Морфологический анализ

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученым Алексом Осборном в 1955 г.

Метод мозгового штурма основан на следующих принципах:

1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты — это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков.

2. При генерировании никаких ограничений лет. Идеи высказываются любые, в том числе явно ошибочные, шутливые, без всякого доказательства и технико-экономического обоснования.

Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т. п. (т.е. протоколируются), а затем анализируются экспертами, которые выбирают наиболее рациональные идеи. Таким образом, основа метода — это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

Вся сила мозгового штурма проявляется в запрёте на критику. Но запрет на критику — это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. А для этого нужна критика данной идеи.

При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 минут.

Также существует и «обратный штурм». Обратный штурм означает, что участники штурма ищут недостатки какого-либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи.

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morphз — форма) означает внешний вид. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование всех мыслимых вариантов решения проблемы, что дает возможность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы.

Метод морфологического анализа является единовременно методом психологической активизации творческого процесса. Его достоинство в том, что он помогает преодолеть трудности при рассмотрении значительного количества комбинации возможных решений.

Сущность метода морфологического анализа заключается в соединении в единую систему методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех выбранных вариантов какой-либо инновации. Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состоящей из шести последовательных этапов:

1 этап: формулировка проблемы;

2 этап: постановка задачи;

3 этап: составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции.

4 этап: составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень заключается в таблицу, называемую «морфологическим ящиком» - многомерной таблицей.

5 этап: анализ сочетаний.

6 этап: выбор наилучшего сочетания.

Выбор обычно производится путем перебора всех вариантов без исключения. Следовательно, это довольно трудоемкая работа (это и есть его недостаток).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: