собой процессы преобразования исходной информации в результирующую (выходную) на основе использования технических средств и ресурсов. Рациональное проектирование технологических процессов обработки данных во многом определяет эффективное функционирование всей системы. Таким образом функциональные компоненты ИТ - это конкретное содержание информационных процессов.
Технологический процесс обработки информации представляет собой совокупность операций, выполняемых в определенной последовательности. В зависимости от используемых технических средств и требований к технологии обработки информации изменяется и состав операций технологического процесса. Построение технологического процесса зависит от характера решаемых задач, пользователей, используемых технических средств, систем контроля данных и т.д.
Технологический процесс можно разделить на следующие укрупненные этапы:
- начальный (сбор исходных данных, их регистрация и передача в информационную систему);
- подготовительный (прием, контроль, регистрация входной информации, в том числе и перенос ее на машинный носитель);
- основной (непосредственно обработка информации);
- заключительный (контроль, выпуск и передача результатной информации, ее размножение и хранение).
Технологический процесс детализирует каждую операцию, разбивая ее на элементарные операции. Операциями достигается не только преобразование информации в различных аспектах, но и первоначальное восприятие информации и ее потребление. Под элементарной операцией понимается непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры, т.е. однородная логически неделимая часть конкретного процесса, выполнение которой регламентируется инструкциями, программами или другими указаниями, определяющими используемые технические средства, необходимые ресурсы, условия и время проведения операции, стоимостные характеристики и т.д.
В технологический процесс целесообразно включать лишь типовые операции, которые могут быть реализованы в любых системах, обрабатывающих экономическую информацию:
- сбор информации,
- аналитико-синтетическая обработка информации,
- хранение информации,
- поиск информации,
- репродуцирование (копирование, размножение)
- передача информации,
- предоставление обработанной информации потребителям.
Из типовых операций составляются типовые технологические процедуры:
- рабочие (исполнительские) - составляют основу технологического процесса, включают подготовительные (подготавливают данные к преобразованию или содействуют выполнению операций) и основные (математическим и логическим преобразованием информации).
|
|
- контрольные - призваны обеспечить достоверность данных и результатов, включают операции предварительного (следит за достоверностью входных данных), текущего (обеспечивает качество исполнения операций), последующий (обеспечивает достоверность результатов выполнения операций) контроля.
Рабочие операции составляют основу ИТ и включают операции:
- упорядочения (произвольно расположенные данные размещаются в определенной последовательности значений ключевых слов);
- корректировки (процесс внесения изменений в уже сформированные массивы данных, позволяющий поддерживать их в актуальном для обработки состоянии);
- накопления (процесс периодического добавления данных в существующие массивы с целью формирования исходных данных за определенный интервал времени);
- обработки (процесс выполнения операций по преобразованию исходной информации в результатную).