Кант. Виды свободы

Право, как основа общественного прогресса.

В Кантовском определении права, на первый взгляд, основным является положение о том, что право – это средство социального компромисса (Лившиц «Теория права»).

Во время перестройки, в учебниках по ТГП стали появляться определения права, для которых моделью послужило Кантовское определение права. Эти определения стали даваться через понятие «свобода», чего раньше не было. Однако, ни в одном учебнике даже не затрагивался вопрос о значении словосочетания «антагонизм между людьми». Наоборот, до сих пор, абсолютный приоритет отдается пониманию права с точки зрения закрепленных в законе поведенческих корреляций (корреляции между правами и обязанностями).

С точки зрения Канта, право способствует общественному прогрессу только по причинам, перечисленным выше. Ход рассуждений таков:

1) Природа наделила человека безграничными универсальными способностями, возможностями.

2) Реализация этих способностей требует соответствующих усилий и забот.

3) Никто на это добровольно не пойдет, поэтому требуется некий универсальный стимул.

4) Таким универсальным стимулом является антагонизм между людьми. Кант – мыслитель расцвета капитализма, лютеранин, протестант. Вебер писал, что капитализм пришел в Европу на крыльях протестантской идеологии, ведь первые буржуазные революции имели своей религиозной подоплекой борьбу за торжество протестантской идеологии. Поэтому Кант считал, что соревнование, индивидуальная конкуренция между людьми побуждает людей и общество к самосовершенствованию.

5) Только право способно установить и сохранить должную меру антагонизма между людьми, по Канту. Вот почему право лежит в основе общественного прогресса.

В целом, логика Канта объединяет идею права и свободы в духе рыночной конкуренции между людьми.

1 – «Свобода целеполагания» - это свобода мышления, совести. Она не регулируется правом в принципе. (Римский юрист Ульпиан: «Образ мыслей не наказуем». Этот принцип нередко нарушается, примеры).

2 – «Практическая свобода» - это свобода, реализованная в поступке, только она регулируется правом.

3 – «Свобода законодателя» - Кант ее назвал трансцендентной свободой, так как законодатель выводит право за пределы его наличного бытия. Создавая новую норму, он влияет непосредственно или опосредованно на все законодательство.

4 – «Произвол» - свобода без правил, т. е. фактически несвобода, т. к. отсутствие ограничений делает свободу абстрактной. По Канту: свобода есть производное от ограничений, если эти ограничения адекватны природе человека, интересам общества, идеалам и ценностям, сформировавшихся в веках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: